Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Статьи
Статья посвящена анализу сдвигов в глобальной конкуренции на рынке университетов мирового класса (УМК), рассмотрению его долгосрочной реструктуризации в трёх геополитических центрах – США, Европе и Азии – за последние 18 лет XXI в. В качестве информационной базы использовались девять наиболее авторитетных глобальных рейтингов университетов. Расчёты показывают: несмотря на то, что позиции американских университетов в топ–листах мировых рейтингов ослабевают, уступая европейским и азиатским вузам, США по-прежнему сохраняют лидерство в этой области. Однако экспертный прогноз авторов позволяет говорить о том, что при сохранении наметившихся тенденций к 2030 г. число УМК Европы и США в Топ–100 многих глобальных рейтингов может сравняться, что приведёт к своеобразному евро–американскому паритету в секторе высшего образования. По мнению авторов, стремление стран создавать собственные УМК – положительная тенденция с точки зрения развития мировой науки.
Financial University under Russian Federation presented own comments to «Forecast of Social and Economic Development of the Russian Federation for 2019–2024». It is very difficult to assess the validity of the quantitative parameters since the methodology and methods for the Forecast used by the authors are not known (indirect indicators point that it is based on the current trends in the Russian and world economies). First of all, the assessment of the Forecast was carried out from the point of view of its compliance with the goals of social and economic development as defined in Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204.
Финансовый университет дал свою экспертную оценку Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2019–2024 годов. Поскольку не известны методология и методика составления Прогноза, которыми руководствовались его авторы (по косвенным признакам можно судить, что в его основу положены сложившиеся тренды российской и мировой экономики), оценка обоснованности количественных параметров весьма затруднительна. В связи с этим оценка Прогноза осуществлялась, прежде всего, с позиций его соответствия целям социально–экономического развития, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204.
Международные инвестиционные форумы являются относительно новой институциональной формой привлечения капитала в экономику страны или региона. Вместе с тем, во многих странах уже проводятся такие мероприятия и, учитывая их размах, занимают значимое место в национальных инвестиционных политиках принимающих государств. Однако в отечественной и зарубежной научной литературе этот институт не получил широкого освещения и, по сути, остается почти не изученным. Основываясь на анализе наиболее крупных и известных международных инвестиционных форумов, в статье рассматриваются ключевые функции форумов: непосредственно привлечение инвестиционных ресурсов и укрепление деловой репутации на международной арене национального бизнеса, а также страны в целом. Кроме того, приведены основные индикаторы успешности проведения форумов, которые наиболее часто встречаются в пресс-релизах, публикуемых организаторами по итогам мероприятий. Совокупность этих метрик разделяется на три группы – показатели социальной, политической и финансовой результативности. Исходя из приоритетности ключевых миссий и баланса показателей результативности, составлена классификация инвестиционных форумов: форум – конкурс проектов; форум–конференция; форум – торжественное событие и форум–выставка. В заключительной части работы сформулированы направления по дальнейшему изучению роли инвестиционных форумов в национальных экономиках.
Одним из следствий и составных элементов цифровой трансформации глобального общества стало возникновение новых, основанных на ИКТ–технологиях методах познания окружающего мира. Альтернативные источники получения информации, принимающие вид больших данных, и новые способы их анализа, базирующиеся на инструментах машинного обучения, включая искусственные нейронные сети, все активнее используются учеными-экономистами на различных этапах проведения исследований и в различных отраслях экономического знания. Как показал библиометрический анализ, ежегодно увеличивается количество научных статей, связанных с этими новациями, что дает основания утверждать (или может свидетельствовать) о зарождении новых перспективных трендов в экономической науке.
В статье рассматриваются крупнейшие международные авиационно–космические салоны, а также российские авиационные мероприятия регионального значения сквозь призму их влияния на развитие местной экономики. Проведенный анализ показал лидерство Московского авиакосмического салона (МАКС, г.Жуковский Московской области) по общественному вниманию к мероприятию по сравнению с аналогичными площадками во Франции, Германии и Великобритании, и, вместе с тем, его существенное отставание по размеру заключаемых договоров на приобретение авиатехники. Обоснован тезис о том, что высокий спрос на открытую часть МАКС обусловлен внутренним дефицитом авиашоу, а также национальным интересом к авиации несмотря на низкую доступность личного авиатранспорта. Экономический эффект от проведения МАКС каскадным образом переливается в регионы, где расположены предприятия авиастроения, а также остается в городе и области, принимающих мероприятие. Составлена региональная карта авиационных мероприятий, включающая авиашоу, проводимые в рамках открытых военных, спортивных программ и частных инициатив. Установленная хронология возникновения частных авиашоу в 2010–2020 годах идентифицирует этот сегмент как точку роста. Наиболее крупным частным инициативам удается стать бизнес–проектами и привлекать до 20 тысяч зрителей, дополнительно развивая с использованием созданной инфраструктуры событийный туризм. Потенциал региональных авиашоу высокого класса раскрыли корпоративные авиагонки «Red Bull Air Race», проходившие в Казани в 2017–2019 годах и насчитывавшие порядка 100 тысяч зрителей ежегодно. Несмотря на невнятность отраслевой государственной политики увеличение частных инициатив по проведению авиашоу на восстановленных местных аэродромах и общественное внимание к ним свидетельствуют о растущем потенциале внутреннего спроса на доступную личную авиацию. Организация такого рынка, значимого для регионов, находится в компетенции федеральных отраслевых регуляторов и подконтрольных им авиастроительных предприятий.
Предмет исследования – проектное управление в регионах как инструмент реализации национальных проектов в субъектах РФ и драйвер их социально-экономического развития. Цель работы – выявление проблем, возникающих при управлении проектами в части внедрения проектного менеджмента в сферу регионального управления, а также оценки влияния проектного управление на повышение инвестиционной привлекательности территорий и динамику их социально-экономического развития. В статье сделан вывод, что необходимость внедрения проектных офисов на региональном уровне обусловлена высокой зависимостью успешности реализации проекта от возникающих на начальной стадии проблем. Несмотря на сравнительно небольшой для анализа временной охват внедрения, практика проектного управления в регионах заслуживает положительной оценки.
The paper reviews Russian and foreign research on modern ways to boost regional economic growth on the example of regional development institutions. We have chosen project management and regional development agencies as the most promising institutions for regional development. The growing interest in project management is confirmed by the data of the international database ScienceDirect, in which the number of articles on this topic for 1996–2019 was 19.5 thousand, and their annual number has increased 3.8–fold during this period. There is a similar trend in Russia: according to the electronic library eLIBRARY.RU the number of articles on this topic for the period from 2000 to 2019 has increased 87.5–fold, and their total number for this period was 1.2 thousand. Our main research method is cross–country comparative analysis. We investigate advantages and disadvantages of project financing on the examples of the Sydney Opera House (Australia), the Olympic Stadium in Montreal (Canada), the Concorde supersonic airliner (France—UK), the Suez Canal (Egypt), the Hubble Space Telescope (USA—EU), the Humber Bridge (UK). While studying international experience of regional development agencies, we have classified them into three types: agencies for ensuring regional leveling within the country (Scotland, Australia, Canada); agencies for ensuring economic leveling within an international association of countries (EU—Poland, Romania, Portugal); agencies that help countries join the world’s leading nations on the basis of the innovative economy (China, Malaysia, Botswana). A summary analysis of the works that study the activities of regional development agencies has allowed us to present the institutions under consideration on a system–wide basis and to identify their weak and strong points that should be taken into account in the development of this tool that helps enhance economic growth in Russia’s regions.
Статья посвящена обзору как российских, так и зарубежных исследований в области современных форм активизации экономического роста в регионах на примере институтов регионального развития. В качестве наиболее перспективных институтов регионального развития выбраны проектное управление и агентства регионального развития. Нарастание интереса к проектному управлению показано на данных международной базы ScienceDirect, в которой количество статей по данной теме за 1996–2019 гг. составило 19,5 тыс., а их годовая численность за указанный период выросла в 3,8 раза. В России имеет место похожая тенденция: по данным электронной библиотеки eLIBRARY.RU, количество аналогичных статей за период 2000–2019 гг. выросло в 87,5 раза, а их общее количество за указанный период составило 1,2 тыс.
В статье рассматривается готовность российских регионов к внедрению технологических инноваций. При этом принципиальное значение имеет управленческая дихотомия «заимствование/создание инноваций». Правильный выбор способа повышения производительности труда в регионах страны представляет собой нетривиальную задачу, неправильное решение которой чревато большими экономическими потерями. Для повышения объективности принятия управленческих решений в статье предлагается использовать понятие технологической границы, под которой понимается относительная производительность труда региона по отношению к средней производительности в США, превышение которой позволяет региону разрабатывать новые производственные технологии. Сравнение с величиной технологической границы производительности труда субъектов РФ показало, что в стране только два региона могут выступить в качестве драйверов разработки собственных новых технологий. Вместе с тем имеющиеся данные и проведенные расчеты показывают, что во многих субъектах федерации имеются передовые компании разной отраслевой принадлежности, обладающие чрезвычайно высокой производительностью труда и способные выступить в качестве локальных инновационных драйверов внутри регионов. Данное обстоятельство позволило сформулировать для России многошаговую стратегию ускорения технологической диффузии.
Страницы предыдущая
Яндекс.Метрика



Loading...