Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Закон Вагнера

Данная статья является фрагментом налоговой энциклопедии и в сжатой форме дает сведения о законе Вагнера, его формализации и геометрической интерпретации. В статье приводятся также эмпирические данные, иллюстрирующие действие закона Вагнера, раскрываются методы его проверки, а также обсуждаются лежащие в его основе объяснительные теории.

Закон Вагнера (з.в.) (Wagner’s law) – это обобщенное утверждение, согласно которому государственные расходы растут ускоренно по сравнению с национальной экономикой и, в частности, по сравнению с объемом национального производства или валовым внутренним продуктом (ВВП).

З.в. был впервые сформулирован немецким экономистом Адольфом Вагнером (Adolph Wagner) в 1892 г., а впоследствии – в 1958 г. – популяризирован американскими учеными-финансистами Ричардом Масгрейвом (Richard Musgrave) и Аланом Пикоком (Alan Peacock). Сегодня в литературе фигурирует множество разных, но, по сути, эквивалентных формулировок з.в.

Простейшая формализация з.в. может быть представлена в виде следующей степенной зависимости:

 

                                                                                                       (1)

 

где X – объем валового внутреннего продукта (ВВП), G – величина государственных расходов, m и θ – параметры, причем m>0, а θ>1. Для простоты можно предполагать m=1.

Таким образом, з.в. постулирует существование зависимости (1) с параметром θ>1, что и означает эффект ускорения роста государственных расходов по сравнению с ВВП. Такая зависимость называется кривой Вагнера и представлена на рис.1.

 

 

Если ввести в рассмотрение показатель эластичности (Е) государственных расходов (G) по ВВП (X) Е=(X/G)(dG/dX), то з.в. можно сформулировать так: эластичность государственных расходов по ВВП больше единицы: Е>1. Несложно показать, что при m=1 справедливо равенство Е=θ, тем самым обе формулировки з.в. являются эквивалентными.

Еще одна формулировка з.в. предполагает постулирование тенденции роста доли государственных расходов в ВВП. Формализация этого принципа означает выполнение следующего неравенства: dg/dt>0, где g=G/X – доля государственных расходов в ВВП, t – время. Дифференцирование по времени переменной g приводит к условию: Е>1, т.е. и эта формулировка з.в. эквивалентна предыдущим двум.

Если неравенство Е>1 переписать в дискретной форме темпов прироста, то получим выражение:

 

                                                                                         (2)

 

где в квадратных скобках стоят темпы прироста соответствующих величин. Из соотношения (2) видно, что темпы прироста государственных расходов превосходят темпы прироста ВВП. Следовательно, это еще одна формулировка з.в.

Таким образом, согласно з.в., экономический рост выступает не просто в качестве фактора формирования величины государственных расходов, но и в качестве ускорителя ее роста. Данное обстоятельство позволяет некоторым исследователям трактовать з.в. как частный случай эффекта храповика.

Изначально з.в. был сформулирован не как теоретическое положение, имеющее под собой глубинную экономическую мотивацию хозяйствующих субъектов, а как эмпирическая закономерность, подтверждаемая статистическими данными. Агрегированные расчеты, осуществленные Томасом Кьюсаком (Thomas Cusack) и Сьюзан Фьюкс (Susanne Fuchs) для некоторых стран, приведены в табл.1, из которой видно, что на протяжении 125 лет во всем мире имела место единообразная тенденция роста доли государственных расходов в ВВП. Наличие такого устойчивого тренда привело к тому, что з.в. долгое время считался чуть ли не самым незыблемым экономическим законом.

 

Таблица 1. Параметры государственных расходов ведущих стран мира.

Страны мира

Доля государственных расходов в ВВП, %

1870

1970

1995

Канада

6,2

35,8

48,1

Австрия

11,4

35,3

51,5

Франция

11,0

37,7

54,1

Германия

9,5

36,9

47,7

Италия

14,4

31,7

51,8

Япония

8,8

18,6

36,1

Норвегия

5,9

41,3

49,0

Швеция

5,7

42,8

67,0

Великобритания

8,7

37,8

44,2

США

8,3

33,7

36,1

 

З.в. представляет собой очевидную теоретическую проблему. Это связано с тем обстоятельством, что если допустить, что з.в. будет действовать достаточно долгое время, то доля государственных расходов теоретически может достигнуть 1 (или 100%). Это означает, что и налоговое бремя, выраженное в виде отношения собранных налогов к ВВП, при прочих равных условиях также будет равно 1. Следовательно, в пределе з.в. ведет к становлению экономического коммунизма, когда весь доход субъектов изымается в форме налогов в государственную казну, а потом централизованно распределяется на общественные нужды. Такого рода экономическая сингулярность, означающая фактическое упразднение частного сектора, представляется нереалистичной, в связи с чем возникает вопрос о радиусе действия з.в. Такого рода рассуждения инициируют постоянную перепроверку з.в., для чего используются эконометрические модели и тесты.

На практике проверка з.в. сводится к эконометрической оценке показателя эластичности θ. Для этого используется эконометрическая модель следующего вида:

 

                                                  (3)

 

 

 

где a0, bi и cj – параметры модели, оцениваемые статистически; t – индекс времени (года); Yj – j-ый фактор, влияющий на динамику государственных расходов.

В модели (3) фигурируют временные лаги между государственными расходами и ВВП, величина которых может доходить до 5 лет. Кроме того, помимо фактора ВВП учитываются другие факторы, от которых зависит бюджетная политика и число которых достигает 3–4 переменных. Наконец, все исходные переменные модели логарифмируются, чтобы было удобнее вычислять показатель эластичности θ.

При такой структуре модели возникает необходимость оценки долгосрочной эластичности θ*, которая аккумулирует все текущие и прошлые изменения ВВП, повлиявшие на величину государственных расходов в данный момент времени. В этом случае формула для вычисления долгосрочной эластичности имеет вид:

 

                                                                                                    (4) 

 

 

 

Правило тестирования з.в. сохраняется: при θ*>1 закон Вагнера выполняется; в противном случае считается, что он нарушается. Исследование указанной дихотомии и составляет основной предмет дискуссии экономистов по поводу закона Вагнера в современном мире.

В последнее время тестирование з.в. усиливается тестом Грейнджера на наличие причинности между государственными расходами и ВВП.

На практике используются различные модификации модели (3). Например, часто используют как текущие, так и реальные (дефлированные) агрегаты G и X, а также их душевые аналоги.

Наличием разнообразных подходов и методик к оценке з.в. обусловлена неоднозначность получаемых результатов. Как правило, споры ведутся по поводу справедливости з.в. применительно к отдельным странам на определенных временных участках. Общий вывод всех тестов сводится к следующему: з.в. имеет локальный во времени радиус действия и выполняется для всех стран в основном на ранних этапах экономического развития. По мере достижения зрелости государственных институтов страны з.в. нарушается и теряет свое значение. В такие моменты происходит инверсия причинно-следственных связей – ВВП из объясняющей переменной, влияющей на масштаб государственных расходов, превращается в объясняемую величину, испытывающую воздействие со стороны политики государственных расходов. Такого рода зависимость описывается в частности кривой Арми–Рана, показывающей зависимость темпов роста ВВП от доли государственных расходов. Наложение з.в. и кривой Арми–Рана приводит к так называемому парадоксу богатства.

Проведенные эконометрические расчеты для разных интервалов времени вскрывают эволюционную природу з.в.: с течением времени эластичность θ для рассматриваемой страны уменьшается. В России на временном интервале 1993–2008 гг. з.в. не действовал.

В настоящее время существует ряд теоретических моделей (гипотез), которые объясняют возникновение з.в. и раскрывают механизм его реализации. Эти теории находят эмпирическое подтверждение, но ни одна из них не претендует на исчерпывающее описание з.в. Наиболее популярными объяснительными теориями з.в. являются следующие три.

Теория внутренних экономических факторов рассматривает два сектора экономики – производство частных и общественных благ – и утверждает, что эластичность спроса по доходу для сектора общественных благ выше, чем для сектора частных благ. Это означает, что при росте дохода населения спрос на услуги образования, здравоохранения, полиции и т.п. растет быстрее, чем на традиционные товары. Согласно оценкам Т.Е.Борчердинга (T.E.Borcherding), эффект от роста населения, цен и доходов объясняет примерно 50% наблюдаемого роста доли государственных расходов в США в 1978 г.

В рамках данного направления получила широкое распространение теория сравнительных издержек У.Дж.Баумоля (W.J.Baumol), которая рассматривает два сектора экономики – технологически прогрессивный и стагнирующий – и утверждает, что частный сектор является прогрессивным, а сектор государственных услуг – стагнирующим. Расчеты Д.Ф.Брэдфорда (D.F.Bradford) и его коллег показали, что издержки на одного ученика в государственных начальных и средних школах США в период 1947–1967 гг. возрастали среднегодовым темпом 6,7%, а издержки производства аграрной и промышленной продукции – 1,4%. Согласно оценкам Р.М.Шпанна (R.M.Spann), теория Баумоля объясняет примерно 32–42% прироста душевых государственных расходов в США 1950–1960-х годов.

Теория внутренних политических факторов рассматривает конкуренцию политических групп, в результате которой бюрократия, в ведении которой находится сектор государственных услуг, проводит решения о повышении налогообложения и увеличении государственных расходов. Одна из причин такого исхода конкуренции состоит в существовании фискальных иллюзий, в соответствии с которыми избиратели не распознают угрозы повышения налогов при реализации разных социальных мероприятий и голосуют за соответствующие политические программы. Согласно оценкам С.Пельцмана (S.Peltzman), в большинстве стран просматривается тесная связь между ростом среднего класса и связанного с этим выравнивания неравенства в доходах и ростом государственных расходов.

Теория экзогенных факторов акцентирует внимание на крупномасштабных социальных потрясениях типа войн и депрессий, которые изменяют представления людей о пределах налогообложения и государственных расходов. В результате возникает эффект смещения (displacement effect), когда установившаяся более высокая доля государственных расходов со временем уже не возвращается на прежний уровень, а закрепляется на более высокой отметке. Например, в Великобритании доля государственных расходов в ВВП с 1860 г. до Первой мировой войны сохранялась в районе 10%, а во время войны подскочила до 50%; с 1920 до Второй мировой войны этот показатель стабилизировался на уровне 20–25%, а во время войны превысил 50%, после чего стал колебаться в диапазоне 30–50%.

 

Литература

 

1. Афанасьев М.П., Афанасьев Я.М. Методологические и теоретические основы формулировки закона А.Вагнера. Подходы к его тестированию// «Вопросы государственного и муниципального управления», №3, 2009. С.47–70.

2. Балацкий Е.В. Закон Вагнера, кривая Арми–Рана и парадокс богатства// «Общество и экономика», №9, 2010. С.80–97.

3. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Налогово-бюджетная политика и экономический рост// «Общество и экономика», №4-5, 2011. С.197–214.

4. Панорама экономической мысли конца XX столетия/ Под ред. Д.Гринэуэя, М.Блини, И.Стюарта: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2002. Т.1. XVI+668 с.

5. Baumol W.J. Macroeconomics of unbalanced growth// «American Economic Review», 1967. Vol.57. P.415–426.

6. Borcherding T.E. The causes of government growth: a survey of U.S. evidence// «Journal of Public Economics», 1985. Vol.28. P.359–382.

7. Bradford D.F., Malt R.A., Oates W.E. The rising cost of local public services: some evidence and reflections// «National Tax Journal», 1969. Vol.22. P.185–202.

8. Cusack T., Fuchs S. Ideology, Institutions, and Public Spending. Discussion paper, Berlin, 2002. 46 p.

9. Musgrave R., Peacock A. (ed.) Classics in the Theory of Public Finance. L.: Macmillan, 1958. 244 p.

10. Peltzman S. The growth of government// «Journal of Law and Economics», 1980. Vol.23. P.209–287.

11. Spann R.M. The macroeconomics of unbalanced growth and the expending public sector: some simple tests of a model of government growth// «Journal of Public Economics», 1977. Vol.2. P.397–404.

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В. Закон Вагнера/ Энциклопедия теоретических основ налогообложения/ Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С.55–59.

6747
16
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Рассмотрена конкурентная борьба американских и китайских производителей на рынке солнечной энергии США. Дана общая характеристика данного рынка и его ключевые сегменты. Показаны факторы перспективности развития данного рынка, объемы и темпы роста. Выявлены причины доминирования китайских производителей на глобальном и американском рынке солнечных устройств, связанные с целенаправленной промышленной политикой в течение последних десятилетий, включающей огромные субсидии и льготы китайским производителям. Принятый в США Закон о сокращении инфляции, предусматривающий огромную поддержку производителям «зеленой» энергии, позволяет как американским, так и зарубежным компаниям претендовать на субсидии и льготы, что не способствует защите отечественных производителей. Американские компании на рынке солнечной энергии сталкиваются с противодействием лоббистских организаций, поддерживаемых китайскими компаниями, которые добиваются отмены некоторых протекционистских мер защиты национальных производителей. Таким образом, рынок солнечной энергии США соответствует классическим канонам «молодой» отрасли, где более зрелые иностранные компании доминируют над национальными производителями, что, во–первых, непривычно для самих американских компаний, выступать доминирующим игроком на глобальных рынках, а, во–вторых, требует гораздо более сильной и специфической промышленной политики, даже по сравнению с мощными стимулами поддержки, реализованными в рамках трампономики и байденомики.
Начавшаяся в 2022 году глобальная геополитическая турбулентность имеет свое объяснение в контексте теории стратегических преимуществ, важным направлением которой является ее взаимоувязка с эффектом масштаба и распространение на глобальное цивилизационное развитие. Изучение особенностей становления того или иного государства с точки зрения данного подхода позволяет переосмыслить технологическую модель мирохозяйственной системы Валлерстайна, согласно которой все страны относятся к одной из трех групп – лидеры, полупериферия или периферия, и дополнить ее политической моделью суверенитета, основанной на оценке самостийности (естественности) развития того или иного государства и позволяющей оценить истинное место каждой страны в геополитической системе. Способность государства к самостийному развитию определяется его отношениями с гегемоном и наличием скрытого потенциала в виде стратегических преимуществ, которые выражаются в наличии у страны по отношению к своим конкурентам качественных преимуществ по пяти–шести ключевым признакам: площади территории, богатству природных ресурсов, масштабу экономики, численности населения, технологическим и военным достижениям. Проведенный в работе сравнительный анализ относительных показателей потенциала ряда стран показал, что США сегодня обладает стратегическими преимуществами перед Россией по целому ряду признаков. Однако исчерпание США эффекта масштаба на фоне наличия его значительного потенциала у России, а также построение ею стратегических альянсов обусловило нынешнее глобальное противостояние. Оценка показателей стратегического преимущества альянса России и Китая над США показала его кратное превосходство над гегемоном, что является серьезной угрозой положению США как мирового лидера в мирохозяйственной системе. Еще большей угрозой гегемону является объединение БРИКС, одними из основателей которого выступают Китай и Россия. В статье обозначена стратегия России в сложившихся условиях, направленная на реализацию трех ключевых направлений – демографического, экономического, технологического. Все три направления предполагают решение крайне амбициозных задач, которые в обычных условиях практически недостижимы, однако становятся более реалистичными в условиях геополитической турбулентности и слома старого порядка, охватившего мир в настоящее время.
На протяжении продолжительного периода времени вялотекущее развитие российской фармацевтической промышленности обусловлено сравнительно низкой инвестиционной активностью, что привело к высокой зависимости от импортных лекарственных препаратов. Целью исследования является определение эффекта масштаба в фармацевтической промышленности России, который является ключевым фактором для инвестиций и объектом внимания государственной отраслевой политики. Основное подозрение состояло в отсутствии эффекта масштаба в отрасли, требующей высокотехнологичное оборудование и другие ресурсы, что автоматически делает невыгодным запуск новых и серьезное расширение имеющихся производств. Данное допущение определило центральную гипотезу исследования, которая была дополнена предположениями о наличии порогового значения выручки предприятия, сопоставление с которым фактических данных позволит детерминировать для организации отрицательный или положительный эффект масштаба. Учитывая государственное лицензирование деятельности по производству лекарственных средств, круг рассматриваемых компаний был точно определен. С учетом отраслевых особенностей организаций – держателей лицензий и доступности информации о показателях их деятельности за период 2004–2023 гг. в системе «СПАРК–Интерфакс» была сформирована конечная выборка из 320 производственных предприятий. Методически определен рассматриваемый эффект масштаба, оцениваемый показателем фондоотдачи (отношение выручки к остаточной стоимости основных средств). Инструментом обработки исходной отраслевой информации стали эконометрические модели на основе панельных данных. Результаты моделирования позволили установить наличие в фармацевтической отрасли положительного и практически всеохватывающего эффекта масштаба. Данный вывод указывает на неэкономический характер низкой инвестиционной активности в отрасли, а для инвестора благоприятно характеризует индустрию как «непаханое поле». Гипотеза о наличии верхнего предела выручки предприятия, превышение которого будет указывать на снижение производственной эффективности, не нашла подтверждения, что подчеркивает практически нелимитированный коммерческий потенциал. Методика оценки отраслевого эффекта масштаба имеет перспективы применения для аналитической поддержки в принятии инвестиционных решений относительно производства конкретных продуктовых линеек.
Яндекс.Метрика



Loading...