Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Мусорные» журналы мирового научного рынка

В российской науке давно наметились нездоровые тенденции в части оценки исследовательского труда ученых. Требования к публикуемости исследователей в западных научных журналах иногда порождает у них аномальные стратегии по размещению своих статей в «мусорных» изданиях. Гонка за формальными показателями инициирует лишь гримасы научной конкуренции.

Падение конъюнктуры на мировом нефтегазовом рынке, сопровождающиеся международными санкциями в адрес России, лишь усугубляет конкуренцию между отечественными вузами. Причем конкуренция идет в основном за бюджетные деньги, а в этом случае нужно особенно четко исполнять поставленные правительственные задачи, среди которых главной является интернационализация российских университетов и их вхождение в мировое научное пространство. Цель достойная и правильная, однако, как известно, дьявол кроется в деталях.

Определив верное направление реформирования вузов, российский регулятор довольно грубо разработал управляющие параметры и наметил контрольные цифры. Фетишизация количественных оценок зарубежных публикаций отечественных ученых стартовала 20 декабря 2012 г., когда Приказом Правительства РФ №2433-р была принята Государственная программа «Развитие науки и технологий», чему сильно поспособствовали «майские» указы президента В.В.Путина. В качестве одного из целевых индикаторов выполнения Программы было выбрано «число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus». Данный управленческий параметр был быстро спущен вниз – научные организации и вузы начали сами инициировать своих работников к публикации статей в журналах, индексируемых в Scopus. Однако эти требования не учитывали стратификацию западных научных изданий и не учитывали их место в мировом научном сообществе, которое приблизительно можно выразить показателем импакт-фактора издания. Таким образом, российские ученые встали перед весьма странной альтернативой – штурмовать высокорейтинговые и престижные западные журналы, выполняя массу сложнейших требований и проходя жесточайшее рецензирование, или относительно легко покорить «мусорные» журналы мирового научного рынка. Не удивительно, что выбор многих сотрудников отечественных университетов оказался за «мусорными» журналами базы Scopus.

Частичным оправданием российского регулятора может служить лишь тот факт, что подобную ошибку допустили многие развивающиеся страны. А дальше все просто: спрос рождает предложение. В разных уголках планеты стали появляться журналы, принимающие публикации на весьма лояльных условиях, но требующие взамен разумную плату. В качестве посредников между авторами и журналами на рынке появились фирмы, предлагающие свои услуги за помощь по подготовке материалов. Сколько таких, по выражению представителя компании Elsevier, «хищнических» изданий сейчас присутствует в Scopus трудно сказать, но чистки базы проводятся ежегодно и журналы, нарушающие принципы научной этики, «пожизненно» исключаются из базы.

В результате наложения грубых инноваций регулятора на гибкий и аморальный рынок возник синдром нездоровой конкуренции российских вузов, выразившийся в том, что они начали стремиться обогнать друг друга по части публикаций в «мусорных» научных изданиях передового Западного мира. Такая деформация истинных научных ценностей тормозит поступательное развитие высшей школы страны и ведет к чудовищной аберрации всех отношений в научной среде.

Для конкретизации сказанного рассмотрим экономическую науку, в рамках которой в 2014–2015 гг. из Scopus были исключены три журнала, пользовавшихся большим интересом у некоторых отечественных экономистов, – Asian Social Science (ASS), Mediterranean Journal of Social Sciences (MJSS), World Applied Sciences Journal (WASJ) (табл.1). Характерно, что два из трех журналов имеют прописку во вполне состоятельных в научном плане странах. Тем не менее, «потребителями» этих журналов стали в основном ученые из Малайзии, Таиланда, ЮАР, Нигерии, Албании и… России. Так, за время индексации изданий российские авторы разместили на страницах названных «мусорных» журналов почти 2700 работ.

 

Таблица 1. Параметры журналов, исключенных из Scopus в 2014–2015 гг.

Название журнала

ASS

MJSS

WASJ

Страна юридической регистрации журнала

Канада

Италия

Пакистан

Тематика по научному классификатору

Экономическая теория, эконометрика и финансы

Политематический

Период индексации

2011–2015

2010–2015

2011–2014

Всего публикаций за период индексации

3305

5408

5594

Топ–5 стран, к которым аффилированы статьи, и их доля в контенте журнала, %

Малайзия (30.5)

ЮАР (29.6)

Иран (27.6)

Россия (15.1)

Россия (19.1)

Россия (20.8)

Китай (10.9)

Нигерия (10.4)

Малайзия (13.7)

Таиланд (5.4)

Албания (9)

Пакистан (10.8)

Индонезия (3.6)

Малайзия (6.3)

Индия (6.3)

 

Наиболее показательна развернувшаяся деструктивная конкуренция среди передовых экономических вузов страны – Высшей школы экономики (ВШЭ), Финансового университета (ФУ) при Правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ и Российского экономического университета (РЭА) им. Г.В.Плеханова. Например, небольшое преимущество РЭУ в базе Scopus по сравнению с ФУ обеспечивается как раз публикациями в «мусорных» журналах. Данное обстоятельство заставляет ФУ делать дополнительные усилия по «накачке» публикаций опять-таки в основном за счет «мусорных» изданий. Так возникает порочный круг, который поддерживается редкостным рвением регулятора по контролю за установленным параметром. Но даже эти вузы являются аутсайдерами «мусорного» рынка. Настоящим «лидером» здесь может считаться Казанский (Приволжский) федеральный университет (КПФУ), который в указанных трех позорных журналах разместил в 11 раз больше статей, чем РЭУ, который в свою очередь является лидером в этом начинании среди ведущих экономических вузов страны. При этом за последние два года ФУ нарастил долю «мусорных» публикаций по сравнению с КПФУ. Это лишний раз доказывает, что данный вуз в погоне за рейтингом в Scopus жертвует качеством своих научных работ, а вместе с ними и своей репутацией.

 

Таблица 2. Статистика публикаций вузов России в Scopus по экономическим наукам за весь период и за 2014–2015 гг. (в скобках).

Вуз

Всего статей в Scopus

В «Мусорных» журналах

Доля «мусорных» публикаций в общем объеме публикаций, %

Доля от «лидера» (КПФУ), %

ASS

MJSS

WASJ

РЭУ

346
(163)

17
(17)

27
(27)

23
(4)

19.4
(29.4)

9.0
(7.7)

ФУ

244
(139)

12
(12)

10
(10)

8
(4)

12.3
(18.7)

4.0
(4.2)

РАНХиГС

227
(132)

6
(6)

5
(5)

10
(2)

9.3
(9.8)

2.8
(2.1)

ВШЭ

4061
(1845)

3
(3)

10
(6)

19
(6)

0.8
(0.8)

4.3
(2.4)

КПФУ

11091
(3508)

155
(155)

400
(400)

191
(66)

6.7
(17.7)

100.0
(100.0)

 

Что теперь следует делать российскому регулятору?

На наш взгляд, можно сделать, по крайней мере, следующее: подготовить нормативные документы с более тонкой системой целевых показателей. Помимо общей доли российских публикаций в базе Scopus следует предусмотреть еще ряд показателей, например, число и долю российских публикаций в высокоцитируемых журналах, т.е. в журналах 1-го и 2-го квартиля. При этом оценка вузов должна осуществляться преимущественно по этим двум показателям. Однако такие установки сегодня будут выглядеть как явно запредельные. Поэтому следует разработать систему оценки и поощрений вузов за продвижение в базе Scopus и по линии вхождения в журналы 3-го квартиля; эта система может быть отменена, например, через 10 лет, когда уровень международной зрелости вузов существенно возрастет. Такой подход позволит добиться главного – отбить желание у отечественных исследователей идти в «хвосте» западной науки, стремясь напечататься на страницах научных «отбросов». Пока ничего не упущено, но и откладывать это решение нельзя, как нельзя откладывать работу над научной репутацией отдельных исследователей, университетов и страны в целом.

 

Официальная ссылка на статью:

Балацкий Е.В., Юревич М.А. «Мусорные» журналы мирового научного рынка// «Независимая газета», 27.04.2016. С.10.

5407
11
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Рассмотрена конкурентная борьба американских и китайских производителей на рынке солнечной энергии США. Дана общая характеристика данного рынка и его ключевые сегменты. Показаны факторы перспективности развития данного рынка, объемы и темпы роста. Выявлены причины доминирования китайских производителей на глобальном и американском рынке солнечных устройств, связанные с целенаправленной промышленной политикой в течение последних десятилетий, включающей огромные субсидии и льготы китайским производителям. Принятый в США Закон о сокращении инфляции, предусматривающий огромную поддержку производителям «зеленой» энергии, позволяет как американским, так и зарубежным компаниям претендовать на субсидии и льготы, что не способствует защите отечественных производителей. Американские компании на рынке солнечной энергии сталкиваются с противодействием лоббистских организаций, поддерживаемых китайскими компаниями, которые добиваются отмены некоторых протекционистских мер защиты национальных производителей. Таким образом, рынок солнечной энергии США соответствует классическим канонам «молодой» отрасли, где более зрелые иностранные компании доминируют над национальными производителями, что, во–первых, непривычно для самих американских компаний, выступать доминирующим игроком на глобальных рынках, а, во–вторых, требует гораздо более сильной и специфической промышленной политики, даже по сравнению с мощными стимулами поддержки, реализованными в рамках трампономики и байденомики.
Начавшаяся в 2022 году глобальная геополитическая турбулентность имеет свое объяснение в контексте теории стратегических преимуществ, важным направлением которой является ее взаимоувязка с эффектом масштаба и распространение на глобальное цивилизационное развитие. Изучение особенностей становления того или иного государства с точки зрения данного подхода позволяет переосмыслить технологическую модель мирохозяйственной системы Валлерстайна, согласно которой все страны относятся к одной из трех групп – лидеры, полупериферия или периферия, и дополнить ее политической моделью суверенитета, основанной на оценке самостийности (естественности) развития того или иного государства и позволяющей оценить истинное место каждой страны в геополитической системе. Способность государства к самостийному развитию определяется его отношениями с гегемоном и наличием скрытого потенциала в виде стратегических преимуществ, которые выражаются в наличии у страны по отношению к своим конкурентам качественных преимуществ по пяти–шести ключевым признакам: площади территории, богатству природных ресурсов, масштабу экономики, численности населения, технологическим и военным достижениям. Проведенный в работе сравнительный анализ относительных показателей потенциала ряда стран показал, что США сегодня обладает стратегическими преимуществами перед Россией по целому ряду признаков. Однако исчерпание США эффекта масштаба на фоне наличия его значительного потенциала у России, а также построение ею стратегических альянсов обусловило нынешнее глобальное противостояние. Оценка показателей стратегического преимущества альянса России и Китая над США показала его кратное превосходство над гегемоном, что является серьезной угрозой положению США как мирового лидера в мирохозяйственной системе. Еще большей угрозой гегемону является объединение БРИКС, одними из основателей которого выступают Китай и Россия. В статье обозначена стратегия России в сложившихся условиях, направленная на реализацию трех ключевых направлений – демографического, экономического, технологического. Все три направления предполагают решение крайне амбициозных задач, которые в обычных условиях практически недостижимы, однако становятся более реалистичными в условиях геополитической турбулентности и слома старого порядка, охватившего мир в настоящее время.
На протяжении продолжительного периода времени вялотекущее развитие российской фармацевтической промышленности обусловлено сравнительно низкой инвестиционной активностью, что привело к высокой зависимости от импортных лекарственных препаратов. Целью исследования является определение эффекта масштаба в фармацевтической промышленности России, который является ключевым фактором для инвестиций и объектом внимания государственной отраслевой политики. Основное подозрение состояло в отсутствии эффекта масштаба в отрасли, требующей высокотехнологичное оборудование и другие ресурсы, что автоматически делает невыгодным запуск новых и серьезное расширение имеющихся производств. Данное допущение определило центральную гипотезу исследования, которая была дополнена предположениями о наличии порогового значения выручки предприятия, сопоставление с которым фактических данных позволит детерминировать для организации отрицательный или положительный эффект масштаба. Учитывая государственное лицензирование деятельности по производству лекарственных средств, круг рассматриваемых компаний был точно определен. С учетом отраслевых особенностей организаций – держателей лицензий и доступности информации о показателях их деятельности за период 2004–2023 гг. в системе «СПАРК–Интерфакс» была сформирована конечная выборка из 320 производственных предприятий. Методически определен рассматриваемый эффект масштаба, оцениваемый показателем фондоотдачи (отношение выручки к остаточной стоимости основных средств). Инструментом обработки исходной отраслевой информации стали эконометрические модели на основе панельных данных. Результаты моделирования позволили установить наличие в фармацевтической отрасли положительного и практически всеохватывающего эффекта масштаба. Данный вывод указывает на неэкономический характер низкой инвестиционной активности в отрасли, а для инвестора благоприятно характеризует индустрию как «непаханое поле». Гипотеза о наличии верхнего предела выручки предприятия, превышение которого будет указывать на снижение производственной эффективности, не нашла подтверждения, что подчеркивает практически нелимитированный коммерческий потенциал. Методика оценки отраслевого эффекта масштаба имеет перспективы применения для аналитической поддержки в принятии инвестиционных решений относительно производства конкретных продуктовых линеек.
Яндекс.Метрика



Loading...