Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Зона фискальных противоречий

В статье раскрывается понятие зоны фискальных противоречий, которое является центральным пунктом модифицированной концепции кривой Лаффера. Показано, что совместное использование производственной и фискальной кривой Лаффера позволяет совершенно иначе подойти к понятию эффективности фискальной политики.

Зона фискальный противоречий (з.ф.п.) (area of fiscal contradictions) – это символическое расстояние между точками Лаффера 1-го и 2-го рода.

В 2003 г. Е.В.Балацким (E.V.Balatsky) была высказана идея о том, что кривой Лаффера налоговой (fiscal Laffer curve), которая описывает зависимость объема налоговых поступлений от налогового бремени, не достаточно для понимания результативности фискальной (налоговой) политики. Для более глубокого анализа необходимо рассмотрение еще одной кривой – производственной кривой Лаффера (production Laffer curve), описывающей зависимость объема производства (ВВП) от налогового бремени. Совместное рассмотрение двух кривых позволяет по-новому посмотреть на эффективность фискальной политики.

Производственная кривая Лаффера описывается зависимостью Y=Y(q) в системе координат «налоговое бремя (q) – объем производства (Y)», где Y – объем ВВП страны, q – фактическая фискальная нагрузка (q=T/Y). Тогда кривая Лаффера налоговая описывается зависимостью T=T(q) в координатной плоскости «налоговое бремя (q) – объем налоговых платежей (T)». При этом постулируется два важных обстоятельства. Первое состоит в том, что производственная кривая Лаффера имеет локальный максимум в точке q*, которая называется точкой Лаффера 1-го рода и удовлетворяет следующим условиям: dY(q*)/dq=0; d2Y(q*)/dq2<0. Второе обстоятельство состоит в том, что кривая Лаффера налоговая также имеет локальный максимум в точке q**, получившей название точки Лаффера 2-го рода и удовлетворяющей условиям: dT(q**)/dq=0; d2T(q**)/dq2<0.

Так как справедливо соотношение T=qY(q), то считается, что производственная кривая Лаффера выступает в качестве «первичной» аналитической конструкции, тогда как кривая Лаффера налоговая оказывается «вторичной» в том смысле, что она автоматически получается из производственной зависимости путем ее умножения на налоговое бремя. Кроме того, из зависимости T=qY(q) видно, что объем налоговых поступлений испытывает двойное влияние со стороны величины налогового бремени. Такая форма двух кривых обеспечивает важное свойство, а именно: q*<q**, т.е. точка Лаффера 2-го рода всегда больше точки Лаффера 1-го рода. Данное обстоятельство позволяет ввести в рассмотрение показатель расстояния между точками Лаффера 1-го и 2-го рода: Δq=q**–q*. Схематично данный эффект показан на рис.1.

Величина фискального «разрыва» Δq очерчивает некую полосу (обозначена штриховкой на рис.1), которая называется з.ф.п. и обладает важными свойствами. В з.ф.п. имеет место фискальный антагонизм: рост налогового бремени «полезен» бюджету и, следовательно, государству, но крайне «вреден» производителю, т.е. интересы одного экономического агента достигаются за счет ущемления интересов другого агента. Это автоматически вытекает из того факта, что в з.ф.п. участвует нисходящая ветвь производственной кривой Лаффера и восходящая ветвь кривой Лаффера налоговой. Таким образом, з.ф.п. – это зона значений налогового бремени, в которой интересы производителя и государства оказываются в противоречии.

 

 

Введение в рассмотрение з.ф.п. несет в себе новое понимание эффективности фискальной политики: чем больше ширина этой зоны, тем больше антагонизм между стимулирующей и фискальной функциями налоговой системы страны и тем меньше шансов устранить этот антагонизм. И, наоборот, узкая з.ф.п. означает, что интересы производителя и государства почти синхронизированы: что плохо (хорошо) для предпринимателя, то плохо (хорошо) для бюджета и государства. Тем самым при макроэкономическом оценивании величина Δq дает количественную характеристику того, насколько хорошо настроена фискальная система государства под интересы производителей, от активности которых зависит налоговая база.

Эконометрические расчеты, выполненные в 2004 г., показали, что для экономики США за период 1986–2000 гг. средняя величина з.ф.п. составляла 1 процентный пункт (п.п.), тогда как для экономики России 1989–2000 гг. она составляла 6 п.п. Данный факт показал низкую эффективность российской фискальной системы и раскрыл глубинные проблемы ее формирования в переходный период.

В более поздние годы з.ф.п. подвергалась переосмыслению и различным интерпретациям. Так, в 2010 г. проф. И.А.Майбуров интерпретировал з.ф.п. как разновидность налоговой ловушки. В частности, фискальная политика, при которой налоговое бремя выше точки Лаффера 2-го рода (q>q**), классифицируется как основная налоговая ловушка, а политика, при которой налоговое бремя находится внутри з.ф.п. (q*<q<q**), трактуется как дополнительная налоговая ловушка.

Интерпретации и объяснения 2004 г. феномена з.ф.п. делают акцент на его двойственной природе. С одной стороны, наличие широкой з.ф.п. свидетельствует о плохой конфигурации фискальной системы, с другой стороны, это говорит о заторможенной реакции производителя. Причинами последней могут быть отсутствие альтернативных сфер инвестирования, территориальная иммобильность производства, специфическая психология производителя и т.п.

Практика эконометрической оценки з.ф.п. вскрыла множество вычислительных проблем. Так, построение производственной кривой для переменной ВВП в абсолютных значениях оказывается очень трудоемким и зачастую дает неудовлетворительные результаты, тогда как использование переменной темпа роста ВВП позволяет получить гораздо лучшие результаты. Однако в этом случае усложняется процедура расчета точек Лаффера 1-го и 2-го рода. Процесс совершенствования методов идентификации з.ф.п. продолжается.

Понятие з.ф.п. в модифицированном виде может быть использовано и при изучении кривой Арми–Рана, которая описывает похожие процессы, но не в сфере доходов бюджета, а в сфере бюджетных расходов. Учитывая действие закона Вагнера, можно говорить, что со временем з.ф.п. немного смещается вправо по оси абсцисс, что отражает эволюционную природу данного явления.

Понятие з.ф.п. имеет ограниченное распространение; в основном оно находит применение в аналитической практике экономистов России, Украины и Грузии. Такое положение дел во многом связано с наличием критики в адрес концепции кривой Лаффера, лежащей в основе понятия з.ф.п. Помимо традиционных теоретических контраргументов против концепции з.ф.п. наиболее важными являются следующие критические положения:

- большинство расчетов показывает, что фактическое налоговое бремя для всех стран находится, как правило, внутри з.ф.п., что свидетельствует о почти полной невозможности воплотить принципы з.ф.п. в практику налогового регулирования;

- использование в концепции з.ф.п. понятия среднего налогового бремени не позволяет напрямую понять, за счет каких налоговых ставок нужно уменьшать совокупное налоговое бремя; для ответа на данный вопрос необходимы дополнительные прикладные расчеты, которые сами по себе представляют нетривиальную вычислительную процедуру.

Наличие таких методических проблем ведет к тому, что применение на практике концепции к.л.н. требует тщательной подготовки первичных статистических данных и предельно корректной интерпретации получаемых результатов.

 

Литература

 

1. Балацкий Е.В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост с помощью производственно-институциональных функций// «Проблемы прогнозирования», №2, 2003. С.88–107.

2. Балацкий Е.В. О природе несостоятельности российской фискальной системы// «Общество и экономика», №11–12, 2004. С.127–136.

3. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ Под ред. И.А.Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 519 с.

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В. Зона фискальных противоречий/ Энциклопедия теоретических основ налогообложения/ Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С.61–64.

3478
10
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...