Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Три угрозы и три задачи бюджета-2017

Готовящийся Министерством финансов РФ бюджет на 2017 год и последующие два года является откровенно «сырым». Если его выполнить, то под вопросом окажутся не только национальная оборона, но и здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. В чем состоят главные недостатки проекта Минфина России? В каком направлении следует пересматривать бюджетные приоритеты?

Готовящиеся прения в ГД по поводу бюджета на последующие три года могут быть жаркими. Это связано с наличием серьезных вопросов к Минфину России, который сверстал не самый безупречный кризисный финансовый план.

Ситуация с принятием бюджета объективно осложняется целым рядом обстоятельств. Во-первых, на рынке углеводородов наблюдается ценовой штиль и, скорее всего, он может продлиться в течение трех будущих лет, следовательно, рассчитывать на неожиданное счастье в виде нефтяных доходов не приходится. Во-вторых, санкции в отношении России в будущем не ослабнут, а, может быть, даже усилятся. Сегодня на рассмотрение в Конгресс США внесен законопроект, направленный на ужесточение наложенных на Россию санкций, а правительство Германии рассматривает возможность введения в отношении нее новых санкций из-за обострения ситуации в Сирии. Это означает, что в рейтингах двух компаний из «большой тройки» – Fitch, Standarts&Poors, Moody’s – наша страна так и останется преимущественно в «мусорной» зоне, что автоматически влечет запрет на осуществление инвестиций в российские инструменты со стороны крупных финансовых институтов Запада. Даже если такие операции все-таки и будут осуществляться (например, покупка государственных облигаций), то расплатой за это для России станут повышенные процентные выплаты по долгам. В-третьих, страна стоит на пороге исчерпания суверенных резервов – Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2018-2019 гг. бюджет будет балансироваться без Резервного фонда при помощи истощающегося Фонда национального благосостояния. Данное обстоятельство предопределяет переход к чрезвычайно жесткой бюджетной политике с тотальной экономией по всем статьям.

Тем не менее, каким бы жестким бюджет не был, он должен позволить в ближайшие 3 года решить три фундаментальные задачи: сохранить суверенность страны за счет обеспечения должного уровня ее обороноспособности; не допустить массового обнищания населения; обеспечить приемлемую работоспособность национальной экономики и всех ее звеньев. Насколько способен решить перечисленные задачи нынешний вариант бюджета?

Для ответа на поставленный вопрос посмотрим на расходы бюджета, которые, в частности, предполагают сокращение статьи «Национальная оборона» за период 2016-2019 на 27,6%. Если же учесть, что среднегодовой тем инфляции составит сверхоптимистичные 4% (что в 3 раза меньше 12,9% в 2015 году и в полтора раза меньше ожидаемых 6% в 2016), то это означает обесценение военных расходов за три года на 12,5%, т.е. реальное совокупное сокращение статьи составит 36,6%. Секвестр данного стратегического направления более чем на треть представляет собой очень серьезный удар по обороноспособности страны, который можно принять только с учетом сложившихся экстраординарных обстоятельств. Тем самым первую задачу бюджет фактически не может решить.

Второе важное направление бюджета – социальная политика – призвана поддержать наименее защищенные слои населения – пенсионеров, инвалидов и проч. И здесь имеется интересная арифметика: затраты на данное направление за три года увеличиваются на 9,6%, что недвусмысленно демонстрирует заботу государства о своих гражданах, однако планируемая инфляция за эти годы составит 12,5% и с лихвой съест намеченную поддержку малоимущих – затраты на них в реальном выражении сократятся почти на 3%. Фактически это означает, что обнищание незащищенных слоев населения все-таки будет иметь место, но его темпы будут очень незначительными, что в нынешних условиях можно считать достижением. Однако оно полностью перечеркивается снижением затрат на здравоохранение за три года на 21,9%, что с учетом инфляции означает реальное сокращение на 31,7%, т.е. почти на треть. Это означает, что государство в самый ответственный кризисный момент представляет населению страны самому позаботиться о своем здоровье. В условиях кризиса это может привести к откровенному вымиранию малоимущих граждан. Если к этому добавить, что затраты на физкультуру и спорт за три года сократятся почти в 2 раза, а с учетом инфляции – в 2,2 раза, то это означает, что нынешний бюджет капитально перекрывает два ключевых канала, от которых зависит здоровье нации. Следовательно, вторую задачу бюджет также не способен выполнить.

Третья задача также оказывается под вопросом. Например, затраты на национальную экономику сокращаются на 3,3%, а с учетом инфляции за три года – на 15,4%. Если такой секвестр нельзя считать катастрофичным, то номинальное сокращение затрат на ЖКХ на 52,6%, а реальное – в 2,4 раза, уже ставит под вопрос сам факт существования этого сектора экономики, а вместе с ним и россиян, которые при подобном финансировании могут, например, банально вымерзать в зимнее время из-за плохой работы коммунальных служб.

Но, как известно, сколько ни экономь, в условиях отсутствия доходов не разбогатеешь. Как же нынешний бюджет собирается пополнять свою доходную часть?

Оказывается, логика здесь проста: надо продолжать отжимать самые рентабельные отрасли экономики. Поэтому за счет модификации налогообложения в нефтяной отрасли только за 2017-2019 доходы этой статьи вырастут на 40%, за счет повышения акцизов на нефтепродукты – на 58%, а за счет ежегодного в течение трех лет увеличения акцизов на табачную продукцию на 10 процентных пунктов – в 3,5 раза. Можно согласиться, что данные отрасли должны внести свой вклад в преодоление кризиса, однако других источников Минфин России, похоже, не видит.

Фундаментальный недостаток подобной позиции состоит в том, что регулятор делает акцент на рост налоговых ставок, а не на рост налоговой базы, тогда как именно вторая способна обеспечить устойчивые поступления в бюджет. Не просматривается в бюджете и объявленного импортозамещения: если бы оно было, то оно привело бы к росту внутреннего производства в разных отраслях, следовательно, к росту налоговой базы и величины бюджетных налогов. Этот эффект в бюджете не просматривается.

Что следовало бы изменить в нынешней доктрине Минфина России?

Во-первых, необходимо изменить приоритеты в расходной политике бюджета. Зачем, например, на фоне убийственного сокращения расходов на здравоохранение, являющейся жизнеобеспечивающей сферой, надо наращивать за три года затраты на образование почти на 30 млрд. руб.? По нашим оценкам, только в 2016 г. на поддержку 21 вуза, претендующего на вхождение в тор-100 международных рейтингов, было потрачено 10,9 млрд. руб. без видимых успехов. Если убрать эти почти 11 млрд. и нейтрализовать будущий рост затрат отрасли на 30 млрд. руб., то высвобожденной суммы в 41 млрд. руб. хватит на то, чтобы сохранить дееспособным жизнеобеспечивающий сектор ЖКХ (30 млрд. руб.) и основательно поддержать сектор физкультуры и спорта. На период кризиса амбициозные программы по выводу отечественных университетов на мировой уровень можно безболезненно заморозить и вернуться к ним по мере оживления экономики.

Во-вторых, вместо сокращения на 102 млрд. руб. затрат на здравоохранение, т.е. почти на 22%, можно сократить затраты на общегосударственные вопросы, т.е. на бюрократическую систему, финансирование которой только за 2017 год должно возрасти на 72 млрд. руб. Если, например, сократить расходы на эту отрасль на 22%, как это планируется в отношении здравоохранения, то к 2019 г. можно сэкономить 241,6 млрд. руб., которых хватит на поддержку здравоохранения на нынешнем уровне (102 млрд. руб.) и еще почти 140 млрд. руб. перераспределить в виде производственных инвестиций в сектор национальной экономики. Эта мера позволила бы запустить эффект инвестиционного мультипликатора, инициировать импортозамещение и увеличить налоговую базу. В этой связи нельзя не вспомнить политику Билла Клинтона, который в целях сокращения бюджетного дефицита США начал именно с сокращения административного аппарата государства, а не с жизнеобеспечивающих отраслей. Тем более, что даже поверхностный экспертный анализ показывает, что сфера государственного управления в России может быть безболезненно сокращена на 25-30%, а в среднесрочной перспективе – на 50%. Однако для этого необходимы те самые структурные реформы, о которых давно говорят, но по-прежнему откладывают: нет увеличения пенсионного возраста, не состоялась эффективная административная реформа, буксует реформа тарифов на продукцию естественных монополий, продолжают сохраняться высокие административные барьеры. А без этого системно оздоровить бюджет вряд ли удастся.

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Три угрозы и три задачи бюджета-2017// «Российская газета», №7096(228), 09.10.2016.

3888
5
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Работа посвящена анализу ключевых установок внутри научного сообщества, от которых напрямую зависит образ научно–технологического будущего России. Установлено, что цивилизационная самоидентификация исследователей в значительной степени не совпадает с настроениями широкой общественности. Осторожное, а нередко и скептическое отношение к мобилизации науки, усилившиеся эмиграционные настроения среди учёных, в первую очередь молодых, позволили авторам сделать вывод о кризисном состоянии научного сообщества страны, антагонистически разделённого противоречиями по основным ценностным ориентациям и управленческим вопросам. Объединяющим фактором служит потребность в комфортных условиях труда и востребованность науки государством и обществом. Количественно определено, что только половина исследователей придерживается прогосударственных настроений и может быть потенциально с пользой задействована в решении научно–технических задач. Другая половина научного сообщества становится как минимум группой оппонентов, которые сомневаются или не определились в отношении научно–технологического курса. Молодёжное крыло науки, как оказалось, в значительной степени пронизано космополитизмом и поэтому не представляет собой антикризисную силу. Усиление мобилизационной готовности научного сообщества и разрешение его внутренней конфликтности рассматривается с точки зрения повышения качества управления наукой, включая эффективную кадровую политику.
Демографический кризис является серьезной угрозой устойчивому развитию любой страны, затрагивающей все аспекты общественной жизни. Для России проблема сокращения численности населения усугубляется огромными территориями, которые могут быть утеряны, если негативная демографическая ситуация не будет преодолена. Целью статьи является моделирование демографического роста в России и определение резервов повышения численности ее населения сквозь призму трех составляющих: эффектов возраста, периода и когорты, которые совмещают в себе материальные и нематериальные факторы влияния. Данная цель предопределила генеральную гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что комплексное воздействие на факторы демографического роста может создать такие условия, которые позволят переломить негативный тренд сокращения численности населения страны и в долгосрочной перспективе добиться удвоения численности населения в России, о котором заявляют в политических кругах страны. Для реализации поставленной цели в работе построена трехступенчатая эконометрическая модель роста населения и рассмотрены различные сценарии его достижения. Полученные результаты показали, что для двукратного увеличения численности населения страны в течение 50 лет необходимо повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 2,85–3,19 и поддержание его на столь высоком уровне в течение 25–35 лет. Для достижения указанных значений необходима системная работа в сфере материальной и нематериальной мотивации по формированию устойчивого образа многодетности в сознании россиян, эффективность которой должна проявляться в укреплении института брака, сокращении числа абортов, снижении среднего возраста матери при рождении детей и сокращении детской смертности. Обязательным атрибутом комплексного подхода является растущее благосостояние населения, которое, согласно расчетам, должно осуществляться ежегодным темпом прироста душевого ВВП на уровне 2,5–5,5%. Выводы исследования могут быть использованы при реализации демографической политики России.
В статье рассмотрена ситуация военно–стратегического противостояния США и России с наметившейся тенденцией к эскалации конфликта на Украине. Показано, что наблюдаемый парадокс, состоящий в утрате Западом страха перед термоядерным армагеддоном, продуцируется феноменом двойственности положения России после 1991 года, когда ее властные элиты, с одной стороны, подпали под контроль Запада, а с другой – сохраняли способность «восстать» и восстановить политический суверенитет страны с опорой на ее военно–стратегический потенциал. Следствием этого стало еще одно уникальное явление – неопределенность «красных линий» во внешней политике России, когда они либо не озвучивались, либо постоянно отодвигались. Указанные явления привели к тому, что Запад «привык» к избыточной осторожности России и не «слышит» новых сигналов. Ситуация поддерживается и усугубляется отсутствием внешнеполитической гибкости США из–за их приверженности ментальной модели глобального доминирования, включающей четыре элемента: презумпцию богоизбранности американского государства, доктрину непримиримости, стратагему тотальности и синдром отказа от неприемлемых издержек. Эффект неделимости власти, описанный С. Льюксом, накладывается на указанную модель и усугубляет нечувствительность американского истеблишмента к эскалации напряженности на Украине. Показано, что в своей тактике администрация США использует два интеллектуальных «завещания» Джона Даллеса – доктрину «балансирования на грани» и доктрину сносной цены. Так как Россия не создала никакого ощутимого ущерба для США, то им не имеет смысла отказываться от «завещания» Даллеса и поддержания режима эскалации. Обосновано, что для изменения ситуации необходимо осуществить действия по обеспечению неприемлемого ущерба для США в возникшем противостоянии. Обсуждаются конкретные меры по удорожанию американской гегемонии, что позволит отойти от односторонних ударов по России и создать более благоприятный фон для конструктивных переговоров.
Яндекс.Метрика



Loading...