Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Пьер Безухов, несомненно, является центральным персонажем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». И не случайно именно этот образ прорисован автором особенно тщательно. Каковы же основные качества этого человека? Можно ли считать этого героя очередным неудачником русской литературы? В чем привлекательность главного героя Льва Толстого? Каков бы жизненный девиз Пьера Безухова?

Пьер Безухов, несомненно, является центральным персонажем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». И не случайно именно этот образ прорисован автором особенно тщательно, что придает ему яркость и правдивость.

Помимо всего прочего, образу Пьера Безухова присущи три таких качества, как реалистичность, противоречивость и динамичность, которые тесно связаны между собой. Так, в начале романа Пьер выступает в качестве безликого и почти безвольного здорового увальня, который мирится с изменами своей жены и не знает, куда приложить свои силы. Однако уже на данном этапе внешняя покладистость Пьера имеет свои границы. Случай с женой, когда Безухов буквально озверел и заорал так, что все вокруг пришли в ужас, свидетельствует о буйной энергии и большой внутренней силе персонажа. С самого начала повествования Пьер противопоставляется современному ему высшему обществу, он плохо вписывается в царящие в нем стандарты неискренности, лести и поверхностности. В противовес прогнившему высшему свету герой Толстого предстает открытым и честным человеком, ищущим истину и свое призвание в жизни.

В своих исканиях Пьер проходит большой путь и сильно меняется. Безухов в начале романа и Безухов в конце произведения – это совершенно разные люди. Неудачная женитьба и вступление в ряды масонского движения приводят героя к глубокому разочарованию. Участие в войне 1812 года также приводит к разочарованию: финансирование специального полка и неудачное покушение на Наполеона, а также попадание в плен к французам окончательно подрывают его веру в людей, в доброту, в возможность взаимопомощи и дружбу. Однако нет худа без добра – военные приключения Пьера привели его к знакомству с солдатом Платоном Караваевым. Общение с этим человеком радикально меняет Безухова. Он осознал, что истинное счастье – это иметь возможность духовной и физической свободы, жить простой жизнью в своей семье и в единстве со своим народом. Постижение этих простых человеческих ценностей привело к окончательной метаморфозе героя – к обретению душевного равновесия и внутренней гармонии. Итогом всех его исканий становится спокойствие и личное счастье, забота любимой супруги и суета четырех детей.

Надо сказать, что образ Пьера Безухова стоит особняком не только в романе Л.Толстого «Война и мир», но и во всей русской литературе. Раньше проблему таких персонажей, как Онегин А.С.Пушкина, Печорин М.Ю.Лермонтова, Рудин И.С.Тургенева, Обломов И.А.Гончарова и пр., называли проблемой лишнего человека. Такая интерпретация предполагала перекладывание проблем литературных героев на прогнившее общество, которое якобы не могло разглядеть в этих людях полезных качеств и не хотело их разумно использовать в общественных интересах. Сегодня можно сказать более честно: все эти персонажи представляются некими социальными уродами, которые ничего не могли и сами ничего не сделали для своей интеграции в жизнь современного им социума. В результате вся русская литература пронизана трагичными образами хронических неудачников. Сегодня таких людей презрительно называют лузерами. И с этой точки зрения Пьер Безухов выбивается из этого ряда. Он смог-таки вписаться в социум, смог стать кому-то нужным, смог быть кому-то полезным, равно как и сам нашел радость жизни и удовлетворенность своей судьбой. И это, может быть, первый персонаж в русской литературе, который не несет в себе дегенаративные признаки социопата и аутиста.

Лично для меня самым ценным качеством Пьера Безухова является его интеллектуальная и душевная пластичность. Он ищет смысл жизни, получает удары от нее, разочаровывается, переосмысливает свой жизненный опыт и ищет дальше. И так до победного конца, пока не находит то, к чему изначально стремился. «Идти до конца и меняться по пути!» – вот девиз Пьера Безухова. Этот жизненный принцип не грех и позаимствовать.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»// «Неэргодическая экономика», 20.05.2018.

6894
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
The paper considers the architecture of modern neocolonialism. To this end we put forward simple structural and graphical models of traditional (colonial) and modern (neocolonial) systems, whose comparison reveals their differences. Further, we systematize comparative features of two dominance systems – colonial and neocolonial. We introduce the concept of colonial cycle, which means power castling – the process when power shifts from the mother country to its colony; a typical example is the relationship between the United States and the UK. We propose a structural and graphical model of a multipolar world, which highlights alliances of countries and indirect methods of struggle that States engage in so as to gain influence in their regional segments of the geopolitical system. We reveal the objective and subjective drivers of neocolonial castling: the scale effect; the balance of power effect, formalized as a structural balance; the globalization saturation effect that generates a “globalization / local culture” cycle; the political leader effect; economic patriotism. We put forward an expanded model of state success in the context of neocolonialism; this model, in addition to internal social achievements, takes into account the external effect in the form of political sovereignty. We show that many international comparisons lose their relevance within the framework of this model. A typical example of a false but well–established narrative based on a narrowed model of state success is the notion of South Korea’s more dynamic development compared to North Korea. We consider a modification of the extended model of state success using N. Machiavelli’s militaristic model as an example. The cognitive significance of the concept of colonial cycles in the context of geopolitical turbulence is discussed.
Кризис существующей экономической теории мэйнстрима длится уже более 50 лет, но самые последние мирохозяйственные сдвиги добавляют ему дополнительные качественные черты, характеризующие не только полное отсутствие практико–прогностической функции, но и неадекватность его когнитивного арсенала новым реалиям. Нарастающий набор рисков и трудностей глобального экономического развития, являющийся следствием перехода к новому мирохозяйственному укладу, не находит ни малейшего отклика ни в понятийном аппарате, ни в концептуальном потенциале мэйнстрима. Догматизм сложившегося теоретического каркаса базовых положений неоклассической экономической теории принял самодовлеющий характер, отвергающий попытки модернизации даже в рамках существующей парадигмы. Один из наиболее критических примеров несоответствия неоклассических представлений и реальной экономики – парадокс инноваций или провал теорий роста производительности за счет вложений в инновации. Представители мэйнстрима не в состоянии дать ему объяснение, не выходящее за пределы ограниченного неоклассического мировоззрения, игнорируя главные мирохозяйственные причины. Обобщены основные онтологические расхождения неоклассической догматики и реальных экономических процессов. К ним относятся: 1) внеисторический универсализм, игнорирующий закономерности стадиального мирохозяйственного развития; 2) неспособность выработать новый онтологический подход к фундаментальной проблеме власти в экономике; 3) отсутствие потенциала качественных обобщений процессов, порождаемых новой промышленной революцией. Попытки модернизации мэйнстрима, предпринимаемые в рамках проекта CoreEcon, построены на привлечении некоторых дополнительных теоретических конструкций, придающих новому курсу «Экономика» видимость динамизма и актуальности, но при сохранении в целом прежнего догматического каркаса. Предложены онтологические и методологические траектории поиска нового ценностного ядра экономической теории: 1) отказ от неадекватного новым реалиям принципа методологического индивидуализма; 2) отказ от принципа «рыночного супрематизма» в обоих его содержательных смыслах; 3) переосмысление основополагающего принципа экономической эффективности.
В статье рассмотрен нынешний методологический тупик экономической науки, который проявляется в феномене ее масштабного самоотрицания, принимающего формы двух взаимосвязанных эффектов. Первый – эффект самоотрицания первого рода – является очень глубоким и связан с молчаливым отрицанием научной общественностью вклада крупнейших экономистов прошлого и невостребованностью их идей и разработок. Второй – эффект второго рода – сопряжен с утратой интереса экономистов к математическому инструментарию исследования операций и с его крайне низкой практической востребованностью. Показано, что потребность в перестройке современного economics усиливается тремя обстоятельствами. Первое состоит в происходящей на наших глазах методологической инверсии знания, состоящей в переходе от аддитивного принципа к субстрактивному, второе проявляется в широком распространении в economics парадокса Баумана, а третье связано с невозможностью economics ответить на самые насущные новые вопросы современности. Все это позволяет констатировать, что economics находится в преддверии новой научной парадигмы. Обосновывается, что в ее основе будут лежать следующие установки: принцип конструирования, согласно которому экономисты будущего будут организовывать новые производственные и социальные системы с заранее заданными свойствами для получения желаемого результата; ликвидация парадокса Баумана, чтобы конкретная задача предшествовала построению моделей и их решений; принцип поликаузальности и включение в теорию идеологии, институтов и географии; принцип формальной мягкости новой науки, когда математическая строгость перестает оказывать самодовлеющее воздействие.
Яндекс.Метрика



Loading...