Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Кто владеет информацией, тот владеет миром: так ли это?

Всемирную славу приобрел афоризм У.Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Насколько справедлив этот тезис сегодня – в век информации и экономики знаний? В статье обосновывается, что старый афоризм Черчилля безнадежно устарел и его можно перефразировать следующим образом: «Кто лучше умеет пользоваться информацией, тот и владеет миром». Иными словами, пользователь информации важнее самой информации.

Поистине всемирную славу приобрел афоризм У.Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Насколько справедлив этот тезис сегодня – в век информации и экономики знаний?

Кажется совершенно естественным, что без информации и знаний ничего нельзя сделать. Даже гвоздь прибыть надо с умом – в нужном месте и правильным образом. В этом смысле афоризм Черчилля превращается в самоочевидный трюизм, ибо у кого есть вся информация, тот может все; кто всё знает, тот всё может. Так было почти всегда на протяжении длительной истории человечества. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась. В чем же суть этих изменений?

Современная экономическая наука оперирует понятием рынка, атрибутами которого являются спрос, предложение и цена. Информация как специфический товар или ресурс также образует рынок – рынок информации. И на протяжении многих столетий для этого рынка был характерен режим дефицита информации, когда спрос на нее был гораздо больше ее предложения. Все эти века шла охота за знаниями во всех их видах и формах. Поэтому и сама информация стоила крайне дорого – книги до возникновения промышленного книгопечатания в силу своей дороговизны были доступны только очень состоятельным людям, а знания и любую полезную информацию можно было получить только из книг или от конкретных «знатоков» посредством обучения у них. Как правило, заработки таких носителей информации были весьма солидными. Недаром в Средневековье бытовала даже поговорка: «Он может себе позволить жить, как профессор». Действительно, университетские профессора прошлого получали очень хорошие гонорары, а сами университеты, будучи держателями и хранителями знаний, обладали высоким общественным статусом и авторитетом.

В современном мире все изменилось. Рынок информации теперь функционирует в режиме ее избытка, когда ее предложение намного превышает спрос на нее и даже потенциальную потребность в ней. Уже в середине XX века возникла специфическая инженерная проблема, известная как проблема избыточности информации. А известный современный экономист Нассим Талеб даже сформулировал «кощунственный» афоризм: «Информация в большом количестве обладает свойством токсичности». Иными словами, излишек информации способен отравлять человека, его душу и мозг. При этом информации по любому вопросу стало столько, что охватить ее уже становится проблематичным даже для самых выдающихся умов современности. Параллельно с этим цена всех этих сведений не просто уменьшилась, а для многих из них попросту нуллифицировалась – ее можно бесплатно получить в Интернете, не выходя из дома. В таком мире роль университетов, школ и педагогов уменьшается из-за появления альтернативных источников информации и методов обучения. Все эти изменения перечеркивают афоризм Черчилля, делая его несовременным и слишком категоричным.

Из сказанного не вытекает, что информация потеряла свое значение. Нет, информация по-прежнему важна, но изменились акценты в отношении нее. Теперь важна не сама информация, а умение эффективно работать с ней – отбрасывать все маловажное и ненужное, структурировать ключевые сведения, устанавливать зависимости между разными явлениями и обобщать частные выводы. Более того, наличие даже самой прекрасной и идеально организованной информации само по себе еще не дает никому никаких преимуществ, ибо любая информация по своей природе пассивна и в лучшем случае выступает лишь в роли некоего полезного сообщения. Однако это знание надо «оживить», заставить его работать. А это прерогатива того, кто пользуется информацией. А потому афоризм Черчилля сегодня можно перефразировать следующим образом: «Кто лучше умеет пользоваться информацией, тот и владеет миром». Иными словами, пользователь информации важнее самой информации.

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Кто владеет информацией, тот владеет миром: так ли это?// «Неэргодическая экономика», 19.11.2017.

6301
5
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
The paper considers the architecture of modern neocolonialism. To this end we put forward simple structural and graphical models of traditional (colonial) and modern (neocolonial) systems, whose comparison reveals their differences. Further, we systematize comparative features of two dominance systems – colonial and neocolonial. We introduce the concept of colonial cycle, which means power castling – the process when power shifts from the mother country to its colony; a typical example is the relationship between the United States and the UK. We propose a structural and graphical model of a multipolar world, which highlights alliances of countries and indirect methods of struggle that States engage in so as to gain influence in their regional segments of the geopolitical system. We reveal the objective and subjective drivers of neocolonial castling: the scale effect; the balance of power effect, formalized as a structural balance; the globalization saturation effect that generates a “globalization / local culture” cycle; the political leader effect; economic patriotism. We put forward an expanded model of state success in the context of neocolonialism; this model, in addition to internal social achievements, takes into account the external effect in the form of political sovereignty. We show that many international comparisons lose their relevance within the framework of this model. A typical example of a false but well–established narrative based on a narrowed model of state success is the notion of South Korea’s more dynamic development compared to North Korea. We consider a modification of the extended model of state success using N. Machiavelli’s militaristic model as an example. The cognitive significance of the concept of colonial cycles in the context of geopolitical turbulence is discussed.
Кризис существующей экономической теории мэйнстрима длится уже более 50 лет, но самые последние мирохозяйственные сдвиги добавляют ему дополнительные качественные черты, характеризующие не только полное отсутствие практико–прогностической функции, но и неадекватность его когнитивного арсенала новым реалиям. Нарастающий набор рисков и трудностей глобального экономического развития, являющийся следствием перехода к новому мирохозяйственному укладу, не находит ни малейшего отклика ни в понятийном аппарате, ни в концептуальном потенциале мэйнстрима. Догматизм сложившегося теоретического каркаса базовых положений неоклассической экономической теории принял самодовлеющий характер, отвергающий попытки модернизации даже в рамках существующей парадигмы. Один из наиболее критических примеров несоответствия неоклассических представлений и реальной экономики – парадокс инноваций или провал теорий роста производительности за счет вложений в инновации. Представители мэйнстрима не в состоянии дать ему объяснение, не выходящее за пределы ограниченного неоклассического мировоззрения, игнорируя главные мирохозяйственные причины. Обобщены основные онтологические расхождения неоклассической догматики и реальных экономических процессов. К ним относятся: 1) внеисторический универсализм, игнорирующий закономерности стадиального мирохозяйственного развития; 2) неспособность выработать новый онтологический подход к фундаментальной проблеме власти в экономике; 3) отсутствие потенциала качественных обобщений процессов, порождаемых новой промышленной революцией. Попытки модернизации мэйнстрима, предпринимаемые в рамках проекта CoreEcon, построены на привлечении некоторых дополнительных теоретических конструкций, придающих новому курсу «Экономика» видимость динамизма и актуальности, но при сохранении в целом прежнего догматического каркаса. Предложены онтологические и методологические траектории поиска нового ценностного ядра экономической теории: 1) отказ от неадекватного новым реалиям принципа методологического индивидуализма; 2) отказ от принципа «рыночного супрематизма» в обоих его содержательных смыслах; 3) переосмысление основополагающего принципа экономической эффективности.
В статье рассмотрен нынешний методологический тупик экономической науки, который проявляется в феномене ее масштабного самоотрицания, принимающего формы двух взаимосвязанных эффектов. Первый – эффект самоотрицания первого рода – является очень глубоким и связан с молчаливым отрицанием научной общественностью вклада крупнейших экономистов прошлого и невостребованностью их идей и разработок. Второй – эффект второго рода – сопряжен с утратой интереса экономистов к математическому инструментарию исследования операций и с его крайне низкой практической востребованностью. Показано, что потребность в перестройке современного economics усиливается тремя обстоятельствами. Первое состоит в происходящей на наших глазах методологической инверсии знания, состоящей в переходе от аддитивного принципа к субстрактивному, второе проявляется в широком распространении в economics парадокса Баумана, а третье связано с невозможностью economics ответить на самые насущные новые вопросы современности. Все это позволяет констатировать, что economics находится в преддверии новой научной парадигмы. Обосновывается, что в ее основе будут лежать следующие установки: принцип конструирования, согласно которому экономисты будущего будут организовывать новые производственные и социальные системы с заранее заданными свойствами для получения желаемого результата; ликвидация парадокса Баумана, чтобы конкретная задача предшествовала построению моделей и их решений; принцип поликаузальности и включение в теорию идеологии, институтов и географии; принцип формальной мягкости новой науки, когда математическая строгость перестает оказывать самодовлеющее воздействие.
Яндекс.Метрика



Loading...