Очередная Научно–практическая конференция «Российские экономические журналы: новые вызовы и драйверы развития» под патронажем Финансового университета при Правительстве РФ и Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) прошла в Москве 16 марта 2021 года в здании Финуниверситета. На конференции было сделано множество содержательных докладов и сообщений, что позволяет говорить о несомненном успехе мероприятия. Одной из «новинок» выступлений спикеров стал сдвоенный (объединенный) доклад Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) Финуниверситета. В его первой части прозвучало сообщение директора ЦМЭИ Евгения Балацкого и ведущего сотрудника ЦМЭИ Натальи Екимовой на тему «Измерение успешности экономических журналов: международная практика». Во второй части доклада было представлено сообщение Евгения Балацкого и научного сотрудника ЦМЭИ Максима Юревича на тему «Россия на международном рынке "хищнических" изданий по экономическим наукам».
В первой части доклада было акцентировано внимание на том факте, что развернувшаяся в последние годы борьба научных экономических журналов по продвижению в международное научное пространство имеет неоднозначное понимание. Докладчики подчеркнули факт сложного сопряжения понятий «продвижение» и «успешность» журналов, так как во многих случаях эти понятия не совпадают. Более того, само понятие «продвижение» является сложным и динамичным (поэтапное продвижение – в международные базы данных, получение статуса более высокого квартиля базы, формирование полномасштабного англоязычного контента и т.п.). Как пример, указанной неоднозначности, докладчиками было указано на журнал «Деньги и кредит», который уже вошел в англоязычное профессиональное поле, но не вошел в международные базы данных, а также журнал «Terra Economicus», который, наоборот, уже вошел в Q1 базы Scopus, но не имеет полноформатного англоязычного контента. В связи с этим в международной и российской практике оценка успешности журнала определяется по специальному рейтингу, но эта процедура предполагает множество вариаций, которые были рассмотрены в докладе.
Во второй части доклада была дана развернутая характеристика тех проблем, которые породила борьба экономических журналов за «продвижение» в международных базах данных. Данное явление породило феномен "хищнических" и "мусорных" журналов, который берут деньги со своих авторов. В докладе была приведена оценка масштаба указанного явления и экономического ущерба России за счет подобного искажения поведенческой модели российских журналов и исследователей.
Более подробную информацию о докладе можно получить на нашем сайте из презентации первой части «Измерение успешности экономических журналов: международная практика» и из презентации второй части «Россия на международном рынке "хищнических" изданий по экономическим наукам».