Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Авиашоу как драйвер регионального развития

В статье рассматриваются крупнейшие международные авиационно–космические салоны, а также российские авиационные мероприятия регионального значения сквозь призму их влияния на развитие местной экономики. Проведенный анализ показал лидерство Московского авиакосмического салона (МАКС, г.Жуковский Московской области) по общественному вниманию к мероприятию по сравнению с аналогичными площадками во Франции, Германии и Великобритании, и, вместе с тем, его существенное отставание по размеру заключаемых договоров на приобретение авиатехники. Обоснован тезис о том, что высокий спрос на открытую часть МАКС обусловлен внутренним дефицитом авиашоу, а также национальным интересом к авиации несмотря на низкую доступность личного авиатранспорта. Экономический эффект от проведения МАКС каскадным образом переливается в регионы, где расположены предприятия авиастроения, а также остается в городе и области, принимающих мероприятие. Составлена региональная карта авиационных мероприятий, включающая авиашоу, проводимые в рамках открытых военных, спортивных программ и частных инициатив. Установленная хронология возникновения частных авиашоу в 2010–2020 годах идентифицирует этот сегмент как точку роста. Наиболее крупным частным инициативам удается стать бизнес–проектами и привлекать до 20 тысяч зрителей, дополнительно развивая с использованием созданной инфраструктуры событийный туризм. Потенциал региональных авиашоу высокого класса раскрыли корпоративные авиагонки «Red Bull Air Race», проходившие в Казани в 2017–2019 годах и насчитывавшие порядка 100 тысяч зрителей ежегодно. Несмотря на невнятность отраслевой государственной политики увеличение частных инициатив по проведению авиашоу на восстановленных местных аэродромах и общественное внимание к ним свидетельствуют о растущем потенциале внутреннего спроса на доступную личную авиацию. Организация такого рынка, значимого для регионов, находится в компетенции федеральных отраслевых регуляторов и подконтрольных им авиастроительных предприятий.

Введение

 

Каждый субъект Российской Федерации является уникальным в силу комплекса социально–экономических факторов. Сильные стороны этой уникальности формируют визитную карточку региона как внутри страны, так и за ее пределами.

Одним из ключевых инструментов продвижения уникальности региона для привлечения на его территорию инвестиций, внимание федерального центра, крупных отраслевых отечественных и зарубежных предприятий является проводимый в регионе генеральный отраслевой форум. Такое мероприятие является полноценным институтом регионального развития. Региону сильно повезет, если такое мероприятие будет курироваться федеральными властями в силу государственной значимости проекта и совпадет с отраслевой специализацией местной экономики. В большинстве же случаев администрациям субъектов РФ целесообразно самим инициировать, регулярно проводить и продвигать хотя бы одно, но весьма крупное собственное мероприятие, подающее регион и его результаты вниманию инвесторов и общественности в максимально благоприятной форме.

Цель данной работы состоит в оценке потенциала и перспектив авиашоу как инструмента регионального развития. На сегодняшний день это далеко не самая распространенная форма продвижения региона и достаточно редкий бизнес. Тем не менее, стратегический вектор повышения доступности авиации общего назначения, как показывает опыт США и Европы, ставит перед российскими регионами вызов об инициативном восстановлении наземной инфраструктуры и развитии местного авиасообщения. Вызов отягчается отсутствием внятной государственной политики со стороны федеральных структур.

 

Ведущие международные авиакосмические салоны

 

Авиастроение и космические программы – это удел избранных стран и национальное конкурентное преимущество в сфере безопасности и воздушного сообщения. Открытые мероприятия в такой высокотехнологичной сфере всегда выходят на первый план национальной и международной информационной повестки. В целом же, предмет мероприятия и уровень его технологичности обуславливает целевые аудитории и степень привлекательности. Для сравнения, проводимый с 2012 года фестиваль барбекю в Белгороде, отдающий дань развитому в регионе производству мясной продукции (Фестиваль по барбекю «Гриль Фест Белгород», 2018), практически не имеет шансов выйти в федеральную новостную ленту, хотя на региональном и местном уровне звучит достаточно резонансно.

Наряду с предметом мероприятия ключевое значение для его успеха имеет страна–хозяйка. Последняя должна обладать некоторым набором козырей, к числу которых относится привлекательность ее продукции, емкий внутренний рынок сбыта, наличие комфортной инфраструктуры для проведения мероприятия, особое положение на мировой арене или в регионе мира (региональном рынке).

Выгодоприобретателями мероприятия, как правило, становятся оборонно-промышленный комплекс страны в лице госпредприятий, государственных органов исполнительной власти, и также крупный бизнес, представляющий гражданское авиастроение. Они определяют конечные цели мероприятия, в качестве которых могут выступать:

– продвижение и продажа продукции собственного производства (Назаров А.Д., 2020, С.391);

– локализация конкурентных предложений на своей площадке и приобретение авиатехники на лучших условиях;

– нахождение партнеров для освоения профильного производства внутри страны;

– брендирование страны, привлечение к ней внимания мировой отрасли и повышение узнаваемости в мировых СМИ;

– получение дохода от реализации мероприятия в качестве авиашоу.

Следует отметить, что выбор цели остается за инициатором мероприятия. В частности, полный набор целей могут позволить себе только ведущие страны мира с развитым авиастроением. В то же время государства, не имеющие собственного авиастроительного и, тем более, космического комплекса, могут рассчитывать на заработок от шоу–программ с прицелом выгодного приобретения машин для внутреннего рынка либо без такой закупочной миссии.

Постановка цели мероприятия обуславливает его дальнейшее позиционирование, например, как площадку для продвижения отечественных производителей (государственное значение, интересы крупного бизнеса или все вместе); как бизнес компании-организатора мероприятия. Ярким примером тому выступает Bahrain International Airshow (BIAS), организуемое британской компанией Farnborough International Ltd.

В настоящее время на европейском пространстве конкурируют между собой четыре авиакосмических салона с историей (таблица 1).

 

Таблица 1

Ведущие европейские авиакосмические салоны в Европе

№ п/п

Наименование мероприятия

Начало истории мероприятия

Организатор

Периодичность проведения
(в последние годы)

1

Paris Air Show Le Bourget (Франция)

1909

GIFAS

один раз в два года
(по нечетным годам)

2

Московский авиационно-космический салон (Россия)

1992

Минпромторг России,
ГК «Росатом»,
ОАО «Авиасалон»

3

Farnborough Airshow (Великобритания)

1948

SBAC, Farnborough International

один раз в два года
(по четным годам*)

4

Berlin Air Show (Германия)

1909

Союз аэрокосмической промышленности Германии,
Messe Berlin GmbH

*Примечание: SBAC – Society of British Aerospace Companies; GIFAS – Groupement des industries françaises aéronautiques et spatiales. В связи с распространением вируса COVID–19 в Великобритании и Германии было отменено проведение авиасалонов в 2020 году.

 

Все национальные мероприятия проходят с периодичностью один раз в два года: по нечетным годам – в России и Франции, а по четным – в Германии и Великобритании. Данная периодичность во многом оправдана. Во-первых, она хронологически разделяет авиасалоны, а, во-вторых, задает определенный отраслевой ритм. Ежегодно удивлять новинками достаточно проблематично, а вот их отсутствие за последние два–четыре года может подавать определенный сигнал по поводу состояния компании или индустрии в целом.

В инфраструктурном плане места проведения авиасалонов приближены к столицам принимающих государств, что обеспечивает максимально комфортную логистику и приток посетителей, в том числе из-за рубежа.

Немецкий и французский авиасалоны уже давно отметили свой 100–летний юбилей, и на их фоне российский аналог выглядит, конечно, новичком. Тем не менее, в период СССР на столичных аэродромах периодически проходили с участием первых лиц государства и иностранных делегаций авиапарады, на которых демонстрировалась мощь военно-воздушных сил страны. Одновременно с этим, начиная с конца 1950-х годов, СССР представлял достижения своей авиакосмической отрасли в Le Bourget, а в 1980-е годы и на мероприятии в Великобритании.

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации Международный авиационно-космический салон (МАКС) относится к перечню международных выставок военного назначения и проводится на территории аэродрома ОАО «ЛИИ им. М.М.Громова» в г. Жуковский Московской области [1]. Организаторами мероприятия выступают Минпромторг России и Госкорпорация «Ростех», контролирующая национальную авиастроительную отрасль. Акцент на военной тематике МАКС обусловлен состоянием российской авиационной отрасли, в которой гражданское авиастроение серьезно уступает военному сегменту.

Для сравнения, в Европе генеральными организаторами мероприятий являются отраслевые объединения, оставляющие в тени заинтересованные государственные органы. Безусловно, военная тематика также включена в программы европейских авиасалонов, но в авангард она не попадает, скорее всего, в силу доминирования в этой области США. Более того, все экспонаты, выносимые на мероприятия, подвергаются обязательной экспертизе на предмет возможности публичного показа без ущерба секретам производства.

Основным результатом авиасалонов принято считать стоимость заключенных соглашений на поставку авиационной техники. Прежде всего, следует отметить заблаговременную проработку таких договоров, как правило, задолго до проведения мероприятия. Спонтанно крупные сделки не заключаются. Подписание документов обычно приурочивается к дате проведения мероприятия.

Необходимо также обратить внимание на то, что на авиасалонах договоры с иностранными компаниями заключаются в отношении гражданской продукции, в которую «не зашиты» принципиальные секреты. Машины военного назначения могут выступить предметом заранее подготовленного соглашения между оборонным ведомством страны-хозяйки мероприятия и национальным производителем. Договоры на поставку военной авиации между представителями разных государств на авиасалонах в открытую обычно не заключаются. Для них предусмотрен отдельный порядок переговоров. Тем не менее, авиасалон в полной мере выполняет функцию демонстрации военной техники хотя и без показательных стрельб и иного применения оружия. Само мероприятие можно рассматривать как этап ознакомления потенциального покупателя с производителем, предшествующий развитию диалога на полигонах.

В наши дни зафиксирован прецедент, когда авиасалон становится средством показательного политического противостояния государств. Так, в 2014 году начался открытый военно–политический конфликт нашей страны с Украиной, и британский Farnborough отказался принимать российских экспонентов и делегации. До настоящего времени российские компании продолжают воздерживаться от участия в этом авиасалоне. Разумеется, критических потерь ни британская, ни российская сторона не испытывают, однако практика демонстративно закрывать двери подчеркивает необходимость собственной площадки.

Сравнение европейских авиасалонов возможно на основе сведений из официальных отчетов об итогах их проведения. Одним из универсальных показателей является количество посетителей мероприятия (таблица 2).

 

Таблица 2

Масштаб международных авиасалонов по числу посетителей

№ п/п

Наименование мероприятия

Год проведения

Число посетителей, тысяч человек

1

Paris Air Show Le Bourget (Франция)

2019

316,5

2

Московский авиакосмический салон (Россия)

2019

578,8

3

Farnborough Airshow (Великобритания)

2018

80

4

Berlin Air Show (Германия)

2018

180

 

Кратное различие в количестве посетивших сравниваемые международные авиасалоны позволяет сделать вывод о лидерстве российской и французской площадок. Безусловно, следует учитывать демографический фактор регионов, принимающих авиасалоны, однако даже при этой поправке популярность мероприятия в Великобритании выглядит сопоставимой с разовой заполненностью стадиона Уэмбли на футбольном матче английской премьер–лиги.

В добавлении к этому МАКС и авиасалон в Le Bourget выгодно отличаются от конкурентов с точки зрения открытости статистической информации о результатах проведенных мероприятий за продолжительный временной период (таблица 3 и таблица 4).

 

Таблица 3

Динамика показателей результативности МАКС

Наименование показателя

2019 год

2017 год

2015 год

1

Число участников и гостей, чел.

578810

452300

404000

2

Число экспонентов, ед.

827

880

878

3

Число стран, представленных экспонентами, ед.

33

28

26

4

Число зарубежных компаний, ед.

184

169

160

5

Объем заключенных контрактов и соглашений, млрд. рублей (млрд.долларов по среднегодовому курсу)

559
(8,7)

601
(10,3)

355
(5,8)

6

Число деловых мероприятий, ед.

170

150

50

7

Число специалистов в составе делегаций, чел.

143540

74850

73270

8

Аккредитовано журналистов, чел.

нет данных

3070

4000

Источник: составлено по данным [www.aviasalon.com].

 

 

Таблица 4

Динамика показателей результативности авиасалона в Le Bourget

Наименование критерия

2019 год

2017 год

2015 год

1

Число посетителей, чел.

316470

322000

351854

2

Число экспонентов, ед.

2453

2381

2303

 

Число стран, представленных экспонентами, ед.

49

48

48

3

Объем заключенных контрактов и соглашений, млрд.долларов

140

150

130

4

Число официальных делегаций, ед.

304

290

296

5

Число стран, представленных официальными делегациями, ед.

98

98

91

6

Аккредитовано журналистов, чел.

2700

3450

4359

7

Выставочная площадь, кв.м

125000

131500

122500

8

Стартапы, ед.

150

 –

 –

9

Посетителей PARIS AIR LAB (Площадка для обсуждения научных вопросов), чел.

54000

50000

 –

10

Посетителей AVION DES MÉTIERS (Площадка для взаимодействия организаций со студентами), чел.

66000

55000

 –

Источник: составлено по данным [www.siae.fr].

 

 

Сопоставление данных из таблиц 3–4 позволяет установить, что французский авиасалон опережает МАКС по страновому представительству экспонентов, а также с большим отрывом превосходит МАКС по числу самих экспонентов и общей стоимости заключенных соглашений. Высокий коммерческий результат мероприятия в Le Bourget обусловлен концентрацией покупателей со всего мира (судя по числу делегаций) и лидирующих производителей, которые на российской площадке не продвигаются (Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer).

Масштаб сделок на мировом рынке авиатранспорта, высвечиваемый на авиакосмических салонах в Le Bourget (130–150 млрд.долларов), указывает на упущенный нашей страной огромный коммерческий потенциал для национальной отрасли гражданского авиастроения. Очевидно, что ее разрушение стало одним из условий капитуляции СССР в «холодной» войне. При имеющихся технологиях качество и надежность гражданских самолетов российского производства вполне могли быть сопоставимы с конкурентоспособной на мировом рынке отечественной военной продукцией.

 

Международные авиасалоны в странах с развивающимся авиастроением

 

Дадим краткую характеристику крупнейшим авиакосмическим салонам в Азии (Индия, Китай), на Ближнем Востоке (ОАЭ) и в Латинской Америке (Чили). Несмотря на громкий статус мероприятий, открытые источники содержат крайне мало аналитически полезной информации.

Авиасалон Aero India впервые был проведен в 1996 году в Бангалоре на станции ВВС в Йелаханке Организацией оборонных выставок Министерства обороны Индии (Defence Exhibition Organisation India, 2020). В настоящее время организаторами выставки являются Министерство обороны Индии, ВВС Индии, Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии, Департамент по делам космоса, Министерство гражданской авиации Правительства Индии. Целью проведения авиасалона стала демонстрация достижений аэрокосмической и авиационной промышленности Индии.

Уже в 2003 году на авиасалоне Aero India были представлены 176 экспонентов из 22 стран мира. В последующие годы Aero India стала одной из самых крупнейших выставок военной авиации в мире и площадкой соперничества ведущих производителей. На выставках Aero India в 2007 и 2009 годах были впервые представлены МиГ–35 и F–16IN Super Viper. В рамках 7–ого авиасалона (2009 год) был проведен международный научный семинар по аэрокосмическим технологиям и их применениям, организованный Организацией оборонных исследований и разработок.

Главным лозунгом 10–ого авиасалона в 2015 году стал призыв «Сделай в Индии». Одноименная государственная программа охватила 25 секторов индийской экономики с целью привлечения иностранных компаний производить свою продукцию в Индии и увеличения инвестиций в производство.

К настоящему времени авиасалон Aero India приобрел статус одной из ведущих выставок авиационно–космической тематики. Авиасалон в совокупности с проводимой государственной политикой и инициативами открыли большие возможности для развития производственного сектора Индии в области авиастроения, привлечения иностранных инвестиций.  В 2019 году в выставке Aero India приняли участие более 600 индийских и 200 иностранных компаний, выставку посетило около 200 тысяч человек. Aero India ежегодно принимает большое количество экспонентов, стремящихся показать новые достижения в аэрокосмической отрасли, так как Индия сегодня является крупнейшим импортером вооружений в мире.

Китайская международная авиационно-космическая выставка (Airshow China) – международная авиакосмическая выставка, одобренная центральным правительством Китая при поддержке китайской аэрокосмической промышленности. Организатором выставки является частная компания Zhuhai Airshow Co., Ltd.

Авиасалон призван продемонстрировать новейшие разработки авиационной и космической техники Китая и других стран и привлечь иностранные инвестиции. Airshow China в течение своего существования использовался для первых публичных демонстраций постоянно совершенствующегося оборонно–промышленного потенциала Китая. Большой интерес иностранных компаний к авиасалону обусловлен перспективами крупнейшего внутреннего рынка сбыта гражданских самолетов (Mission to Airshow China and outreach program, 2018).

Dubai Airshow – это ведущая международная выставка в авиакосмической области, в которой принимают участие более 1000 мировых производителей авиационно–космической техники и демонстрируют свои новейшие достижения и технологические инновации. Авиасалон Dubai Airshow начал проводиться с 1986 года как Arab Air. С тех пор шоу выросло и превратилось в одно из крупнейших и наиболее важных аэрокосмических событий в мире и стабильно держится в пятерке крупнейших аэрокосмических салонов мира наряду с российским МАКС, Paris Air Show, Farnborough International и Air Show China. Организатором Dubai Airshow является частная компания F&E Aerospace совместно с Управлением гражданской авиации Дубая, аэропортами Дубая и Вооруженными силами ОАЭ. F&E Aerospace – это одна из самых влиятельных организаций в секторе организации мероприятий аэрокосмической отрасли.

Одной из основных причин активного развития авиасалона Dubai Airshow является быстрый рост рынков во всех аэрокосмических секторах на Ближнем Востоке и, в частности, в Дубае (Dubai Airshow, 2019).

Авиасалон Dubai Airshow 2019 занял площадь размером 645 тыс. кв.м, в мероприятии приняли участие около 1300 экспонентов, число посетителей превысило 84 тысячи человек. В 2019 году за дни проведения выставки было заключено договоров на сумму в 54,5 млрд. долларов США, порядка половины этой суммы обеспечили заказы, поступившие от авиакомпании Emirates (Жаданова, 2019).

Международный авиационный и аэрокосмический салон FIDAE проводится в Чили с 1980 года. Авиасалон задумывался как красочное авиашоу, организованное военно–вооруженными силами Чили в целях повышения их престижа и популярности. В настоящее время FIDAE – крупнейшая аэрокосмическая выставка в Латинской Америке, являющаяся удобной площадкой для продвижения продукции на южноамериканский рынок и привлекающая порядка 600 государственных и частных компаний из 59 государств. Одна из основных задач авиасалона FIDAE и участвующих экспонентов является расширение рынков сбыта и интенсификация сотрудничества с иностранными государствами.

По данным CS Chile report (Stephen J. C., 2006, р.4116) в годы проведения авиасалона пассажиропоток в Чили возрастал более чем на 5%, что приводило к существенному росту доходов авиаперевозчиков и сопутствующего бизнеса. В 2018 году авиасалон FIDAE посетили более 120 тысяч человек.

Несмотря на 40–летнюю историю авиасалона Чили так и не удалось освоить собственное производство серьезной авиационной техники гражданского и военного назначения. В отличие от ОАЭ такая задача вполне могла бы рассматриваться. К тому же пример успешного авиастроения на континенте демонстрирует Бразилия.

 

Функции международных авиасалонов

 

Проведение международных авиасалонов запускает веер политических, отраслевых, региональных и социальных эффектов. Рассмотрим таковые на примере МАКС.

Во-первых, МАКС является информационным поводом для мировых средств массовой информации, что позволяет продвигать российское авиастроение и делать его узнаваемым для широкой публики. В военном отношении МАКС представляет собой наглядный инструмент политики сдерживания в адрес иностранных государств – геополитических противников России.

Во-вторых, авиасалон служит мощным популяризатором авиации для молодежи, инструментом патриотического воспитания и национального самосознания.

В-третьих, возникающий прямой отраслевой эффект от заключенных соглашений на авиасалоне распределяется по субъектам РФ, в которых размещены авиастроительные предприятия (Саратовская область, Воронежская область, Приморский край, Хабаровский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Ульяновская область, Свердловская область, Иркутская область, Нижегородская область, Ростовская область и др.). Таким образом, зародившиеся в одной географической точке коммерческие эффекты способствуют экономическому развитию множества российских регионов.

В-четвертых, в выигрыше остается муниципальное образование, принимающее мероприятие, а также сам регион. Наплыв гостей позволяет в краткосрочном периоде максимально загрузить городскую сферу услуг и транспорт, отладить взаимодействие местных, региональных и федеральных структур. Проведение МАКС отражается на загрузке гостиниц Москвы, аэропортов и воздушного сообщения. Так, в 2019 году количество посетителей МАКС превысило численность населения г.Жуковский более чем в 5 раз.

В настоящее время наличие данных ФНС России о выручке местных предприятий в год проведения авиасалона и без такового позволяет весьма точно определить прирост муниципального внутреннего продукта г.Жуковский. О динамике коммерческого результата можно судить по открытым данным: выручка ОАО «Авиасалон» в 2017 году достигала 1,2 млрд.рублей, в то время как годом ранее она не превышала и 200 млн.рублей (ОАО «Авиасалон», 2020).

Для Московской области экономический эффект от кратковременной концентрации ресурсов в одной точке выглядит все же размытым. Однако отраслевой эффект косвенно распространяется на авиастроительные предприятия серийного и опытного производства (в частности, Луховицкий авиастроительный завод имени П.А. Воронина (г.Луховицы), Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева (г.Жуковский), Ухтомский вертолетный завод им. Н.И. Камова (г.Люберцы), ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля» (Томилино)).

 

Авиационные мероприятия регионального значения

 

В силу исторически сложившегося распределения промышленного потенциала далеко не каждый российский регион обладает авиастроительными предприятиями или иными производственными объектами, технологически связанными с авиастроением. Тем не менее, авиационная инфраструктура в том или ином виде сохранилась практически везде, и это дает возможность каждому региону освоить авиационную тематику, превратить ее в инструмент экономического развития.

Для развития региона основная задача состоит в привлечении на свою территорию ресурсы в любом виде. Однако такой приток ресурсов должен иметь определенный повод, и в качестве такого могут выступать значимые события в области авиации, организуемые при поддержке региональной власти или совместно с муниципальным образованием. Для реализации такой задачи необходимо привести в порядок или создать с нуля наземную инфраструктуру для воздушных судов. Такая мера будет полностью отвечать рыночной тактике «предложение рождает спрос». Начать можно хотя бы с аэродрома для авиации общего назначения или даже с посадочной площадки.

В пользу выбора данного направления свидетельствуют следующие аргументы. Во-первых, это зрелищная сфера, привлекающая внимание широкого круга людей. Транспортная доступность места проведения авиашоу обеспечит максимально возможную для конкретной территории явку гостей. Во-вторых, авиация – это высокотехнологичная отрасль, вокруг которой вращается квалифицированный сервис и квалифицированные рабочие места. В случае закрепления авиаторов на своей территории, создания аэроклуба муниципальное образование получает дополнительные рабочие места, становится востребованным у молодежи. В-третьих, развитие наземной инфраструктуры позволяет повысить доступность территории, включить ее в маршрутные листы внутреннего авиационного сообщения, а также претендовать на право принимать спортивные состязания и иные регулярные выступления.

Внутри страны региональные мероприятия в области авиации можно условно разделить на три группы: проводимые Минобороны России открытые военные показы (например, демонстрационные полеты в рамках «Авиадартс» под эгидой Международных армейских игр), авиационный спорт, шоу–программы. Обычно такие события носят сезонный характер и проводятся с марта по октябрь.

Военные и спортивные мероприятия являются некоммерческими. В первом случае расходы на мероприятия несет Минобороны России, преследуя главной целью проведение летных соревнований российских и иностранных экипажей. Показательные выступления военной авиации для публики – это всего лишь приложение к основной программе. Территориально военные авиапрограммы проходят на ведомственных полигонах.

Проведение соревнований по авиационному спорту в основном опирается на спонсорскую помощь и в меньшей степени на средства федерального и регионального бюджетов. По сравнению с залитым деньгами футболом и хоккеем, авиационный спорт имеет очевидное государственное значение как для гражданского воздушного транспорта, так и военной сферы (Капанина С., 2015). Однако в отличие от СССР, в России государственная поддержка данного направления сведена до минимума (Тренер сборной РФ по пилотажу, 2013).

Скудный перечень мероприятий авиационного спорта принимает узкая группа регионов с необходимой наземной инфраструктурой. Так, на 2020 год Федерация самолетного спорта России запланировала проведение всего лишь 16 мероприятий внутри страны, из них 10 мероприятий в Подмосковье, а Федерация вертолетного спорта – всего лишь 2 мероприятия в Тверской области (таблица 5).

 

Таблица 5

География внутрироссийских мероприятий самолетного и вертолетного спорта, 2020 год

№ п/п

Наименование региона

Число мероприятий, ед.

1

Московская область

10

2

Липецкая область

1

3

Ярославская область

1

4

Республика Татарстан

1

5

Нижегородская область

1

6

Ульяновская область

1

7

Краснодарский край

1

8

Тверская область

2

ИТОГО

18

Источник: составлено по данным Федерации самолетного спорта[http://rus-aerobatics.ru/docs/2020/plan-sorevnovaniy-2020_gen_v5.pdf ], Федерация вертолетного спорта [http://helisport.org/events/].

 

 

Необходимо отметить, что согласно спортивному календарю на российских площадках не проходят соревнования Чемпионата Европы и Чемпионата мира по самолетному и вертолетному спорту.

Палитра региональных авиашоу достаточно разнообразна и включает как регулярные, так и разовые мероприятия. В таблице 6 приведен перечень ежегодно проводимых мероприятий. Следует подчеркнуть, что в российском информационном пространстве не существует сводного реестра региональных авиашоу, сопоставимого, например, с британским ресурсом https://britishairshows.com.

 

Таблица 6

Региональные авиашоу в России, 2020 год

№ п/п

Наименование мероприятия

Регион

Начало истории мероприятия

1

Фестиваль «НЕБО: теория и практика»

Московская область, аэродром «Черное»

2018

2

Авиашоу «Чистое небо»

Московская область, Талдомский район, аэродром д.Юркино

2014

3

Традиционный Авиационно–Туристический Слет

Ставропольский край, Пятигорск, аэродром «Юца»

2013

4

Международный Фестиваль частной авиации Kuban Airshow

Краснодарский край, аэродром «Азимут»

2012

5

Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно–химических работах «Золотые крылья»

Краснодарский край, аэродром «Северская»

2019

6

Всероссийский слет любителей авиации «Небо для всех»

Ростовская область, аэродром «Аэромакс»

2017

7

Авиационный фестиваль «Крылья Пармы»

Пермский край, аэродром «Сокол»

2009

8

Фестиваль малой авиации «Взлетка»

Пермский край, аэродром г.Лысьва

Нет данных

9

Всероссийский слет любителей авиации

Калужская область, аэродром «Орешково»; Омская область, аэродром «Поповка»; Республика Уфа, аэродром «Первушино» и др.

2006

10

ТехноTravel

Ярославская область, аэродром «Ленцово»

2017

11

Международный фестиваль «МикроДельтOSS»

Орловская область, аэродром «Сомово»

2013

12

«Победы нашей авиации»

Московская область, аэродром «Мячково»

2015

Источник составлено по данным: [http://flighttv.ru/pages/Aviacionnye-meropriyatiya-v-2020-godu.html],[https://saon.ru/forum/viewtopic.php?t=14302], [https://igor113.livejournal.com/1319297.html].

 

 

Старейшим мероприятием является Всероссийский слет любителей авиации, который и из года в год гастролирует по различным региональным аэродромам. Вслед за ним подключился Пермский край, организовавший с 2009 года фестиваль «Крылья Пармы». Далее 2010–е годы стали наиболее урожайными в плане появления новых регулярных авиашоу. Следует добавить, что на примере фестиваля «Крылья Пармы» можно наблюдать развитие связанного с ним событийного туризма (Салимова И.М., Фишелева А.И., 2017, с.69).

По своему содержанию авиационные программы весьма неоднородны. Условно можно выделить класс сугубо коммерческих мероприятий, которые по своей сути сильно похожи на открытую часть МАКС с полетной программой и платными входными билетами (яркий пример – фестиваль «Небо: теория и практика»). К другой группе относятся мероприятия, проводимые по инициативе владельцев аэродромов малой авиации, которые заинтересованы в популяризации своей деятельности и расширении бизнеса (в частности, авиашоу «Чисто небо», Всероссийский слет любителей авиации «Небо для всех»). Билетный проход в таких случаях обычно не предусматривается. К авиашоу социального назначения относится мероприятие «Победы нашей авиации», проводимое в Московской области для детей–сирот и популяризующее для них гражданскую и военную авиацию.

Отраслевое мероприятие «Золотые крылья», посвященное сельскохозяйственной авиации, пока является единственным в своем классе и тем редким случаем, когда проводится при поддержке Федерального агентства воздушного транспорта.

Достаточно развита практика проведения на региональных аэродромах дней открытых дверей. При этом организаторами выступают как владельцы аэродромов (например, аэродром «Мигалово» в Тверской области, аэродром «Тамбов» одноименной области), так и профильные предприятия (в частности, ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева», ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля»).

В 2017-2019 гг. для внутрироссийской карты авиамероприятий эксклюзивным стал этап Чемпионата мира Red Bull Air Race. Принимающей стороной выступила Республика Татарстан (г.Казань). Для организации такого мероприятия в 2016 году Республика Татарстан заключила 3–летний договор с австрийской компанией Red Bull GmbH. Проведение авиашоу стало возможным благодаря спонсорской поддержке со стороны крупного бизнеса, находящегося в собственности Республики Татарстан (АО «Татспиртпром»). Изначально мероприятие планировали провести в Санкт–Петербурге в 2006 году, но из-за рисков и правовой неурегулированности полетов над городом от этой идеи отказались (Мельник, 2006, с.18).

Red Bull Air Race – это один из инструментов популяризации корпорации за счет авиашоу высокого класса как беспроигрышного средства, привлекающего общественное внимание. Проект просуществовал с 2003 г. по 2019 г. Ежегодный Чемпионат мира из серии 7–8 этапов проходил в разных странах, включая США, ОЭА, Японию, страны Евросоюза (From An Idea To A World Championship, 2019).

В 2017 году в Казани авиагонки Red Bull Air Race за два дня посетило 90 тысяч человек (Red Bull Air Race в Казани, 2017), что в 4,5 раза больше самых популярных региональных авиашоу («Крылья Пармы», «НЕБО: теория и практика»), а в 2018 году авиагонки посмотрели уже 128 тысяч зрителей (Red Bull Air Race в Казани, 2018). Критики мероприятия обоснованно указывали на неуместность дорогостоящего авиационного праздника на фоне системного кризиса отечественной малой авиации; характерно, что в авиагонках не участвовали ни российские машины, ни российские пилоты.

В целом, опыт Red Bull Air Race в Казани продемонстрировал значительный внутренний спрос на авиашоу высокого класса, что подчеркивает солидную емкость внутреннего рынка, особенно рядом с городами–миллионниками. В этом контексте посещаемость МАКС, рекордная по сравнению с аналогичными европейскими площадками, находит себе объяснение. Возникающий ажиотаж вокруг МАКС во многом обусловлен дефицитом зрелищных авиамероприятий внутри страны, а также благодаря посвященной МАКС активной информационной кампании, которая охватывает многие регионы.

Вернемся к коммерческим авиашоу регионов России и оценим их финансовый результат. Для примера возьмем наиболее информационно открытое и достаточно популярное мероприятие: Фестиваль «НЕБО: теория и практика» (Московская область). По данным официального сайта («НЕБО: теория и практика», 2020), в 2019 году посещаемость составила 20 тысяч человек, что для такого формата авиашоу близко к пределу. Исходя из средней стоимости билета в размере 400 рублей (500 рублей – взрослый билет, 300 рублей – детский билет), получаем выручку на сумму 80 млн.рублей. Учитывая дополнительные расходы посетителей на питание, напитки, детские аттракционы и другие сопутствующие траты, общий доход от фестиваля может достигать 100 млн.рублей. Данную величину можно считать высокой планкой для традиционных авиашоу регионального уровня. Для сравнения, выручка от продажи билетов на МАКС, по косвенным оценкам, превышает 500 млн.рублей и растекается между организаторами и посредниками.

Оценить расходы организаторов Фестиваля «НЕБО: теория и практика» представляется достаточно затруднительным. Однако, даже учитывая аренду аэродрома, гонорары пилотам, расходы на авиатопливо и другие траты, рентабельность проекта вряд ли составит менее 100% в связи со значительным потоком гостей.

Косвенным подтверждением уровня расходов на региональное авиашоу служит информация ресурса https://britishairshows.com. Согласно источнику, запланированное на 2020 год мероприятие «Airwaves: Northern Ireland International Airshow» было отменено по причине непоступления взноса от местных властей на сумму 240 тысяч фунтов, что по текущему валютному курсу немногим более 22 млн.рублей. В целом, судя по агрегатору авиашоу, британский зритель, в отличие от российского, вполне пресыщен авиационными шоу-программами на любой вкус, и авиасалон в Farnborough находится в конкуренции с более доступными внутренними мероприятиями.

Таким образом, освоение российскими регионами авиационных мероприятий происходит в основном без государственной поддержки со стороны федеральных структур. Коммерческий эффект от авиашоу сравнительно невысок, но остается заметен на муниципальном уровне. Гораздо больший эффект от мероприятий состоит в популяризации авиации и вовлечении молодежи.

 

Заключение

 

Проведенное исследование показывает высокую востребованность в России авиашоу совершенно разных классов. Региональные инициативы по организации авиационных мероприятий доказывают свою жизнеспособность даже в отсутствии государственной поддержки. Во многом это обусловлено богатой историей отечественной авиации, традициями, сохранившейся промышленностью военного авиастроения, а главное – устойчивым национальным интересом к реальным высоким технологиям.

Для региональной экономики миссия авиасалонов заключается демонстрации высокого технологического уровня, который несут инновации, и потенциально регион способен стать частью инновационной экономики хотя бы в инфраструктурном отношении. Внутренний региональный спрос на такой путь развития имеется.

Чтобы превратить авиасалоны в драйвер регионального развития, необходимо радикально повысить доступность российской авиации общего назначения (самолетов и вертолетов) как для обучения, так и для личного пользования, организовать внутренний рынок качественного авиатоплива отечественного производства и квалифицированного сервиса. Решение указанных задач относится преимущественно к компетенции федеральной власти, в ведении которой находятся предприятия авиастроения и отраслевое нормативно-правовое регулирование. Устранив данные барьеры, альтернатива между приобретением в инвестиционных целях очередной квартиры и освоением малой авиации, в том числе для бизнеса коммерческих перевозок, нашла бы достаточное число инвесторов, выбравших второй вариант.

 

Список литературы

 

Назаров А.Д. (2020) Роль выставочной деятельности в развитии авиации и космонавтики в современной России // «Вопросы политологии». Т. 10. № 2 (54). С. 391–402.

Мельник В. (2006) Полеты над населенными пунктами // «Законность», № 12 (866). С. 17–18.

Салимова И.М., Фишелева А.И. (2017) Проектирование тура на фестиваль «Крылья Пармы» в г. Пермь / В сборнике: «Актуальные проблемы гостиничного сервиса: материалы Всероссийской научно–практической конференции». С. 68–80.

Жаданова В. (2019) Мировые авиастроители оформили на Dubai Airshow 370 заказов на пассажирские ВС (http://www.ato.ru/content/mirovye-aviastroiteli-oformili-na-dubai-airshow-370-zakazov-na-passazhirskie-vs – Дата обращения: 27.04.2020).

Stephen J.C. (2006) Deputy Assistant Secretary for Import Administration. // Federal Register, Vol. 71, No. 16 (https://docs.regulations.justia.com/entries/2006-01-25/E6-899.pdf – Дата обращения: 27.04.2020).

Фестиваль по барбекю «Гриль Фест Белгород» (2018) (http://eventsinrussia.com/event/17934 – Дата обращения: 27.04.2020).

Defence Exhibition Organisation India, DEO / New Delhi, India (2020) (https://10times.com/company/defence-exhibition-organisation – Дата обращения: 27.04.2020).

Mission to Airshow China and outreach program (2018) (https://www.ontario.ca/tradecalendar/mission-airshow-china-and-outreach-program – Дата обращения: 27.04.2020).

Dubai Airshow 2019 – крупнейший ближневосточный авиасалон (2019) (https://jets.ru/news/dubai-airshow-2019-krupneyshiy-blizhnevostochnyy-aviasalon/ – Дата обращения: 27.04.2020).

ОАО «Авиасалон» (2020) (https://www.rusprofile.ru/id/3135613 – Дата обращения: 27.04.2020).

Светлана Капанина о подготовке пилотов: «Авиация должна быть доступна, как автомобиль» (2015), (https://uacrussia.livejournal.com/12252.html – Дата доступа: 27.04.2020).

Тренер сборной РФ по пилотажу: денег от государства хватает на 4 дня (2013) (https://ria.ru/20130822/957842210.html – Дата обращения: 27.04.2020).

From An Idea To A World Championship (2019) (https://airrace.redbull.com/ – Дата обращения: 14.05.2020).

Red Bull Air Race в Казани: как 68 пилонов порвали на глазах 90 тысяч зрителей (2017), (https://www.business-gazeta.ru/article/352388 – Дата обращения: 14.05.2020).

Здесь так же хорошо, как в Америке и Эмиратах»: Казань влюбилась в Red Bull Air Race (2018) (https://www.business-gazeta.ru/article/393237 – Дата обращения: 14.05.2020).

«НЕБО: теория и практика» – 2020 (2020) (http://myskymsk.ru – Дата обращения:14.05.2020).

 


[1] Следует добавить, что в нашей стране по четным годам в г.Геледжике проводится Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон», которая так же, как и МАКС относится к выставкам продукции военного назначения. Международная выставка вертолетной индустрии (HELIRUSSIA) проводится ежегодно в г.Красногорск Московской области.

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Гусев А.Б., Доронина Е.Г. Авиашоу как драйвер регионального развития // «Journal of Economic Regulation» («Вопросы регулирования экономики»), 2020. Т. 11, № 2. С. 83–98.

 

1826
4
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура оценки приоритетности инвестиционных проектов, необходимых для ускорения социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями (ММО) в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде процедура оценки приоритетности инвестиционных проектов предусматривает шесть этапов: кабинетное исследование экономики муниципального образования, её возможностей и ограничений для определения потенциальных направлений для реализации бизнес–проектов; генерирование экспертной группой методом «мозгового штурма» портфеля потенциальных проектов, которые претендуют на наибольшую востребованность со стороны экономики изучаемого муниципального образования; проведение анкетного опроса шести групп населения района в отношении сгенерированных на предыдущем шаге набора потенциальных инвестиционных проектов; агрегирование качественных ответов респондентов в виде количественного индекса поддержки проектов путем использования системы весовых коэффициентов, а также усреднение индексов поддержки проектов по всем опрашиваемым социальным группам; просеивание списка проектов в соответствии с правилом отбора, определяющим нижнюю границу отсечения усредненного индекса поддержки проектов, и правилом отсутствия социального конфликта, задающим верхнюю границу расхождения крайних оценок групповых индексов доверия. Апробация предлагаемой аналитической процедуры для Тазовского района ЯНАО позволила из 27 проектов отобрать в качестве наиболее предпочтительных 14, которые в свою очередь сегментированы на три группы: наиболее востребованные, перспективные и умеренно важные. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма оценки инвестиционных проектов на широкий класс малых муниципальных образований.
В статье осуществлён краткий обзор исследований в области пространственной экономики. Среди выявленных трендов развития указанных исследований обозначено расширение теоретической конструкции экономического пространства, в которую на разных этапах включались всё новые и новые элементы; в настоящий момент этот тренд исчерпал себя и продуцирует деструктивные работы без привязки к конкретным проблемам. Второй тренд связан с движением в сторону синхронизации всех факторов развития пространственной экономики из–за нейтрализации отдельных воздействий со стороны сложившейся территориальной среды. Третий тренд привел к исчерпанию специфических аналитических инструментов пространственной экономики и их унификации, выводя на передний план продуманность постановки исходной задачи и сопряженность получаемых аналитических результатов с практикой государственного регулирования. Итогом многолетнего развития проблематики пространственной экономики стали заметные успехи в дескриптивном моделировании на фоне почти полного провала в его нормативной части: мы много знаем, от чего зависит развитие территорий, но параметры пространственной экономики оказываются за пределами влияния со стороны федеральных и региональных систем управления. Обсуждаются наиболее перспективные направления исследований в рассматриваемой области. Среди таковых выделяются два: превращение академических исследований в первый шаг комплексного проектирования развития территорий и встраивание в формат современной теории реформ; активизация изучения вопросов распространения инноваций между территориями в целях сокращения межрегиональных перепадов в развитии. Предлагается двухшаговый механизм заимствования достижений между территориями, основанный на совмещении процедуры стимулирования передовых регионов с последующей передачей их опыта и технологических результатов отстающим территориям.
Статья раскрывает закономерности становления, трансформации и упадка ортодоксии экономической теории в зависимости от фаз технологических и регуляторных циклов, выявленных в предыдущих работах автора. На примере двух завершенных циклов мирохозяйственного господства – английского и американского – предложено положение, в соответствии с которым окончательное утверждение и расцвет ортодоксии приходится на фазу опережающего развития транспортных технологий и регуляторную фазу фритредерства, устанавливаемую страной – мирохозяйственным лидером. На информационно–коммуникационной стадии технологического развития и стадии глобализма мирохозяйственного развития ортодоксия прибегает к имплантации иных исследовательских программ, но при сохранении базисных концептуальных положений. Наконец, отживающая ортодоксия переживает терминальный кризис в период становления индустриального базиса экономики, сопровождаемого протекционистским мирохозяйственным режимом. Одновременно в стране – новом мирохозяйственном лидере возникает и получает распространение совокупность новых экономических идей, претендующих на роль новой ортодоксии в будущем. В статье показаны характеристики терминальной фазы кризиса неоклассической школы экономической теории на фоне завершения американского цикла мирохозяйственного господства. Раскрываются детали кризиса неолиберального течения в рамках неоклассики и попыток наиболее прогрессивной части академического сообщества преобразовать неолиберальную парадигму в новое состояние, не имеющее пока четкого обрамления, но напоминающее либеральный рузвельтианско–кейнсианский консенсус середины двадцатого столетия. Раскрываются причины реактулизации политико–экономических подходов в монетаристском варианте. Показаны попытки отдельных представителей западного теоретического сообщества предложить принципиально новые парадигмы экономической теории, такие как «квантовая экономика» и теория сложности.
Яндекс.Метрика



Loading...