Трудно представить жизнь людей без поэзии. Это и неудивительно – ведь стихи в той или иной форме присутствуют на каждом шагу. И все-таки поэзия не так проста, как это принято думать. Дети, как правило, вообще не восприимчивы к поэзии, их просто заставляют механически заучивать стихи, но они их не переживают, не ценят. По-настоящему поэзию начинают ценить только в зрелом возрасте, когда душа человека пережила определенные испытания и нуждается в периодическом отдохновении в особом мире мудрых мыслей, чарующих слов и отточенных фраз.
Однако этим специфика поэзии не исчерпывается. Так, если проза демократична и почти вся имеет право на существование, то в настоящей поэзии остаются только истинные шедевры – посредственные стихи канут в Лету за ненадобностью и отсутствием потребности в них. Но если уж поэзия действительно высшего сорта, то она переживает века и становится жизненной опорой для многих людей. И среди этих поэтических шедевров проявляется демократия, превосходящая таковую даже в прозаическом искусстве. Во-первых, поэзия охватывает самые разные аспекты жизни – от описания пейзажей, переживаний любви и драматических действий вплоть до философских притч. Во-вторых, эти стихи пишутся на всех языках мира и переводятся на другие языки – истинные шедевры позволяют это. И каждый человек находит для себя своего любимого поэта, свои любимые темы и стихотворения.
Лично для меня вечно звучащим набатом является стихотворение «Вересковый мед» Роберта Льюиса Стивенсона в переводе Самуила Яковлевича Маршака. Трудно даже сказать, на каком языке это произведение звучит лучше, но его значение для меня простирается гораздо дальше самой баллады – в ней вечно повторяющаяся, универсальная трагедия жизни маленьких и больших людей.
Путеводной нитью моего стремления увидеть и познать мир является четверостишие Михаила Юрьевича Лермонтова: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»
Постоянную энергию жизни и борьбы за свое место в этом мире я черпаю в поразительно оптимистичном припеве старой пиратской песни Джорджа Стерлинга из романа Джека Лондона «Сердца трех»: «Ветер воет, море злится, мы, корсары, не сдаем. Мы – спина к спине – у мачты, против тысячи вдвоем!»
В последнее время для меня все большее значение приобретают стихи великих поэтов-суфиев. Например, прямое указание правильной жизни дано в двустишии Алишера Навои: «Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости – расходуй достоянье». С этим поэтическим афоризмом легче жить, ибо знаешь, что в нем высказан беспроигрышный рецепт успеха.
А еще поэзия – это территория для бесконечных путешествий, ибо на протяжении жизни человек знакомится с разными поэтами и их творениями. И на разных этапах жизни мы выбираем разных кумиров стихосложения, ибо с течением времени меняются наши жизненные пристрастия, приоритеты и потребности, а вместе с ними поэтические находки, которые не только украшают, но и укрепляют нашу жизнь.
Имеет поэзия и более прагматичное значение. Например, она развивает речевые способности человека, ибо поэзия – это апофеоз риторики и изящно выраженные мысли и чувства. В свою очередь развитие языковых способностей человека ведет к развитию его когнитивных (познавательных) способностей, оттачиванию интеллекта. Поэзия – проявление красоты языка и мысли и тем самым она наполняет человека чувством прекрасного, формирует в нем эстетическое восприятие, что само по себе дает ему силы для правильной (!) жизни, ибо, как справедливо говорил Федор Михайлович Достоевский, «красота спасет мир». И, наконец, поэзия – это кладезь человеческой мудрости в максимально компактной форме. А чем больше в человеке мудрости, тем легче ему жить.
Официальная ссылка на статью:
Балацкая Я.Е. Поэзия в жизни человека// «Неэргодическая экономика», 21.02.2018.