Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Профессиональный аспект высвобождения кадров

Произошедший распад Советского Союза обнажил проблему безработицы. В сложившихся условиях необходимо ясно понимать, какие профессиональные группы работников будут затронуты высвобождением в первую очередь. Определение наиболее уязвимых социальных групп является основой их поддержки и правильно построенной системы подготовки и переподготовки кадров.

Характерным моментом нынешней экономической ситуации является неустойчивость многих намечающихся тенденций. Это обусловливается переходным периодом, недостаточно последовательной государственной экономической политикой. Вместе с тем все более важным является разработка максимально точных прогнозов, которые в конечном счете определяют макроэкономическую политику. Все это непосредственно относится и к сфере занятости, состояние которой во многом обусловливает экономическое и социальное положение в стране. При этом важнейшее значение имеют правильные расчеты предполагаемого высвобождения занятых.

 

Методология прогноза

 

Предлагаемый прогноз основывается на уточнении специфики нынешней безработицы и занятости, анализе путей и возможностей изменения кадровых структур на базе учета различий в рассредоточении рабочей силы по видам деятельности, изменения экономических условий, возможных вариантов государственной политики. В нем может быть условно выделено пять этапов.

На первом этапе исследуются структурные показатели безработицы. Состав безработных всегда имеет определенную «окраску» – пол, возраст, образование, профессионально–квалификационные характеристики и т.п. Причем такая «окраска» со временем может принципиально меняться под воздействием различных факторов.

Прежде всего выявляется распределение занятых и безработных по сферам умственного и физического труда, по материальному производству и непроизводственной сфере, по городской и сельской местности. Далее определяется распределение занятых и безработных по полу, уровню образования, что позволяет охарактеризовать их адаптационные возможности на свободном рынке труда, и по возрасту (это обусловливает степень потенциальной активности резервной части рабочей силы). Параллельно анализируется состояние рынка труда по отдельным профессиональным группам на основе переписи населения и статистических отчетов Федеральной службы занятости.

На втором этапе прогнозно–аналитических расчетов анализируется воздействие на полученные показатели различных вариантов государственной политики. Условно может быть выделено два их основных вида. Первый – «мягкая» (либеральная) денежно–кредитная и бюджетная политика, предполагающая невысокие налоговые ставки, социально ориентированную расходную часть федерального бюджета, невысокий процент за кредит, выдачу льготных кредитов. Второй – «жесткая» (рестриктивная), предполагающая усиление налогового бремени, уменьшение расходов федерального бюджета на социальные цели, высокий процент за кредит, сокращение льготного кредитования. Разумеется, комбинация денежно–кредитных и фискальных рычагов по степени жесткости может быть весьма разнообразной.

На третьем этапе учитываются намерения администрации предприятий и организаций по сокращению штатов (за счет каких работников в первую очередь). Именно представления хозяйственников на местах о потенциально «ненужных» работниках во многом предопределяют остроту проблемы безработицы. Информационной основой анализа являются данные статистического обследования, проведенного Госкомстатом РФ совместно с предприятиями и организациями.

На четвертом этапе определяются возможные формы использования высвобождаемой рабочей силы на основе анализа сфер занятости, в которых имеется потребность в работниках и вакансии. Здесь же необходимо определить перспективы расширения тех или иных видов деятельности. Сальдо потребностей в рабочей силе и предполагаемого высвобождения занятых с учетом их профессиональной структуры позволит рассчитать возможные масштабы безработицы.

На пятом этапе анализируются различия кадровой ситуации по регионам страны. Здесь необходимо определить регионы с устоявшимся монопроизводством, доминирующие в районах виды деятельности, оценить региональные резервы вовлечения рабочей силы в производство. Информационной базой данного этапа являются материалы Госкомстата РФ о предполагаемом высвобождении работников по регионам России, основанные на проведенном в 1993 г. обследовании.

Безусловно, что данная схема составления прогноза отнюдь не совершенна и имеет ряд недостатков (прежде всего неполный охват всех аспектов безработицы и методическая нечеткость вычислительных алгоритмов). Однако из–за отсутствия необходимой достоверной статистической информации о рынке труда (как для отчетного, так и текущего периодов) данный подход позволит, на наш взгляд, получить наиболее обоснованные оценки ситуации, складывающейся в сфере занятости.

 

Основные особенности рынка труда

 

Профессиональная структура занятых перед началом рыночных преобразований характеризовалась данными, приведенными в табл. 1.

 

Таблица 1. Профессиональная структура занятости в 1990 г. (в %)

Вид деятельности

Мужчины

Женщины

Всего

В том числе

Всего

В том числе

в городе

на селе

в городе

на селе

Сельскохозяйственная

10,9

2,4

35,1

6,4

0,9

19,0

Индустриальная

76,7

84,2

55,3

35,4

40,0

26,0

Информационная

3,4

4,1

1,6

20,4

21,9

14,9

Обслуживание населения

9,0

9,3

8,0

37,8

37,2

40,1

В том числе:

 

 

 

 

 

 

материальные услуги

3,9

3,8

4,0

18,3

18,0

19,4

воспитание и обучение

2,8

2,9

2,4

10,0

9,5

11,7

охрана здоровья

0,8

0,9

0,5

8,6

8,8

8,2

организаторская деятельность

1,5

1,7

1,1

0,9

0,9

0,8

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

На первом этапе рыночной реформы высвобождение кадров происходило прежде всего в непроизводственной сфере деятельности. По данным Федеральной службы занятости, в начале 1993 г. около 40% нетрудоустроенных работало прежде в непроизводственных отраслях народного хозяйства, притом что в последних было сосредоточено лишь около 30% занятых.

Очень значительное сокращение кадров произошло в информационной сфере. Общая численность уволенных здесь составляет примерно 600 тыс. человек, или 7% уровня 1990 г. Среди них – редакционно–издательские и научные работники, конструкторы, технические исполнители и т.п. Это можно оценивать лишь негативно, так как в последние 15 лет удельный вес занятых информационным трудом постоянно уменьшался в отличие от развитых западных стран. Правда, сокращение численности работников в информационной сфере частично компенсировалось возникновением большого числа коммерческих структур, ориентированных на информационные виды деятельности (прирост работников данного вида труда за счет таких структур составил примерно 300 тыс. человек). Что касается материального производства, то здесь велика была численность увольняемых инженерно–технических исполнителей, рабочих промышленности и строительства и т.д. (табл.2). Однако работники, высвобожденные с одних предприятий (в основном рабочие), трудоустраивались, как правило, по тем же специальностям на других предприятиях материального производства. В результате профессиональная макроструктура распределения занятых практически не изменялась.

 

Таблица 2. Структура предпочтения предприятий при высвобождении занятых

Профессиональные группы

Численность, тыс. человек

Удельный вес, в %

Служащие (работники умственного труда)

61,7

34,7

В том числе:

 

 

инженерно–технические специалисты

30,5

17,1

руководители и менеджеры

17,4

9,8

специалисты:

 

 

в науке, образовании, кадровом обеспечении, культуре, искусстве

3,8

2,1

в здравоохранении

1,5

0,8

в агрозоотехнических отраслях

0,6

0,3

другие

2,9

1,6

технические исполнители

3,1

1,7

прочие

1,9

1,3

Рабочие (работники физического труда)

116,2

65,3

В том числе:

 

 

в металлообработке и машиностроении

30,3

17,0

металлургии

0,6

0,3

горномонтажники, горнорабочие и т. п.

0,5

0,3

операторы и аппаратчики

5,3

2,9

пищевики

3,1

1,7

текстильщики, швейники и т. п.

5,4

3,0

прочие промышленные рабочие

16,6

9,4

строители

5,7

3,2

транспортники

8,1

4,6

связисты

1,0

1,1

в сельском хозяйстве

2,7

1,5

сфере услуг

8,9

5,0

контроле и учете

4,4

2,5

прочие непромышленные рабочие

22,7

12,8

Всего

177,9

100,0

 

 

В составе высвобожденных работников явно доминируют представители умственного труда (табл. 3).

 

 

 

Одним из следствий этого является достаточно высокий образовательный уровень безработных: доля лиц с высшим образованием составляет 31%, а доля лиц с высшим и средним специальным образованием достигает 62%. В то же время наибольший спрос имеют неквалифицированные работники (табл. 4).

 

 

 

Основная часть (72%) официально зарегистрированных безработных – женщины. Это связано прежде всего с тем, что именно в сфере умственного труда удельный вес женщин был в 2 раза больше, чем мужчин (табл. 5). Поэтому начавшееся «освобождение» данной сферы от лишних работников затронуло женщин в значительно большей степени, чем мужчин. Доля женщин в числе высвобождаемых по данным за июнь 1993 г. стала уменьшаться (67%), что, очевидно, свидетельствует о некотором исчерпании этого резерва сокращения кадров.

 

 

 

Следующей особенностью безработицы является ее ярко выраженный городской характер. По данным за июнь 1993 г., удельный вес безработных, проживающих в сельской местности, составлял лишь 18%.

Что касается возрастного состава, то нынешняя безработица является в значительной мере «молодежной». Удельный вес молодежи в возрасте до 30 лет в общей численности безработных в июне 1993 г. составил почти 40%; средний возраст безработных – около 36 лет. Чрезвычайно невысока среди высвобожденных доля лиц в предпенсионном возрасте – 8%.

 

Предстоящее высвобождение

 

Как уже отмечалось, ситуация в сфере занятости в основном будет зависеть от экономической политики государства. Рассмотрим возможные варианты развития.

Инфляционный вариант. В данном случае быстрых изменений ситуации на рынке труда не будет происходить. Будет продолжаться медленное реформирование структуры экономики и столь же медленное «нащупывание» направлений оптимального перемещения трудовых ресурсов.

Основными недостатками данного варианта являются высокая инфляция, низкие темпы экономического роста и длительность структурной рационализации. Достоинства данного варианта – незначительные масштабы безработицы и возможность трудоустройства высвобождаемых без возникновения хронической безработицы.

Не произойдет существенного изменения и в соотношении непроизводственной сферы и материального производства. В течение 90-х гг. на фоне сокращения занятости в народном хозяйстве России увеличивалась доля непроизводственной сферы. При инфляционном варианте будет идти равномерное, почти пропорциональное вытеснение занятых из обоих секторов, причем они будут вновь трудоустраиваться в основном в тех же сферах. Положительным результатом такой ротации кадров будет их более рациональная перестановка внутри указанных подразделений. Кадровые предпочтения предприятий при сокращении штатов останутся практически неизменными (табл. 2), потому что структура производства будет изменяться медленно, т.е. сохранился и структура высвобождаемых работников.

По расчетам, при данном варианте развития в 1994 г. профессиональная структура высвобождаемых работников будет следующая:

 

 

 

Скорость повторного вовлечения в производство высвобождаемых работников будет отставать от скорости их вытеснения из производства. В результате численность безработных в 1994 г. в среднем за год составит 450–500 тыс. человек, т. е. сохранится на уровне среднегодовых цифр 1993 г. Структура возможного трудоустройства высвобождаемых (200–250 тыс. человек) существенно не изменится по сравнению с 1993 г. (см. табл. 4).

К началу 1995 г. удельный вес женщин среди безработных составит 60 – 65%. Особенно значительным будет высвобождение работников из сферы умственного труда, которые будут трудоустраиваться преимущественно в сферу материального производства. Основную их часть составят, очевидно, люди в возрасте до 35 лет, т. е. «молодежный» характер безработицы сохранится. Удельный вес людей в возрасте до 30 лет среди безработных может даже возрасти в течение 1994 г. на 3–5 процентных пункта за счет молодежи, впервые выходящей на рынок труда и подыскивающей наиболее благоприятные условия для трудовой деятельности. По данным опросов, только половина выпускников средней школы намерена продолжать профессиональное обучение (против 70% в предыдущие годы), но при этом нынешняя молодежь предъявляет все более и более высокие требования к оплате и характеру труда.

Антиинфляционный вариант. При проведении жестких мер, направленных на значительное уменьшение инфляции, ликвидации льготных кредитов, прекращении денежной эмиссии произойдет закрытие многих промышленных предприятий, усиление безработицы, превращение скрытых форм безработицы (длительные отпуска без сохранения содержания, неполный рабочий день и т.п.) в открытые. Уже в конце 1993 г. при осуществлении некоторых мер по ужесточению денежной политики число безработных увеличилось до 835,5 тыс. человек по сравнению с 500 тыс. в середине года.

При проведении антиинфляционных мер в первую очередь будут закрываться промышленные предприятия, которые в настоящее время находятся на грани банкротства. Учитывая их общее количество, а также структуру предпочтений предприятий при высвобождении занятых (см. табл. 2), можно сделать вывод, что удельный вес рабочих в общей численности высвобожденных достигнет 75–80%. Общее число уволенных будет по крайней мере в 3 раза больше, чем в первом варианте, и составит около 2,7 млн. человек. Это предельно допустимая величина. Содержать большее число безработных государство не сможет, и это приведет к социальному взрыву и потере управляемости экономической системой. Естественные возможности экономики (без специальной помощи государства) позволят заново трудоустроить не более 500–600 тыс. человек. В этом случае уровень безработицы достигнет примерно 3%.

Структура высвобождаемых работников будет характеризоваться следующими данными:

 

 

 

Изменится и распределение безработных по полу, что обусловливается различиями в рассредоточении мужчин и женщин по профессионально–квалификационным группам (см. табл. 1 и 5). В частности, удельный вес мужчин, занятых физическим трудом, на 25 процентных пунктов превышает соответствующий показатель у женщин. В индустриальной сфере деятельности доля занятых мужчин более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель у женщин. В сельском хозяйстве относительная занятость мужчин в 1,7 раза выше удельного веса женщин. Поэтому преимущественное высвобождение работников всех этих видов деятельности означает и увеличение мужчин–безработных (их доля возрастет до 70–75%), что, несомненно, приведет и к усилению социальной напряженности в обществе. Одновременно с этим будет происходить «старение» высвобождаемых. Это осложнит их дальнейшее трудоустройство (из-за более низкой профессиональной мобильности), что также приведет к дополнительному нагнетанию социальной напряженности. При трудоустройстве работников физического труда возникает достаточно серьезная проблема их переобучения. Во-первых, у них, как правило, невысокое базовое образование, что уменьшает возможности эффективного переобучения. Во-вторых, по данным за 1993 г., лишь незначительная их часть (38%) готовы пройти переобучение и получить новую профессию. И даже при длительной безработице согласны на переобучение лишь 53% таких безработных.

Что касается конкретных возможностей трудоустройства высвобождаемых работников, то определенные резервы есть, например, в сфере образования. По данным Министерства образования РФ, в 1990 г. потребность в педагогических кадрах составляла около 150 тыс. человек, сейчас она, по нашим оценкам, сократилась примерно до 50 тыс. человек. Эти вакансии могут быть заполнены инженерно-техническими и научными работниками, которые будут высвобождаться из материального производства и непроизводственной сферы (примерно 10–20% их общего числа).

В настоящее время весьма привлекательной для многих людей является сфера кредитования и страхования из-за высоких доходов занятых там работников. Однако ужесточение макроэкономической политики приведет к закрытию многих учреждений подобного рода. По нашим оценкам, из сферы кредитования в 1994 г. может быть высвобождено до 30–40 тыс. человек. Что касается возможных вакансий, то их число сократится по крайней мере втрое по сравнению с 1993 г. и составит 30–35 тыс. рабочих мест. Таким образом, общее число трудоустроенных здесь будет не больше числа уволенных из этой отрасли.

Достаточно большую массу людей смогли бы вместить торговля и сфера материальных услуг населению (по нашим оценкам, в 1994 г. примерно 350 тыс. человек). Правда, конкуренция в этих отраслях также усиливается, что, несомненно, будет оказывать сдерживающее воздействие на расширение объема их деятельности. В 1993 г. в этой сфере так называемая скрытая занятость достигала примерно 2 млн. человек. Общий же объем скрытой занятости в народном хозяйстве страны составил в 1993 г. 2,5 млн. человек. При использовании более жестких мер по ограничению нелегальной деятельности приток населения на биржи труда увеличится, поэтому целесообразнее создать условия для легализации их деятельности.

Есть определенные резервы и в здравоохранении (конечно, для него требуются люди с достаточно высоким уровнем специальной подготовки). В лечебно-профилактических учреждениях, расположенных в сельской местности, имеется 37 тыс. вакансий для врачей. Правда, в то же время в 1992 г. из 24,6 тыс. выпускников медицинских вузов России около 80% не были трудоустроены, так как для миграции рабочей силы из города в сельскую местность нет соответствующей инфраструктурной базы. Однако при безработице значительная часть этих вакансий будет, очевидно, заполнена.

 

Региональные различия

 

Региональная дифференциация высвобождения кадров весьма значительна и обусловлена прежде всего неравномерностью размещения производительных сил по территории страны. Наиболее высок удельный вес высвобождаемых в среднесписочной занятости в Ивановской обл. – (0,7%), Костромской обл. (1,0), Марийской республике (0,7), Мордовии (0,6), Саратовской обл. (1,1), Магаданской обл. (0,7). Однако в целом численность безработных составляет лишь 12,4% общего их числа. Это означает, что проблему трудоустройства в них можно решить достаточно легко. Другую, относительно благополучную группу, образуют сибирские регионы: республика Горный Алтай, Кемеровская, Тюменская и Иркутская области, республики Бурятия и Тува. Доля высвобождаемых в них не превышает 0,1%.

При реализации инфляционного варианта развития экономики между регионами будут происходить незначительные кадровые передвижки без значительных структурных преобразований и без существенного изменения уровня безработицы. При «жестком» варианте доля высвобождаемых в районах первой группы поднимется до 2,5–3,5%. что создаст уже весьма существенные проблемы, особенно в недостаточно развитых в инфраструктурном и социальном отношении регионах (Мордовия, республика Марий Эл, Магаданская обл.). Более значительно по сравнению с другими регионами ухудшится положение в Москве и Московской обл., Санкт–Петербурге, Свердловской и Нижегородской, Новгородской, Волгоградской и Самарской областях. Значительные проблемы появятся и в сельскохозяйственных регионах (Белгородская и Ростовская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края). Обострятся кадровые проблемы в традиционно добывающих регионах, в частности, в Красноярском крае, Тюменской обл., республике Саха. Для всех этих регионов характерно наличие монопроизводств и низкая отраслевая диверсификация. Поэтому тенденция возникновения застойных форм безработицы в данных регионах будет выражена особенно ярко.

Проведение правительством антиинфляционных мер той или иной степени жесткости объективно необходимо, поэтому и высвобождение работников в принципе неизбежно и является условием эффективности использования рабочей силы. Однако при этом очень важно эффективное регулирование этого процесса. Необходимо прежде всего сохранить квалифицированные кадры в трудовых коллективах, освобождаясь в первую очередь от мало– и неквалифицированных работников.

В настоящее время рынок труда еще не «определил» рациональную структуру спроса на рабочую силу, а в 1994–1995 гг. в экономике вряд ли произойдут существенные структурные преобразования, поэтому пока нецелесообразно проводить масштабное профессиональное переобучение кадров с длительными сроками переподготовки в рамках Федеральной службы занятости. Это может привести лишь к неоправданным «холостым» затратам. Следовало бы пока расширять курсы кратковременного переобучения работников, перемещающихся в инфраструктурные отрасли.

Основная часть высвобождающихся работников вновь трудоустраивается именно в инфраструктурных отраслях (материальные услуги, торговля, общественное питание, строительство коммуникаций и т.п.). Поэтому на их ускоренное развитие должны ориентироваться и федеральная бюджетная инвестиционная политика, и поддержка из Федеральных фондов занятости (в виде средств на проведение общественных работ), с тем чтобы по возможности стимулировать начинающиеся структурные преобразования. Помимо нерациональной структуры занятости, в ряде регионов практически отсутствуют возможности повторной занятости высвобождаемой рабочей силы. Поэтому уже сейчас необходимо принимать меры по обеспечению занятости, в частности расширить строительство объектов социальной инфраструктуры.

В связи с тем, что безработица в большей степени будет принимать долгосрочный (хронический) характер, следует продлить сроки выплат пособий до 1,5–2,0 лет и увеличить их размеры.

Большое внимание следует уделить и формированию кадрового потенциала, соответствующего потребностям экономики. Для этого требуется совершенствование системы первичного профессионального обучения молодежи, профессионального переобучения и переподготовки лиц зрелых возрастов. Но такая работа невозможна без создания информационной базы, отражающей изменения спроса и предложения на рабочую силу в профессиональном аспекте. Именно налаживание такой информационной системы и должно стать первоочередной задачей деятельности Федеральной службы занятости и Госкомстата в 1994 г.

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Богомолов Ю.П., Балацкий Е.В. Профессиональный аспект высвобождения кадров// «Экономист», №7, 1994. С.30–38.

1252
3
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...