Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Мусорные» журналы мирового научного рынка

В российской науке давно наметились нездоровые тенденции в части оценки исследовательского труда ученых. Требования к публикуемости исследователей в западных научных журналах иногда порождает у них аномальные стратегии по размещению своих статей в «мусорных» изданиях. Гонка за формальными показателями инициирует лишь гримасы научной конкуренции.

Падение конъюнктуры на мировом нефтегазовом рынке, сопровождающиеся международными санкциями в адрес России, лишь усугубляет конкуренцию между отечественными вузами. Причем конкуренция идет в основном за бюджетные деньги, а в этом случае нужно особенно четко исполнять поставленные правительственные задачи, среди которых главной является интернационализация российских университетов и их вхождение в мировое научное пространство. Цель достойная и правильная, однако, как известно, дьявол кроется в деталях.

Определив верное направление реформирования вузов, российский регулятор довольно грубо разработал управляющие параметры и наметил контрольные цифры. Фетишизация количественных оценок зарубежных публикаций отечественных ученых стартовала 20 декабря 2012 г., когда Приказом Правительства РФ №2433-р была принята Государственная программа «Развитие науки и технологий», чему сильно поспособствовали «майские» указы президента В.В.Путина. В качестве одного из целевых индикаторов выполнения Программы было выбрано «число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus». Данный управленческий параметр был быстро спущен вниз – научные организации и вузы начали сами инициировать своих работников к публикации статей в журналах, индексируемых в Scopus. Однако эти требования не учитывали стратификацию западных научных изданий и не учитывали их место в мировом научном сообществе, которое приблизительно можно выразить показателем импакт-фактора издания. Таким образом, российские ученые встали перед весьма странной альтернативой – штурмовать высокорейтинговые и престижные западные журналы, выполняя массу сложнейших требований и проходя жесточайшее рецензирование, или относительно легко покорить «мусорные» журналы мирового научного рынка. Не удивительно, что выбор многих сотрудников отечественных университетов оказался за «мусорными» журналами базы Scopus.

Частичным оправданием российского регулятора может служить лишь тот факт, что подобную ошибку допустили многие развивающиеся страны. А дальше все просто: спрос рождает предложение. В разных уголках планеты стали появляться журналы, принимающие публикации на весьма лояльных условиях, но требующие взамен разумную плату. В качестве посредников между авторами и журналами на рынке появились фирмы, предлагающие свои услуги за помощь по подготовке материалов. Сколько таких, по выражению представителя компании Elsevier, «хищнических» изданий сейчас присутствует в Scopus трудно сказать, но чистки базы проводятся ежегодно и журналы, нарушающие принципы научной этики, «пожизненно» исключаются из базы.

В результате наложения грубых инноваций регулятора на гибкий и аморальный рынок возник синдром нездоровой конкуренции российских вузов, выразившийся в том, что они начали стремиться обогнать друг друга по части публикаций в «мусорных» научных изданиях передового Западного мира. Такая деформация истинных научных ценностей тормозит поступательное развитие высшей школы страны и ведет к чудовищной аберрации всех отношений в научной среде.

Для конкретизации сказанного рассмотрим экономическую науку, в рамках которой в 2014–2015 гг. из Scopus были исключены три журнала, пользовавшихся большим интересом у некоторых отечественных экономистов, – Asian Social Science (ASS), Mediterranean Journal of Social Sciences (MJSS), World Applied Sciences Journal (WASJ) (табл.1). Характерно, что два из трех журналов имеют прописку во вполне состоятельных в научном плане странах. Тем не менее, «потребителями» этих журналов стали в основном ученые из Малайзии, Таиланда, ЮАР, Нигерии, Албании и… России. Так, за время индексации изданий российские авторы разместили на страницах названных «мусорных» журналов почти 2700 работ.

 

Таблица 1. Параметры журналов, исключенных из Scopus в 2014–2015 гг.

Название журнала

ASS

MJSS

WASJ

Страна юридической регистрации журнала

Канада

Италия

Пакистан

Тематика по научному классификатору

Экономическая теория, эконометрика и финансы

Политематический

Период индексации

2011–2015

2010–2015

2011–2014

Всего публикаций за период индексации

3305

5408

5594

Топ–5 стран, к которым аффилированы статьи, и их доля в контенте журнала, %

Малайзия (30.5)

ЮАР (29.6)

Иран (27.6)

Россия (15.1)

Россия (19.1)

Россия (20.8)

Китай (10.9)

Нигерия (10.4)

Малайзия (13.7)

Таиланд (5.4)

Албания (9)

Пакистан (10.8)

Индонезия (3.6)

Малайзия (6.3)

Индия (6.3)

 

Наиболее показательна развернувшаяся деструктивная конкуренция среди передовых экономических вузов страны – Высшей школы экономики (ВШЭ), Финансового университета (ФУ) при Правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ и Российского экономического университета (РЭА) им. Г.В.Плеханова. Например, небольшое преимущество РЭУ в базе Scopus по сравнению с ФУ обеспечивается как раз публикациями в «мусорных» журналах. Данное обстоятельство заставляет ФУ делать дополнительные усилия по «накачке» публикаций опять-таки в основном за счет «мусорных» изданий. Так возникает порочный круг, который поддерживается редкостным рвением регулятора по контролю за установленным параметром. Но даже эти вузы являются аутсайдерами «мусорного» рынка. Настоящим «лидером» здесь может считаться Казанский (Приволжский) федеральный университет (КПФУ), который в указанных трех позорных журналах разместил в 11 раз больше статей, чем РЭУ, который в свою очередь является лидером в этом начинании среди ведущих экономических вузов страны. При этом за последние два года ФУ нарастил долю «мусорных» публикаций по сравнению с КПФУ. Это лишний раз доказывает, что данный вуз в погоне за рейтингом в Scopus жертвует качеством своих научных работ, а вместе с ними и своей репутацией.

 

Таблица 2. Статистика публикаций вузов России в Scopus по экономическим наукам за весь период и за 2014–2015 гг. (в скобках).

Вуз

Всего статей в Scopus

В «Мусорных» журналах

Доля «мусорных» публикаций в общем объеме публикаций, %

Доля от «лидера» (КПФУ), %

ASS

MJSS

WASJ

РЭУ

346
(163)

17
(17)

27
(27)

23
(4)

19.4
(29.4)

9.0
(7.7)

ФУ

244
(139)

12
(12)

10
(10)

8
(4)

12.3
(18.7)

4.0
(4.2)

РАНХиГС

227
(132)

6
(6)

5
(5)

10
(2)

9.3
(9.8)

2.8
(2.1)

ВШЭ

4061
(1845)

3
(3)

10
(6)

19
(6)

0.8
(0.8)

4.3
(2.4)

КПФУ

11091
(3508)

155
(155)

400
(400)

191
(66)

6.7
(17.7)

100.0
(100.0)

 

Что теперь следует делать российскому регулятору?

На наш взгляд, можно сделать, по крайней мере, следующее: подготовить нормативные документы с более тонкой системой целевых показателей. Помимо общей доли российских публикаций в базе Scopus следует предусмотреть еще ряд показателей, например, число и долю российских публикаций в высокоцитируемых журналах, т.е. в журналах 1-го и 2-го квартиля. При этом оценка вузов должна осуществляться преимущественно по этим двум показателям. Однако такие установки сегодня будут выглядеть как явно запредельные. Поэтому следует разработать систему оценки и поощрений вузов за продвижение в базе Scopus и по линии вхождения в журналы 3-го квартиля; эта система может быть отменена, например, через 10 лет, когда уровень международной зрелости вузов существенно возрастет. Такой подход позволит добиться главного – отбить желание у отечественных исследователей идти в «хвосте» западной науки, стремясь напечататься на страницах научных «отбросов». Пока ничего не упущено, но и откладывать это решение нельзя, как нельзя откладывать работу над научной репутацией отдельных исследователей, университетов и страны в целом.

 

Официальная ссылка на статью:

Балацкий Е.В., Юревич М.А. «Мусорные» журналы мирового научного рынка// «Независимая газета», 27.04.2016. С.10.

5262
11
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...