Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Как выжать максимум из прогрессивного налога

С начала 2021 года в России действует прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Отныне россияне, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15% вместо ранее установленных 13%, которые распространяются на всех остальных граждан. Этот шаг можно трактовать как вхождение России в клуб «цивилизованных» стран, в которых действует система прогрессивного подоходного налогообложения. Но что же означают для страны и бюджета эти пресловутые дополнительные два процентных пункта НДФЛ для состоятельных и богатых граждан?

С этого года в России действует прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Отныне россияне, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15% вместо ранее установленных 13%, которые распространяются на всех остальных граждан. Можно сказать, что с этого года Россия входит в клуб «цивилизованных» стран, ибо во всех развитых государствах мира действует система прогрессивного подоходного налогообложения.

Но что же означают для страны и бюджета эти пресловутые дополнительные 2 процентных пункта НДФЛ для состоятельных и богатых граждан?

Ожидания Правительства РФ от введенной меры таковы: благодаря заявленному повышению ставки НДФЛ бюджет дополучит 60 млрд руб. в 2021 году, 64 – в 2022 и 68,5 – в 2023. Эти деньги будут целевым образом направлены на лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями. По всей видимости, Министерство финансов РФ вместе с Федеральной налоговой службой РФ провели свою собственную экспертизу объема дополнительных бюджетных средств на основе имеющихся у них закрытых данных, получив указанные выше цифры. Примечательно, что Росстат не предоставляет информацию, необходимую для соответствующих расчетов. Все, что он может сообщить, это то, что зарплаты свыше 3 млн руб. в год получают всего 0,8% работающих россиян, а свыше 5 млн руб. – еще меньше.

Такая завеса тайны над новой налоговой инициативой стимулировала перепроверку правительственных цифр разными аналитическими структурами.

К примеру, некоторые использовали для расчетов базы данных о неравенстве World Inequality Database (WID). Эта база обеспечивает свободный доступ ко всем существующим статистическим рядам по распределению доходов. Непосредственная работа по наполнению WID статистикой ведется Всемирной лабораторией неравенства (The World Inequality Lab – WIL).

Опираясь на эти данные, некоторые исследователи в прошлом году подсчитали, что налогооблагаемый доход в 5 млн руб. в год имеют 0,5% взрослых россиян; при численности взрослого населения около 114 млн чел., это около 570 тыс. потенциальных плательщиков повышенного налога. При этом в среднем годовой доход самых богатых людей (0,5% населения) составлял чуть менее 16,5 млн руб. на человека.

Дальнейшая логика тривиальна: 16,5 млн руб. минус базовые 5 млн руб.; полученный «довесок» в 11,5 млн руб. умножается сначала на 570 тыс. налогоплательщиков, а потом на 0,02 – дополнительные проценты НДФЛ. В результате получается 131 млрд руб. дополнительного бюджетного дохода по данным на 2018 год, что в 2,2 раза больше правительственной оценки на 2021 год – 60 млрд рублей. Получается, что власти сильно недооценивают экономический эффект от введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Почему?

В свою очередь группа экспертов из Финансового университета при правительстве РФ углубила расчеты бюджетного дохода от внедрения прогрессивной шкалы НДФЛ. В частности, экспериментальным образом было выявлено, что доля лиц, обладающих в России доходом выше 5 млн руб. составляет 0,8% рабочей силы. Соответственно общее число таких лиц составляет уже 601,8 тыс. чел. Среднегодовой доход сверхбогатой группы граждан, по нашим оценкам, составил 18,8 млн руб. на человека. Таким образом, окончательная оценка Финуниверситета величины дополнительного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ составляет 166 млрд руб. против 131 млрд руб. других аналитических групп и 60 млрд руб. правительства РФ. То есть оценка Финуниверситета в 1,3 раза превосходит экспертную оценку независимых экспертов и в 2,8 раза – правительственную оценку.

Если же учесть, что полученная Финуниверситетом цифра основана на данных 2015 года, то в 2021 года, за 6 лет, она должна увеличиться хотя бы только за счет инфляции на 20–30% и составить 200–216 млрд руб., что примерно в 3,5 раза выше правительственного прогноза.

Таким образом, имеются, по крайней мере, три альтернативные оценки доходов бюджета страны на 2021 год в результате реформы НДФЛ. Резонно задать вопрос: чего не знают эксперты, чьи оценки кратно расходятся с прогнозом властей?

А также как объяснить правительственные ожидания роста дополнительных доходов от НДФЛ в 2022 и 2023 годах на 6,7 и 7% соответственно? Так, в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Минэкономразвития РФ, инфляция в указанные годы ожидается на уровне 4%. Тогда реальный рост доходов группы наиболее богатых граждан страны в 2022 и 2023 годы составит 2,7 и 3,0% соответственно. Но за счет чего? За счет еще большей концентрации капитала в их руках?

В общем интрига по поводу нововведения в схему НДФЛ сохраняется.

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В. Как выжать максимум из прогрессивного налога // «Независимая газета», 11.03.2021. С. 7.

793
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается «китайское пророчество» Джека Лондона, отраженное в его рассказе 1910 года «Беспримерное нашествие» («The Unparalleled Invasion»). Суть предсказания писателя сводится к столкновению в отдаленном будущем США и Китая, в результате которого китайская цивилизация будет полностью уничтожена посредством биологического оружия. Эпидемия коронавируса COVID–19, прокатившаяся во всему миру и начавшаяся в 2020 году в китайском городе Ухань с явным «американским следом», позволяет говорить о том, что «китайское пророчество» Джека Лондона подтвердилось через 110 лет после публикации рассказа. Помимо общей фабулы сюжета, в рассказе имеется целый ряд более мелких и конкретных прогнозов, которые поражают своей точностью. Для объяснения феномена «китайского пророчества» предлагается простая модель футурологического успеха, в основе которой лежит формула, согласно которой успех предсказания определяется лежащим в его основе научным методом и индивидуальной интуицией писателя. На примерах и фактах показано, что Джек Лондон действительно опирался на эти две составляющие творческого успеха. Раскрыты некоторые важные расхождения между «китайским пророчеством» и нынешней реальностью; показана роль исходных экзистенциальных установок писателя, характерных для Западной цивилизации, в характере прогнозов и восприятии будущих событий.
The article considers the process of digitalization of the Russian economy and the penetration of this process into the sphere of higher education. We show that the digitalization of applicants’ admission to Russian universities takes place within the framework of a global trend aimed at introducing the customer centricity approach in the public administration system. In particular, we consider the results of three–year operation of a special electronic service “Admission to the university online”, which is also called the Superservice. The analytical indices introduced into consideration make it possible to identify major technical and organizational issues that emerge in the course of digitalization of Russia’s social space. These issues can be divided into objective and subjective, which equally hinder the final implementation of the new electronic system. The calculations carried out have shown that the peak load on the Superservice system is from 10.2 to 16.9 million simultaneous actions, which entails persistent technical failures in the operation of the platform. We substantiate an opinion, according to which the figures obtained do not go beyond the limits of modern computing capabilities of information services, which in turn indicates administrative miscalculations in making decisions about the smoothness of functioning of the Superservice. We have found the effect of artificial commotion, when the very options of the Superservice provoke increased activity of applicants during the admission campaign, which leads to technical failures of the system. The calculations have shown that the number of applications submitted by applicants through the Superservice is on average more than three times higher than the same indicator for applicants using the traditional application form. We consider the prospects of gradual weakening and even disappearance of the artificial commotion effect as the services provided by the Superservice are becoming a common thing.
The geopolitical turbulence and the implementation of large–scale international sanctions dictate the need to assess the degree of readiness of the states to a longterm civilisational confrontation. The article aims to construct and test a new analytical tool – antifragility index of the national economy. Methodologically, the research is based on the idea that in the presence of several industries, the national economy obtains a functional foundation and a possibility to exist autonomously in conditions of disrupted international trade relations. To put this idea into practice, the article proposes a heuristic algorithm for constructing an antifragility index of the economy taking into account the priority of such industries as agriculture, pharmaceuticals industry, production of means of labour, and mineral extraction. Based on the national statistics of eight states – the USA, Canada, Great Britain, Germany, France, Switzerland, Brazil and Russia – the paper presents pilot calculations of the index. According to the results, only Russia’s index showed an upward trend in 2003–2020, while in the other seven countries it went down. The antifragility index is shown to have an ability to capture the peculiarities of political cycles and event shocks in the world economy. The research provides empirical evidence that the change of the leading country, amongst other things, is associated with the accumulation of structural disproportions in the economy: the weakening of its foundation made up of vital industries and excessive complication of the industrial superstructure in the form of the non–productive sphere. The paper proposes scaling up the constructed index to a broader sample of countries in order to clarify the regional disposition of forces in the global geopolitical space.
Яндекс.Метрика



Loading...