Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Американо-китайское соперничество на рынке солнечной энергии США

Рассмотрена конкурентная борьба американских и китайских производителей на рынке солнечной энергии США. Дана общая характеристика данного рынка и его ключевые сегменты. Показаны факторы перспективности развития данного рынка, объемы и темпы роста. Выявлены причины доминирования китайских производителей на глобальном и американском рынке солнечных устройств, связанные с целенаправленной промышленной политикой в течение последних десятилетий, включающей огромные субсидии и льготы китайским производителям. Принятый в США Закон о сокращении инфляции, предусматривающий огромную поддержку производителям «зеленой» энергии, позволяет как американским, так и зарубежным компаниям претендовать на субсидии и льготы, что не способствует защите отечественных производителей. Американские компании на рынке солнечной энергии сталкиваются с противодействием лоббистских организаций, поддерживаемых китайскими компаниями, которые добиваются отмены некоторых протекционистских мер защиты национальных производителей. Таким образом, рынок солнечной энергии США соответствует классическим канонам «молодой» отрасли, где более зрелые иностранные компании доминируют над национальными производителями, что, во–первых, непривычно для самих американских компаний, выступать доминирующим игроком на глобальных рынках, а, во–вторых, требует гораздо более сильной и специфической промышленной политики, даже по сравнению с мощными стимулами поддержки, реализованными в рамках трампономики и байденомики.

Введение

 

Солнечная энергия как альтернативный традиционным углеводородным источникам вариант получения электроэнергии обладает рядом преимуществ. Помимо экологической чистоты, и по сравнению с ветряными энергетическими установками, солнечные панели не являются пространственно обременительными как для хозяйственных целей, так и для всей окружающей среды. Поэтому, именно данное направление чистой «зеленой» энергетики рассматривается как наиболее перспективное в мире, а США уделяют ему огромное внимание.

Три основных способа использования естественной энергии солнца в земных условиях, помимо наиболее распространенного фотоэлектричества включают еще технологии отопления/ охлаждения, а также концентрацию солнечной энергии.

Фотоэлектрические (PV) устройства получают электроэнергию непосредственно от солнечных лучей посредством процесса воздействия на полупроводниковые элементы. Фотоэлектрические устройства находят широкое применение как в промышленности, так и в сфере домохозяйств [Photovoltaics].

Комбинированные солнечные фотоэлектрические + тепловые (PVT) панели – это усовершенствованные солнечные электрические панели, которые генерируют электроэнергию и нагревают воду, используя один солнечный модуль на том же пространстве крыши. Самый распространенный тип PVT–коллектора охлаждает электрические фотоэлектрические компоненты для улучшения производства электроэнергии, одновременно обеспечивая полезную тепловую энергию. Благодаря этому PVT–панели могут увеличить электрическую мощность модуля до 20%. Размеры систем варьируются от небольших до промышленных масштабов. Включая тепловую энергию, PVT–панели могут генерировать до четырех раз больше мощности, чем один PV–модуль [Solar Heating & Cooling].

Наконец, концентрирующие солнечные электростанции (CSP) могут хранить электроэнергию для последующего использования. Сегодня в Соединенных Штатах эксплуатируется около 1815 мегаватт CSP–станций [Concentrating Solar Power].

 

Динамика отрасли солнечной энергии в США

 

Солнечная энергетика демонстрирует колоссальный рост с 2000 г. В настоящее время в США установлено около 210 гигаватт (ГВт) солнечной мощности, что достаточно для питания 36 млн домов. Прослеживается стремительный рост установленных мощностей, особенно в сфере коммунальных услуг (utility). За последнее десятилетие среднегодовой темп роста солнечных установок составил 25%. По состоянию на 2023 г. около 280 тыс. американцев работали в сфере солнечной энергетики в более чем 10 000 компаний в каждом штате США, а за счет привлечения более 60 млрд. долл. новых инвестиций стоимость установки солнечных батарей снизилась более чем на 40% за последнее десятилетие. Средняя цена на жилую систему снизилась с $40 000 до стимулирования в 2010 г. до примерно $25 000 сегодня [Solar Industry Research Data].

За последние несколько лет американские производители солнечной энергии инвестировали миллиарды в отечественные производственные мощности, и это окупается. По данным Ассоциации солнечной энергетики США, в 2023 г. на солнечном рынке США было добавлено рекордных 32,4 гигаватт (ГВт) новых мощностей по производству электроэнергии. Это на 51% больше, чем в 2022 г. [Here Comes the Sun...].

 

Доминирование Китая на американском рынке солнечной энергии

 

Однако эти вдохновляющие цифры, распространяемые Ассоциацией солнечной энергетики, деликатно обходят главную особенность американского рынка – тотальное доминирование китайских производителей солнечной энергии. В 2023 г. Китай установил больше солнечных панелей, чем Соединенные Штаты Америки за всю свою историю. Он снизил оптовую цену на продаваемые им панели почти вдвое. А его экспорт полностью собранных солнечных панелей вырос на 38%, в то время как экспорт ключевых компонентов почти удвоился [How China Came...].

В свое время США из-за пренебрежения промышленной политикой «проспали» мощный рывок Китая на рынке солнечной энергии. Дело в том, что примерно за пять лет до принятия администрацией Обамы Закона о восстановлении и реинвестировании Америки (ARPA) в 2008 г., направленным, в частности, на стимулирование производства экологически чистой электроэнергии, Китай принял решение превратить возобновляемую энергию в «стратегическую» отрасль. Уже более 20 лет Китай инвестирует гигантские средства во всю технологическую цепочку производства солнечной энергии. Уже к 2010 г. Китай вложил 50 млрд долл. в крупномасштабные проекты по производству солнечной энергии и на порядок превзошел ближайших конкурентов.

В итоге, сегодня Китай производит практически все мировое оборудование для изготовления солнечных панелей и поставляет практически все компоненты солнечных панелей – от пластин до специального стекла. Поэтому в настоящее время преимущество Китая в стоимости производства единицы генерирующей мощности солнечной энергии огромно. Исследовательское подразделение Европейской комиссии подсчитало, что китайские компании могли бы производить солнечные панели по цене от 16 до 18,9 центов за ватт генерирующей мощности. Для сравнения, европейским компаниям это обходилось в 24,3–30 центов за ватт, а американским – примерно в 28 центов [Там же].

И далее на протяжении 2010 гг. Китайский банк развития предоставлял обширное финансирование компаниям возобновляемой энергетики в Китае, составившее более 200 млрд юаней (28 млрд долларов США). Почти все эти инвестиции пошли на пользу китайским государственным предприятиям (ГП) или компаниям, связанным с китайским правительством. К 2020 г. на долю китайских ГП приходилось 83% крупных подключенных к сети фотоэлектрических электростанций в Китае [Fang, Jialu, 2023].

Этот приток инвестиций и готовность отказаться от прибыли позволили Китаю дешево производить солнечные компоненты в больших масштабах и захватить рынок за счет искусственно заниженных цен. В то время как американские производители в 2021 г. покрывали всего 2% мирового спроса на фотоэлектрические (PV) модули и 7% спроса на аккумуляторные элементы, Китай производил около 70% фотоэлектрических модулей и 80% литий–ионных элементов [Will the US renewable energy manufacturing...].

Китай всегда рассматривал отраслевую промышленную политику как главное содержание своей экономической политики. Переоценивая отраслевые приоритеты развития, сегодня лидеры Китая выдвинули «новое трио» приоритетных отраслей – солнечные панели, электромобили и литиевые батареи – вместо «старого трио» одежды, мебели и бытовой техники.

Как считают американские аналитики обязательства китайского правительства по поддержке своей солнечной промышленности не показывают никаких признаков прекращения. Эти инвестиции позволяют китайским солнечным компаниям поддерживать низкие цены на экспорт, независимо от их финансовых отчетов. Согласно отчету брокерской компании Wood Mackenzie, специализирующейся на энергетическом секторе, «солнечный модуль, произведенный в Китае, на 50% дешевле, чем произведенный в Европе, и на 65% дешевле, чем в США» [China to hold over...].

Китайская «солнечная» промышленность пользуется своим доминирующим положением, наращивая производство и снижая цены, создавая «глобальный избыток предложения». По данным Международного энергетического агентства (МЭА) «в 2023 году спотовые цены на солнечные фотоэлектрические модули снизились почти на 50% в годовом исчислении, а производственные мощности втрое превысили уровень 2021 года». Эти фантастические изменения произошли почти исключительно за счет Китая. По оценкам МЭА Китай сохранит свою долю в 80–95% в мировых цепочках поставок солнечной энергии и в 2024 г. [Renewables 2023 – Report].

По данным проведенного Reuters анализа корпоративных заявлений, правительственных документов и интервью, в течение следующего года китайские компании будут иметь на территории США мощности по производству солнечных панелей общей мощностью не менее 20 гигаватт в год, что достаточно для обслуживания примерно половины рынка США. В эту группу компаний входят семь фирм, поддерживаемых правительством Китая, такие как Jinko Solar (JKS.N), Trina Solar, JA Solar, Longi, Hounen, Runergy, and Boviet [Many US solar factories are lagging].

Китай уже достиг такого доминирующего положения на рынке солнечной энергии США, что препятствует инвестициям компаний других стран. В сентябре 2024 г. швейцарская компания Meyer Burger отменила свои планы по открытию завода по производству солнечных батарей в Колорадо, сославшись на неконкурентную среду, созданную наплывом дешевой китайской солнечной продукции [Meyer Burger cancels US solar cell plant...].

Некитайским производителям по-прежнему сложно расширять производство здесь на фоне роста дешевого импорта от китайских транснациональных корпораций, распространившегося по всей Юго–Восточной Азии. Это особенно актуально для тех компаний, которым нужны элементы для производства своих солнечных панелей, поскольку цепочка поставок монополизирована Китаем.

В 2023 г. американская компания из Массачусетса CubicPV, которая производит компоненты для солнечных панелей, объявила, что получила более $100 млн финансирования по Закону IRA для строительства завода стоимостью $1,4 млрд в США. Компания планировала производить кремниевые пластины, важнейшую часть технологии, которая позволяет солнечным панелям превращать солнечный свет в электрическую энергию.

Но всплеск дешевых солнечных панелей из Китая перевернул этот проект. В феврале 2024 г. CubicPV отменила свои планы по строительству завода из-за опасений, что он больше не будет финансово жизнеспособным из-за потока китайского экспорта. Фабрика CubicPV должна была производить кремниевые пластины, ключевой компонент солнечных панелей, которые в настоящее время производятся почти полностью в Китае. Но климатический закон не поощряет компании, производящие солнечные панели, которые построены из пластин американского производства. Поэтому, когда цена на солнечные пластины упала, экономическое обоснование завода развалилось. Пока CubicPV готовилась к производству пластин в Соединенных Штатах, цены на эти компоненты упали на 70%. А по данным S&P Global, импорт солнечных панелей вырос на 82 процента за последние два года, при этом большая часть поставок приходится на китайских производителей, работающих в Юго–Восточной Азии. За это время цены на солнечные панели снизились примерно на 50%, согласно данным отраслевой группы SEMA [Chinese Export Surge...].

 

Американские компании в борьбе за собственный рынок

 

Две крупнейшие американские фирмы производители солнечных модулей, First Solar и Hanwha QCells, взяли на себя обязательства по инвестиционным программам на миллиарды долларов для создания новых производственных мощностей по производству солнечных модулей, опираясь на действительно мощные стимулы, заложенные в Законе о снижении инфляции (IRA), крупнейшем акте промышленной политики администрации Президента Байдена [Толкачев, 2023]. Отраслевые аналитики прогнозируют, что к 2030 г. США могут производить большую часть потребляемых ими солнечных модулей и половину солнечных элементов, которые используются в этих модулях. Правда Hanwha Qcells не может считаться оригинальной американской компанией, т.к. является дочерней по отношению к материнской южнокорейской Hanwha Solutions.

В 2023 г. Qcells объявила о дополнительных огромных инвестициях более 2,5 млрд долларов в производство солнечных панелей в штате Джорджия для создания полностью интегрированной цепочки поставок солнечных панелей на основе кремния. Эта крупнейшая инвестиция в истории американской солнечной промышленности. Qcells добавит новый объект в Картерсвилле, штат Джорджия, а также расширит существующий объект в Далтоне, штат Джорджия, построив третий завод по производству модулей. Новый завод будет производить солнечные слитки, пластины, ячейки и готовые панели, в то время как завод в Далтоне будет собирать дополнительные 2 ГВт солнечных панелей. Ожидается, что новый проект создаст 2500 рабочих мест в штате, но главное, он создаст полную цепочку поставок от сырья до готовых панелей, расположенную на территории США [Qcells to Invest $2.5 Billion...].

Закон о снижении инфляции (IRA), который призван обеспечить исторический импульс внутреннему производству возобновляемой энергии, привлек в США многочисленные новые инвестиции от компаний производителей солнечной энергии. Подписанное администрацией Байдена климатическое законодательство может в конечном итоге предоставить 1 триллион долларов на поддержку проектов в области чистой энергии, в основном за счет налоговых льгот, привязанных к таким ориентирам, как количество вырабатываемой энергии ветра или солнечных батарей. Уже к 2023 г. это помогло привлечь около 110 млрд долларов корпоративных планируемых инвестиций в производство всех компонентов зеленой энергетики, от ветряных турбин до компонентов аккумуляторов [The Biggest Winners in America’s Climate Law…].

Некоторые аналитики полагают, что благодаря IRA инвестиции в возобновляемые источники энергии в США вырастут с 64 млрд долл. в 2022 г. до 114 млрд долл. к 2031 г., что должно сократить отставание США от Китая на этом рынке.

Однако реальный ход исполнения Закона IRA показывает много непродуманных решений. Налоговые льготы и субсидии на чистую энергию администрации Байдена оцениваются в 600 млрд – 1,2 трлн долл. за десятилетие [Companies Flock to Biden’s Climate.]. Но представители отрасли жалуются, что деньги поступают медленно, а некоторые правила налоговых льгот слишком свободны, что позволяет солнечным компаниям претендовать на льготы, даже если они импортируют компоненты и собирают панели в США.

Китайские фирмы также пользуются налоговыми льготами, финансируемыми налогоплательщиками США и предназначенными для стимулирования внутреннего производства, для расширения своей деятельности в США, усиливая свое господство на американском рынке солнечной энергетики. Когда Конгресс принимал IRA, он отклонил призывы американских промышленных организаций заблокировать права китайских компаний на получение кредитов. В результате, китайские компании могут получить до 125 млрд долл. поддержки из карманов американских налогоплательщиков для реализации планов по расширению своего мирового господства в данной отрасли [Chinese Manufacturers Could Earn...]. Эти 125 млрд долл. они получат в дополнение к постоянной поддержке от китайского правительства, включая не только прямую поддержку китайских производителей солнечных батарей, но и косвенную поддержку китайских угольных шахт и генераторов электроэнергии, которые производят электричество, необходимое для производства компонентов, используемых в производстве самих батарей. Суровая ирония заключается в том, что IRA был разработан для укрепления цепочек поставок США и внутреннего производства в области возобновляемой энергии, однако он дает Китаю преимущество, позволяя им наладить здесь операции и превзойти американские компании.

Известные китайские компании по производству солнечных батарей инвестируют в США из-за стимулов IRA. Например, запланированный объект JA Solar в Аризоне, запланированные инвестиции Longi в Огайо и инвестиции Canadian Solar и Trina Solar в Техасе. Все это проекты с нуля. Они присоединяются к Jinko Solar из Флориды, китайскому гиганту в области производства солнечных батарей, который открыл магазин в США в 2018 г., вероятно, чтобы избежать защитных американских тарифов и других рисков, связанных с производством солнечных батарей в Китае. Jinko собирает солнечные элементы, импортируемые из Азии, в солнечные панели на своем заводе во Флориде.

Вот один из последних примеров внедрения китайской «солнечной» компании с весьма сомнительной репутацией на американский рынок по закону IRA. Некая новая на американском рынке компания по производству солнечной энергии Ebon Solar получила грант в размере 10 млн долл. от штата Нью–Мексико, а также 1 млн долл. в виде финансирования и еще 1 млрд долл. в в виде государственных облигаций на строительство завода по производству солнечных элементов площадью 834 000 квадратных футов недалеко от Альбукерке. Компания Ebon заявила, что инвестирует 942 млн долл. в строительство завода, который должен выиграть от Закона о снижении инфляции (IRA).

Штаб–квартира Ebon в США находится в Делавэре в целях налогообложения, но материнская компания Ebon, Ebang International Holdings, является китайской. Как типичная китайская холдинговая компания, Ebang имеет широкий спектр бизнеса, включая телекоммуникации, производство микросхем, майнинг биткоинов, а также решения в области блокчейна и управления цифровыми активами. Руководство Ebang базируется в Ханчжоу, где базируется китайский гигант электронной коммерции Alibaba [New Mexico Grants $10 Million...].

Инвестиционная консалтинговая фирма Hindenburg Research описала Ebang как «еще одну криптовалютную «китайскую суету», скрывающуюся с деньгами американских инвесторов». В исследовании утверждается, что руководители Ebang направляли капитальные поступления от развития бизнеса в непрозрачные сделки с инсайдерами и сомнительными контрагентами. Например, Ebang направила 103 млн долл. – на 11 млн долл. больше, чем все ее поступления от IPO в июне 2020 г. – на покупку облигаций, связанных с ее андеррайтером, AMTD Group, компанией, которую финансовые регуляторы Гонконга обвиняют в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением [Ebang: Yet Another Crypto.].

На руку Китаю играют лоббистские усилия Ассоциации солнечной энергетики (SEIA), которая последовательно выступает за политику, выгодную китайским солнечным компаниям, даже когда американские производители пытаются конкурировать с китайцами. SEIA отражает интересы промышленных потребителей источников солнечной энергии, для которых предельно низкие цены очень привлекательны и позволяют монтажным компаниям, устанавливать как можно больше солнечных панелей на домах и предприятиях, независимо от источника. SEIA развернула многомиллионный лоббистский и пиар–проект, чтобы сохранить дешевый китайский импорт. SEIA спекулирует на теме зеленой энергетике, утверждая, что более жесткий контроль над Китаем может задушить рост и поставить под угрозу рабочие места, и скомпрометировать тем самым климатические цели администрации Байдена. Лоббирование SEIA привело к введению моратория на тарифы на солнечную энергию, что позволило китайским фирмам обходить торговые законы США, еще больше укрепив свое доминирование на рынке.

О силе этой лоббистской компании говорят следующие факты. В 2019 г. Белый дом Трампа согласился исключить новую технологию – двусторонние солнечные панели – из тарифов, вводимых в отношении Китая, только чтобы пожалеть об этом год спустя, потому что технология быстро стала доминирующей в отрасли. Администрация попыталась отменить созданное ею исключение, но оказалась втянутой в юридическую битву с SEIA в суде по международной торговле и проиграла. В 2022 г. администрация Байдена подверглась шквалу лоббистского нажима со стороны SEIA и согласилась – не встречаясь с представителями сектора производства солнечных панелей в США – отменить пошлины на импорт солнечных компонентов из Азии на два года Ю [How China and a tariffs row cast a shadow.].

В отчете аналитической компании Horizon Advisory «Солнечный ожог: расширенное господство Коммунистической партии Китая в цепочке поставок солнечной энергии через плацдармы в Соединенных Штатах» [China’s Dominance of the Solar Supply Chain...] систематизирована стратегия Китая по достижению энергетического господства, особенно в секторе солнечной фотоэлектрической (PV) энергетики. В отчете излагаются следующие ключевые моменты:

Обширное китайское субсидирование: китайские компании, работающие в сфере солнечной энергетики, получают миллиарды долларов государственных субсидий, что позволяет им производить солнечные компоненты по искусственно заниженным ценам и поставлять их на мировые рынки.

Эксплуатация политики США: Китай извлекает выгоду из налоговых льгот, предусмотренных разделом 45X IRA, которые были предназначены для укрепления внутреннего производства в США, но теперь приносят пользу китайским фирмам, которые открывают свои производственные подразделения в США.

Роль SEIA в подрыве промышленности США: в отчете раскрывается, как SEIA является проводником интересов Китая, документируются связи SEIA с китайскими компаниями и ее последовательные усилия по ослаблению торгового контроля США, что позволяет Китаю беспрепятственно продолжать незаконную торговую практику.

В итоге в отчете формулируется вывод об «удушающей хватке Китая на рынке солнечной энергетики США»: доминирование Китая в производстве солнечной энергетики является частью более широкой стратегии по контролю над критически важными отраслями. Используя государственные субсидии и стратегии локализации, китайские компании смогли укрепить свои позиции на рынке США. Китайские компании, занимающиеся солнечной энергетикой, создают сборочные заводы в США, чтобы получить доступ к федеральным налоговым льготам, включая те, которые предоставляются Законом о снижении инфляции. Эта стратегия позволяет китайским компаниям извлекать выгоду из стимулов США, сохраняя при этом контроль над сегментами с высокой стоимостью в цепочке поставок солнечной энергетики в Китае.

Все–таки Администрация Байдена–Харрис вместе с Конгрессом в последние месяцы под нажимом неопровержимых фактов пошли на ужесточение политики в отношении китайских производителей. В мае 2024 г. отменен мораторий на пошлины, отменено освобождение от пошлин для двусторонних панелей [Fact Sheet: Biden–Harris...], удвоены пошлины на компоненты солнечных панелей, импортируемые напрямую из Китая панелей [Fact Sheet: President Biden...].

Летом 2024 г. Двухпартийная группа американских законодателей представила законопроект, который запретит китайским производителям солнечных панелей претендовать на субсидии для своих американских заводов. Соавторами законопроекта Брауна выступили сенатор–демократ Джон Оссофф из Джорджии и два сенатора–республиканца – Рик Скотт из Флориды и Билл Кэссиди из Луизианы [US lawmakers seek to block Chinese firms.].

В начале октября 2024 г. Министерство торговли США объявило о своем предварительном положительном решении по вопросу введения компенсационной пошлины в отношении кристаллических фотоэлектрических элементов (солнечных панелей), импортируемых из Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Малайзии. Этот шаг на самом деле направлен на китайских производителей, которые отправляют свою «солнечную» продукцию в США через Камбоджу, Малайзию, Таиланд и/или Вьетнам после незначительной переработки в этих странах в попытке избежать уплаты антидемпинговых и компенсационных пошлин. В настоящее время импортный тариф для вьетнамских компаний составляет 2,85%, за исключением 0,81% для Boviet Solar Technology Co., Ltd. Компании JA Solar Vietnam Company Limited, JA Solar PV Vietnam Company Limited и JA Solar NE Vietnam Company Limited, связанные с китайским гигантом JA Solar, облагаются налогом по ставке 2,85%. И поэтому поставки солнечных панелей из Вьетнама в США за последние месяцы резко возросли. За первые шесть месяцев 2024 г. Вьетнам поставил в США солнечных панелей и модулей на сумму 3,3 млрд долл. США, что составляет 45% всего импорта США, тогда как в 2023 г. этот показатель составлял менее 30%, когда весь годовой экспорт Вьетнама в США составил 4 млрд долларов США [US solar group seeks retroactive duties.].

Министерство торговли США предложило ставку 292,61% для некоторых фирм, связанных с Китаем, а именно GEP New Energy Vietnam Company Limited , HT Solar Vietnam Limited Company, Shengtian New Energy Vina Co., Ltd. и Vietnam Green Energy Commercial Services Company Ltd. Введение такой запретительной пошлины инициировано Американским альянсом производителей солнечной энергии, в состав которого входят такие американские компании как First Solar, Inc., Hanwha Q CELLS USA, Inc. и Mission Solar Energy LLC [US plans 2.85% tariff.].

 

Выводы

 

Отчаянные попытки американского промышленного сообщества и государственного аппарата противодействовать китайской экспансии на внутренний рынок солнечной энергии США, с одной стороны, являются проявлением активной политики реиндустриализации и импортозамещения, а, с другой, – свидетельствуют об уязвимости созданного самими Соединенными Штатами глобального миропорядка с его свободным движением капитала для национально–ориентированного развития. Ритуальные стенания представителей американского истеблишмента о нечестной конкуренции со стороны китайских компаний, спонсируемых китайских государством (что, действительно, правда) не изменяют ключевую архитектонику пусть и рушившегося на наших глазах, но сохраняющего свои устои мира глобализма. Американские и западноевропейские ТНК, привыкшие к положению технологического превосходства, не смогли совместно с государственным аппаратом выработать стратегию конкуренции с технологическими компаниями Китая и других стран Азии, которые, в отличие от Японии, сохранили свой финансовый и политический суверенитет.

На теоретическом языке международных экономических проблем, представленном в традиционных курсах «Экономики развития», которые в свое время разошлись по миру из тех же США, ситуация на американском солнечном рынке выглядит классическим образом, но в противоположном направлении. Теперь уже иностранные высокотехнологичные компании из Китая, Южной Кореи и других стран доминируют на внутреннем рынке США как технологически отсталой страны. Американские политики и бизнес–аналитики используют стандартные положения «экономики развития» не для помощи развивающимся странам, а самим себе, решая привычные для слаборазвитых стран проблемы привлечения иностранных инвестиций при сохранении собственной технологической идентичности.

Весьма показательно, что в этом вопросе американские промышленники рассматривают «государственный подход», комплексную промышленную политику, выстраивающую долгосрочную систему приоритетов, планирования развития всей технологической цепочки как естественную политику спасения и развития своей отрасли. Борьба национального американского капитала с космополитическим глобалистским капиталом (как американского, так и международного характера) обостряется и все более проникает из сугубо административно–бюрократических в сферы экономической идеологии, т.е. в область ценностного и теоретического обоснования экономической политики.

 

References

 

China to hold over 80% of global solar manufacturing capacity from 2023–26. URL: https://www.woodmac.com/press–releases/china–dominance–on–global–solar–supply–chain/ (access date: 19.10.2024).

China’s Dominance of the Solar Supply Chain through Beachheads in the United States. URL: https://www.horizonadvisory.org/sunburn (access date: 19.10.2024).

Chinese Export Surge Clouds U.S. Hopes of a Domestic Solar Boom. URL: https://www.nytimes.com/2024/04/19/business/chinese–export–surge–solar–boom.html (access date: 19.10.2024).

Chinese Manufacturers Could Earn Up To $125 Billion in U.S. Renewable Energy Tax Credits. URL: https://prosperousamerica.org/chinese–manufacturers–could–earn–up–to–125–billion–in–u–s–renewable–energy–tax–credits/ (access date: 19.10.2024).

Companies Flock to Biden’s Climate Tax Breaks, Driving Up. URL: https://www.nytimes.com/2023/05/03/business/ira–climate–tax–breaks–biden.html (access date: 19.10.2024).

Concentrating Solar Power. URL: https://seia.org/concentrating–solar–power/ (access date: 19.10.2024).

Ebang: Yet Another Crypto “China Hustle” Absconding With U.S. Investor Cash. URL: https://hindenburgresearch.com/ebang/ (access date: 19.10.2024).

FACT SHEET: Biden–Harris Administration Takes Action to Strengthen American Solar Manufacturing and Protect Manufacturers and Workers from China’s Unfair Trade Practices. The White House. May 16, 2024. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing–room/statements–releases/2024/05/16/fact–sheet–biden–harris–administration–takes–action–to–strengthen–american–solar–manufacturing–and–protect–manufacturers–and–workers–from–chinas–unfair–trade–practices/ (access date: 19.10.2024).

FACT SHEET: President Biden Takes Action to Protect American Workers and Businesses from China’s Unfair Trade Practices. The White House. May 14, 2024. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing–room/statements–releases/2024/05/14/fact–sheet–president–biden–takes–action–to–protect–american–workers–and–businesses–from–chinas–unfair–trade–practices/ (access date: 19.10.2024).

Fang Z., Jialu Z. State–owned enterprises responses to China’s carbon neutrality goals and implications for foreign investors. Georgetown Journal of International Affairs, 2023.

Here Comes the Sun: Manufacturers Share Their Solar Power Journeys. URL: https://www.industryweek.com/technology–and–iiot/energy/article/55019690/here–comes–the–sun–manufacturers–share–their–solar–power–journeys (access date: 19.10.2024).

How China and a tariffs row cast a shadow over booming US solar power. URL: https://www.theguardian.com/environment/article/2024/sep/10/solar–power–china–tariffs (access date: 19.10.2024).

How China Came to Dominate the World in Solar Energy. URL: https://www.nytimes.com/2024/03/07/business/china–solar–energy–exports.html?searchResultPosition=1 (access date: 19.10.2024).

Many US solar factories are lagging. Except those China own. URL: https://www.reuters.com/business/energy/many–us–solar–factories–are–lagging–except–those–china–owns–2024–07–17/ (access date: 19.10.2024).

Meyer Burger cancels US solar cell plant, announces restructuring. URL: https://www.pv–magazine.com/2024/08/26/meyer–burger–cancels–us–solar–cell–plant–announces–restructuring/?ref=compactmag.com (access date: 19.10.2024).

New Mexico Grants $10 Million to Relatively Unknown China Solar Panel Maker. URL: https://prosperousamerica.org/new–mexico–grants–10–million–to–relatively–unknown–china–solar–panel–maker/ (access date: 19.10.2024).

Photovoltaics. URL: https://seia.org/photovoltaics/ (access date: 19.10.2024).

Qcells to Invest $2.5 Billion to Expand Solar Panel Production Capacity in Georgia. URL: https://www.industryweek.com/the–economy/article/21257887/qcells–to–invest–25–billion–to–expand–solar–panel–production–capacity–in–georgia (access date: 19.10.2024).

Renewables 2023 – Report. Executive summary. URL: https://www.iea.org/reports/renewables–2023/executive–summary (access date: 19.10.2024).

Solar Heating & Cooling. URL: https://seia.org/solar–heating–cooling/ (access date: 19.10.2024).

Solar Industry Research Data. URL: https://seia.org/research–resources/solar–industry–research–data/ (access date: 19.10.2024).

The Biggest Winners in America’s Climate Law: Foreign Companies. URL: https://www.wsj.com/articles/the–biggest–winners–in–americas–climate–law–foreign–companies–c672e09d?mod=article_inline (access date: 19.10.2024).

Tolkachev S.A. Industrial Policy of «Bidenomics» During the Period of Changing Technological and World Economic Orders. Economic Revival of Russia, 2023, no. 4 (78), pp. 21–41 [Толкачев С.А. Промышленная политика «байденомики» в период смены технологического и мирохозяйственного укладов // Экономическое возрождение России. 2023. № 4 (78). С. 21–41]. (In Russian)

US lawmakers seek to block Chinese firms from solar manufacturing subsidy. URL: https://www.reuters.com/business/energy/us–lawmakers–seek–block–chinese–firms–solar–manufacturing–subsidy–2024–07–31/ (access date: 19.10.2024).

US plans 2.85% tariff on solar cells imported from Vietnam, 300% for some China–associated firms. URL: https://theinvestor.vn/us–plans–285–tariff–on–solar–cells–imported–from–vietnam–300–for–some–china–associated–firms–d12551.html (access date: 19.10.2024).

US solar group seeks retroactive duties on surge of panel imports from Vietnam, Thailand. URL: https://www.reuters.com/business/energy/us–solar–group–seeks–retroactive–duties–panel–imports–vietnam–thailand–2024–08–15/ (access date: 19.10.2024).

Will the US renewable energy manufacturing boom help microgrids? Yes, but not yet. URL: https://www.microgridknowledge.com/markets/article/21545940/will–the–us–renewable–energy–manufacturing–boom–help–microgrids. (access date: 19.10.2024).

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Толкачев С.А. Американо-китайское соперничество на рынке солнечной энергии США // «Мировая экономика и мировые финансы», 2024. Т. 3. №4. С. 5–13.

73
3
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Рассмотрена конкурентная борьба американских и китайских производителей на рынке солнечной энергии США. Дана общая характеристика данного рынка и его ключевые сегменты. Показаны факторы перспективности развития данного рынка, объемы и темпы роста. Выявлены причины доминирования китайских производителей на глобальном и американском рынке солнечных устройств, связанные с целенаправленной промышленной политикой в течение последних десятилетий, включающей огромные субсидии и льготы китайским производителям. Принятый в США Закон о сокращении инфляции, предусматривающий огромную поддержку производителям «зеленой» энергии, позволяет как американским, так и зарубежным компаниям претендовать на субсидии и льготы, что не способствует защите отечественных производителей. Американские компании на рынке солнечной энергии сталкиваются с противодействием лоббистских организаций, поддерживаемых китайскими компаниями, которые добиваются отмены некоторых протекционистских мер защиты национальных производителей. Таким образом, рынок солнечной энергии США соответствует классическим канонам «молодой» отрасли, где более зрелые иностранные компании доминируют над национальными производителями, что, во–первых, непривычно для самих американских компаний, выступать доминирующим игроком на глобальных рынках, а, во–вторых, требует гораздо более сильной и специфической промышленной политики, даже по сравнению с мощными стимулами поддержки, реализованными в рамках трампономики и байденомики.
Начавшаяся в 2022 году глобальная геополитическая турбулентность имеет свое объяснение в контексте теории стратегических преимуществ, важным направлением которой является ее взаимоувязка с эффектом масштаба и распространение на глобальное цивилизационное развитие. Изучение особенностей становления того или иного государства с точки зрения данного подхода позволяет переосмыслить технологическую модель мирохозяйственной системы Валлерстайна, согласно которой все страны относятся к одной из трех групп – лидеры, полупериферия или периферия, и дополнить ее политической моделью суверенитета, основанной на оценке самостийности (естественности) развития того или иного государства и позволяющей оценить истинное место каждой страны в геополитической системе. Способность государства к самостийному развитию определяется его отношениями с гегемоном и наличием скрытого потенциала в виде стратегических преимуществ, которые выражаются в наличии у страны по отношению к своим конкурентам качественных преимуществ по пяти–шести ключевым признакам: площади территории, богатству природных ресурсов, масштабу экономики, численности населения, технологическим и военным достижениям. Проведенный в работе сравнительный анализ относительных показателей потенциала ряда стран показал, что США сегодня обладает стратегическими преимуществами перед Россией по целому ряду признаков. Однако исчерпание США эффекта масштаба на фоне наличия его значительного потенциала у России, а также построение ею стратегических альянсов обусловило нынешнее глобальное противостояние. Оценка показателей стратегического преимущества альянса России и Китая над США показала его кратное превосходство над гегемоном, что является серьезной угрозой положению США как мирового лидера в мирохозяйственной системе. Еще большей угрозой гегемону является объединение БРИКС, одними из основателей которого выступают Китай и Россия. В статье обозначена стратегия России в сложившихся условиях, направленная на реализацию трех ключевых направлений – демографического, экономического, технологического. Все три направления предполагают решение крайне амбициозных задач, которые в обычных условиях практически недостижимы, однако становятся более реалистичными в условиях геополитической турбулентности и слома старого порядка, охватившего мир в настоящее время.
На протяжении продолжительного периода времени вялотекущее развитие российской фармацевтической промышленности обусловлено сравнительно низкой инвестиционной активностью, что привело к высокой зависимости от импортных лекарственных препаратов. Целью исследования является определение эффекта масштаба в фармацевтической промышленности России, который является ключевым фактором для инвестиций и объектом внимания государственной отраслевой политики. Основное подозрение состояло в отсутствии эффекта масштаба в отрасли, требующей высокотехнологичное оборудование и другие ресурсы, что автоматически делает невыгодным запуск новых и серьезное расширение имеющихся производств. Данное допущение определило центральную гипотезу исследования, которая была дополнена предположениями о наличии порогового значения выручки предприятия, сопоставление с которым фактических данных позволит детерминировать для организации отрицательный или положительный эффект масштаба. Учитывая государственное лицензирование деятельности по производству лекарственных средств, круг рассматриваемых компаний был точно определен. С учетом отраслевых особенностей организаций – держателей лицензий и доступности информации о показателях их деятельности за период 2004–2023 гг. в системе «СПАРК–Интерфакс» была сформирована конечная выборка из 320 производственных предприятий. Методически определен рассматриваемый эффект масштаба, оцениваемый показателем фондоотдачи (отношение выручки к остаточной стоимости основных средств). Инструментом обработки исходной отраслевой информации стали эконометрические модели на основе панельных данных. Результаты моделирования позволили установить наличие в фармацевтической отрасли положительного и практически всеохватывающего эффекта масштаба. Данный вывод указывает на неэкономический характер низкой инвестиционной активности в отрасли, а для инвестора благоприятно характеризует индустрию как «непаханое поле». Гипотеза о наличии верхнего предела выручки предприятия, превышение которого будет указывать на снижение производственной эффективности, не нашла подтверждения, что подчеркивает практически нелимитированный коммерческий потенциал. Методика оценки отраслевого эффекта масштаба имеет перспективы применения для аналитической поддержки в принятии инвестиционных решений относительно производства конкретных продуктовых линеек.
Яндекс.Метрика



Loading...