Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему

В 2021 году в издательстве «Эксмо» вышла очередная книга Ланы Барсуковой «Судьбы водят хоровод». Насколько удалась эта книга по сравнению с предыдущими произведениями автора? Как из сборника рассказов сделать роман? Чем еще можно удивить искушенного читателя? И стоит ли тратить время на очередную книжную новинку? В статье даются вполне внятные и однозначные ответы на перечисленные вопросы.

Закон развития успеха

 

С того времени, как доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики Лана Барсукова, разочаровавшись в современной отечественной науке, «отформатированной» по западным лекалам и выхолощенной содержательно, начала пробу пера на поприще художественной литературы, прошло уже несколько лет. Этого достаточно, чтобы подвести хотя бы некоторые промежуточные итоги. Тем более, что эти годы были заполнены «творческим зудом» писательницы. Как-никак, а в 2021 году вышла ее шестая книга – «Судьбы водят хоровод» – в самом престижном российском издательстве «Эксмо».

Что же можно сказать о новой книге, а по ней и о динамике творчества Ланы Барсуковой?

Во-первых, налицо количественный успех. После первой пробы пера книги писательницы стали сыпаться как из рога изобилия. И это правильно! Если книги продаются, значит они интересны, следовательно, это успех, а успех надо развивать. Это и сделала Лана Барсукова.

Во-вторых, можно смело говорить о качественном успехе. И на этом аспекте немного остановимся поподробнее.

Не в обиду будет сказано, но первый сборник рассказов писательницы – «Любовь анфас» – был никаким. Это были бытовые зарисовки с признаками явных стилистических дарований у автора, но не более. Кроме того, «Любовь анфас» была рафинированным представителем женской литературы, а потому ее нельзя было рассматривать как серьезное событие на небосклоне даже российской литературы, не говоря уже о мировой.

Качественный перелом в творческой биографии писательницы, на мой взгляд, связан с выходом в 2020 году в свет ее романа «Любовь и выборы». К нему уже нельзя было предъявлять прежние претензии. Стержневые и побочные линии сюжета образовывали целостное произведение. Авантюрный сюжет и детективное изложение были построены таким образом, что роман читался буквально на одном дыхании. А для более придирчивого читателя в книге были рассыпаны фразы–афоризмы, наполненные и философским содержанием, и юмором, и иронией над самой жизнью. Но именно этот успех таил в себе главную опасность для писательницы – а на что еще способна она?

Это очень серьезный вызов для писателя от самого себя. Иногда это заканчивается сознательным или бессознательным концом писательской карьеры. Например, Патрик Зюскинд после своего гениального «Парфюмера» не просто бросил литературное творчество, но и вообще стал отшельником, почти полностью оградившись от общества. А как обстоит дело в нашем случае?

Ответ однозначен: пока хорошо. Новый роман оказался еще более философичным, глубоким, острым и цельным, чем предыдущий. Это удивительно и здорово одновременно, ибо означает, что творческая смерь Ланы Барсуковой пока еще где-то далеко впереди.

 

Хитросплетения сюжета

 

Особого внимания, пожалуй, заслуживает форма книги «Судьбы водят хоровод». С одной стороны, это сборник рассказов, но если бы это было так, то ее успех был бы почти невозможен, ибо читатель жаждет романов. В связи с этим Лана Барсукова идет на хитрый трюк – она «провязывает» все рассказы общими персонажами. Но сделано это очень недурно. Это не один герой, перекочевывающий из рассказа в рассказ, это совершенно разные люди: например, второстепенный персонаж из одного рассказа становится главным действующим лицом второго, а столь же малопримечательный персонаж второго рассказа перехватывает главную роль в третьем и т.д. Само по себе это необычно и интересно, но апофеозом всего служит, разумеется, последний рассказ, в котором главным героем оказывается второстепенный персонаж из первого рассказа. И круг замыкается. И, таким образом, сборник рассказов превращается в своеобразный роман.

Очевидно, что сама задумка такой чехарды героев и рассказов забавна, однако главным является то, как она реализована. А реализована она оказалась виртуозно. И, честно говоря, это главный вопрос к автору – как ей удалось все это придумать, совместить и увязать все концы с концами?

Если сравнивать нынешний роман – «Судьбы водят хоровод» – с предыдущим – «Любовь и выборы», то по своей композиции и внутреннему содержанию приоритет следует отдать первому.

 

Вишенка на торте

 

Все сказанное говорит о том, что мы имеем дело со зрелым писателем и крепко сбитым произведением. Но читателю–эстету этого мало. Нужна какая-то, быть может, неуловимая изюминка книги, своеобразная вишенка на торте, которая оставляла бы эффект послевкусия или, если можно так выразиться, эффект послепрочтения. По-видимому, роль этой пресловутой вишенки выполняет иронично–философский стиль книги. Здесь, как и в предыдущих книгах Ланы Барсуковой, имеется множество запоминающихся философизмов с чисто авторским мягким (женским?) цинизмом. Например, «…философы… за скромную зарплату сеяли разумное–доброе–вечное на совершенно неплодородной почве» (с. 35). «Если мысль поселилась в мозгу, то рано или поздно она прогрызет дыру, из которой вырвется победный крик «Эврика!»» (с. 211). «Жизнь вообще штука простая, если ее не насиловать своей фантазией» (с. 281). И т.д. и т.п.

Но что же все-таки является рефреном книги «Судьбы водят хоровод»? Какую главную мысль хотел провести автор сквозь череду всех лихо закрученных рассказов и многочисленных героев? По моему мнению, ответ таков – человечность. Простая человечность в долгосрочном периоде побеждает все виды и формы социального успеха. Человечное отношение к окружающим рано или поздно достойно вознаграждается.

Читайте! И читающему все откроется!

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. «Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему // «Неэргодическая экономика», 19.12.2021.

835
3
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
The purpose of imposing an unprecedented number of sanctions on Russia was not only to disrupt its economy, but also to create internal division through growing citizen discontent and internal unrest. However, the authority’s rapid response, who reacted to both economic destabilization and the society’s aggravated needs, made it possible to counteract the emerging threat and led to the society’s consolidation and the increase of its civic consciousness. The aim of the study is to understand the phenomenon of the social contract, which originated in the era of statehood formation and is the basis for the stable existence of the state. The study of the evolution of this phenomenon from antiquity to our days allowed us to define the principle of justice as a key principle in the formation of social contract. This principle, formulated in ancient times and later reflected in the teachings of J.–J. Rousseau, I. Kant, D. Rawls, etc., manifested itself most clearly in the ideological concepts of Russian philosophers of the 19th century. Historical analysis of the phenomenon of social contract allowed us to define it as an informal agreement between society and sovereign power, based on the consolidation of the former and the responsibility of the latter. The study of the need to rethink the social contract in Russia after 2022 has shown that the requests for the elaboration of the country’s ideology and the introduction of responsibility for anti–Russian propaganda (the request for justice) are the most acute in the public discourse. They are already reflected in the emerging new social contract, the basis of which is the agreement based on unity, justice, freedom, patriotism and sovereignty. Geopolitics, trust, ideology, narrow corridor concept, model of deliberative democracy, social contract, Russophobia, Russian world, justice, sovereignty.
The article presents a structural rethinking of P. Turchin’s theory of passionarity, operating not only with ruling elites, but also with counter–elites, which have all the attributes of elitists, except for access to power. To deepen the understanding of the process of political instability, we propose a graphical scheme of the political cycle, revealing the logic of interaction between elites, counterelites and masses. This scheme forms the core of the new theory of passionarity and demonstrates the action of the systemic driver of political conflicts. It is complemented by structural balances that take into account the factors concerning cyclical dynamics of political instability: family pattern, migration of counter–elites, and the resonance effect (coercion effect + contagion effect). In the development of the ideas of the theory of elites, a simple macroeconomic model linking the political struggle between elites and economic growth is considered; the research shows that exceeding a certain critical size of counter–elites leads to a slowdown in economic growth and the probability of a production recession. We have revealed the contribution of the new concept of elites to the theories of chaos, passionarity and erosion of institutions; we present the mechanism of complementarity of the theory of inclusive institutions and the theory of counter–elites. The paper presents the typology of sources of power and ruling classes (plutocracy, theocracy, militocracy, and bureaucracy); we make the comparison of these forms of government on the development of statehood. The article considers important additions to the theory of elites. In particular, we formulate the property of political ambivalence of plutocracy, when this form of government is effective in countries that are geopolitical hegemon or in the mode of economic expansion, and extremely ineffective in other cases; we reveal the connection between plutocracy and the phenomenon of supranational elites. The theory of elites and counter–elites is projected onto the entire geopolitical system of the world.
Цель наложения на Россию беспрецедентного количества санкций состояла не только в разрушении ее экономики, но и в порождении внутреннего раскола посредством роста недовольства граждан и нарастания внутренних волнений. Однако стремительная реакция властей, отреагировавших как на экономическую дестабилизацию, так и на обострившиеся потребности общества, позволила купировать возникшую угрозу и привела к сплочению общества и повышению его гражданской сознательности. Осмысление феномена общественного договора, являющегося основой стабильного существования государства и берущего свое начало в эпохе формирования государственности, стало целью исследования. Изучение эволюции этого феномена от античности до наших дней позволило определить принцип справедливости как ключевой при формировании общественного согласия. Этот принцип, сформулированный еще в античные времена и впоследствии нашедший отражение в учениях Ж.–Ж. Руссо, И. Канта, Д. Ролза и др., наиболее ярко проявил себя в идеологических концепциях российских философов XIX века. Исторический анализ феномена общественного договора позволил определить его как неформальное соглашение между обществом и суверенной властью, основанное на консолидации первого и ответственности второй. Исследование сложившейся после 2022 года в России потребности в переосмыслении общественного договора показало, что наиболее остро в общественном дискурсе проявляются запросы на выработку идеологии страны и на введение ответственности за антироссийскую пропаганду (запрос на справедливость). Они уже нашли отражение в формирующемся новом общественном договоре, базисным положением которого выступает согласие, основанное на единстве, справедливости, свободе, патриотизме и суверенитете.
Яндекс.Метрика



Loading...