Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему

В 2021 году в издательстве «Эксмо» вышла очередная книга Ланы Барсуковой «Судьбы водят хоровод». Насколько удалась эта книга по сравнению с предыдущими произведениями автора? Как из сборника рассказов сделать роман? Чем еще можно удивить искушенного читателя? И стоит ли тратить время на очередную книжную новинку? В статье даются вполне внятные и однозначные ответы на перечисленные вопросы.

Закон развития успеха

 

С того времени, как доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики Лана Барсукова, разочаровавшись в современной отечественной науке, «отформатированной» по западным лекалам и выхолощенной содержательно, начала пробу пера на поприще художественной литературы, прошло уже несколько лет. Этого достаточно, чтобы подвести хотя бы некоторые промежуточные итоги. Тем более, что эти годы были заполнены «творческим зудом» писательницы. Как-никак, а в 2021 году вышла ее шестая книга – «Судьбы водят хоровод» – в самом престижном российском издательстве «Эксмо».

Что же можно сказать о новой книге, а по ней и о динамике творчества Ланы Барсуковой?

Во-первых, налицо количественный успех. После первой пробы пера книги писательницы стали сыпаться как из рога изобилия. И это правильно! Если книги продаются, значит они интересны, следовательно, это успех, а успех надо развивать. Это и сделала Лана Барсукова.

Во-вторых, можно смело говорить о качественном успехе. И на этом аспекте немного остановимся поподробнее.

Не в обиду будет сказано, но первый сборник рассказов писательницы – «Любовь анфас» – был никаким. Это были бытовые зарисовки с признаками явных стилистических дарований у автора, но не более. Кроме того, «Любовь анфас» была рафинированным представителем женской литературы, а потому ее нельзя было рассматривать как серьезное событие на небосклоне даже российской литературы, не говоря уже о мировой.

Качественный перелом в творческой биографии писательницы, на мой взгляд, связан с выходом в 2020 году в свет ее романа «Любовь и выборы». К нему уже нельзя было предъявлять прежние претензии. Стержневые и побочные линии сюжета образовывали целостное произведение. Авантюрный сюжет и детективное изложение были построены таким образом, что роман читался буквально на одном дыхании. А для более придирчивого читателя в книге были рассыпаны фразы–афоризмы, наполненные и философским содержанием, и юмором, и иронией над самой жизнью. Но именно этот успех таил в себе главную опасность для писательницы – а на что еще способна она?

Это очень серьезный вызов для писателя от самого себя. Иногда это заканчивается сознательным или бессознательным концом писательской карьеры. Например, Патрик Зюскинд после своего гениального «Парфюмера» не просто бросил литературное творчество, но и вообще стал отшельником, почти полностью оградившись от общества. А как обстоит дело в нашем случае?

Ответ однозначен: пока хорошо. Новый роман оказался еще более философичным, глубоким, острым и цельным, чем предыдущий. Это удивительно и здорово одновременно, ибо означает, что творческая смерь Ланы Барсуковой пока еще где-то далеко впереди.

 

Хитросплетения сюжета

 

Особого внимания, пожалуй, заслуживает форма книги «Судьбы водят хоровод». С одной стороны, это сборник рассказов, но если бы это было так, то ее успех был бы почти невозможен, ибо читатель жаждет романов. В связи с этим Лана Барсукова идет на хитрый трюк – она «провязывает» все рассказы общими персонажами. Но сделано это очень недурно. Это не один герой, перекочевывающий из рассказа в рассказ, это совершенно разные люди: например, второстепенный персонаж из одного рассказа становится главным действующим лицом второго, а столь же малопримечательный персонаж второго рассказа перехватывает главную роль в третьем и т.д. Само по себе это необычно и интересно, но апофеозом всего служит, разумеется, последний рассказ, в котором главным героем оказывается второстепенный персонаж из первого рассказа. И круг замыкается. И, таким образом, сборник рассказов превращается в своеобразный роман.

Очевидно, что сама задумка такой чехарды героев и рассказов забавна, однако главным является то, как она реализована. А реализована она оказалась виртуозно. И, честно говоря, это главный вопрос к автору – как ей удалось все это придумать, совместить и увязать все концы с концами?

Если сравнивать нынешний роман – «Судьбы водят хоровод» – с предыдущим – «Любовь и выборы», то по своей композиции и внутреннему содержанию приоритет следует отдать первому.

 

Вишенка на торте

 

Все сказанное говорит о том, что мы имеем дело со зрелым писателем и крепко сбитым произведением. Но читателю–эстету этого мало. Нужна какая-то, быть может, неуловимая изюминка книги, своеобразная вишенка на торте, которая оставляла бы эффект послевкусия или, если можно так выразиться, эффект послепрочтения. По-видимому, роль этой пресловутой вишенки выполняет иронично–философский стиль книги. Здесь, как и в предыдущих книгах Ланы Барсуковой, имеется множество запоминающихся философизмов с чисто авторским мягким (женским?) цинизмом. Например, «…философы… за скромную зарплату сеяли разумное–доброе–вечное на совершенно неплодородной почве» (с. 35). «Если мысль поселилась в мозгу, то рано или поздно она прогрызет дыру, из которой вырвется победный крик «Эврика!»» (с. 211). «Жизнь вообще штука простая, если ее не насиловать своей фантазией» (с. 281). И т.д. и т.п.

Но что же все-таки является рефреном книги «Судьбы водят хоровод»? Какую главную мысль хотел провести автор сквозь череду всех лихо закрученных рассказов и многочисленных героев? По моему мнению, ответ таков – человечность. Простая человечность в долгосрочном периоде побеждает все виды и формы социального успеха. Человечное отношение к окружающим рано или поздно достойно вознаграждается.

Читайте! И читающему все откроется!

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. «Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему // «Неэргодическая экономика», 19.12.2021.

692
3
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье обсуждаются основные идеи фантастического рассказа американского писателя Роберта Хайнлайна «Год невезения» («The Year of the Jackpot»), опубликованного в 1952 году. В этом рассказе писатель обрисовал интересное и необычное для того времени явление, которое сегодня можно назвать социальным мегациклом. Сущность последнего состоит в наличии внутренней связи между частными циклами разной природы, что рано или поздно приводит к резонансу, когда точки минимума/максимума всех частных циклов синхронизируются в определенный момент времени и вызывают многократное усиление кризисных явлений. Более того, Хайнлайн акцентирует внимание, что к этому моменту у массы людей возникают сомнамбулические состояния сознания, когда их действия теряют признаки рациональности и осознанности. Показано, что за прошедшие 70 лет с момента выхода рассказа в естественных науках идея мегацикла стала нормой: сегодня прослеживаются причинно–следственные связи между астрофизическими процессами и тектоническими мегациклами, которые в свою очередь детерминируют геологические, климатических и биотические ритмы Земли. Одновременно с этим в социальных науках также утвердились понятия технологического мегацикла, цикла накопления капитала, цикла пассионарности, мегациклов социальных революций и т.п. Дается авторское объяснение природы социального мегацикла с позиций теории хаоса (сложности) и неравновесной экономики; подчеркивается роль принципа согласованности в объединении частных циклов в единое явление. Поднимается дискуссия о роли уровня материального благосостояния населения в возникновении синдрома социального аутизма, занимающего центральное место в увеличении амплитуды мегацикла.
В статье рассматривается институт ученых званий в России, который относится к разряду рудиментарных или реликтовых. Для подобных институтов характерно их номинальное оформление (например, регламентированные требования для получения ученого звания, юридическое подтверждение в виде сертификата и символическая ценность) при отсутствии экономического содержания в форме реальных привилегий (льгот, надбавок, должностных возможностей и т.п.). Показано, что такой провал в эффективности указанного института возникает на фоне надувающегося пузыря в отношении численности его обладателей. Раскрывается нежелательность существования рудиментарных институтов с юридической, институциональной, поведенческой, экономической и системной точек зрения. Показана опасность рудиментарного института из–за формирования симулякров и имитационных стратегий в научном сообществе. Предлагается три сценария корректировки института ученых званий: сохранение федеральной системы на основе введения прямых бонусов; сохранение федеральной системы на основе введения косвенных бонусов; ликвидация федеральной системы и введение локальных ученых званий. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого сценария.
The article considers the opportunities and limitations of the so-called “People’s capitalism model” (PCM). For this purpose, the authors systematize the historical practice of implementation of PCM in different countries and available empirical assessments of the effectiveness of such initiatives. In addition, the authors undertake a theoretical analysis of PCM features, for which the interests of the company and its employees are modeled. The analysis of the model allowed us to determine the conditions of effectiveness of the people’s capitalism model, based on description which we formulate proposals for the introduction of a new initiative for Russian strategic enterprises in order to ensure Russia’s technological sovereignty.
Яндекс.Метрика



Loading...