Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Поэзия в жизни человека

Поэзия – это не просто рифмоплетство, а стихосложение, возведенное в разряд великого искусства. Настоящая поэзия возникает только тогда, когда в рифмованной форме максимально ярко и виртуозно выражены самые глубокие и сокровенные стороны человеческой жизни. И каждый человек сам выбирает себе любимого поэта, любую поэтическую тему и любимые стихи.

Трудно представить жизнь людей без поэзии. Это и неудивительно – ведь стихи в той или иной форме присутствуют на каждом шагу. И все-таки поэзия не так проста, как это принято думать. Дети, как правило, вообще не восприимчивы к поэзии, их просто заставляют механически заучивать стихи, но они их не переживают, не ценят. По-настоящему поэзию начинают ценить только в зрелом возрасте, когда душа человека пережила определенные испытания и нуждается в периодическом отдохновении в особом мире мудрых мыслей, чарующих слов и отточенных фраз.

Однако этим специфика поэзии не исчерпывается. Так, если проза демократична и почти вся имеет право на существование, то в настоящей поэзии остаются только истинные шедевры – посредственные стихи канут в Лету за ненадобностью и отсутствием потребности в них. Но если уж поэзия действительно высшего сорта, то она переживает века и становится жизненной опорой для многих людей. И среди этих поэтических шедевров проявляется демократия, превосходящая таковую даже в прозаическом искусстве. Во-первых, поэзия охватывает самые разные аспекты жизни – от описания пейзажей, переживаний любви и драматических действий вплоть до философских притч. Во-вторых, эти стихи пишутся на всех языках мира и переводятся на другие языки – истинные шедевры позволяют это. И каждый человек находит для себя своего любимого поэта, свои любимые темы и стихотворения.

Лично для меня вечно звучащим набатом является стихотворение «Вересковый мед» Роберта Льюиса Стивенсона в переводе Самуила Яковлевича Маршака. Трудно даже сказать, на каком языке это произведение звучит лучше, но его значение для меня простирается гораздо дальше самой баллады – в ней вечно повторяющаяся, универсальная трагедия жизни маленьких и больших людей.

Путеводной нитью моего стремления увидеть и познать мир является четверостишие Михаила Юрьевича Лермонтова: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»

Постоянную энергию жизни и борьбы за свое место в этом мире я черпаю в поразительно оптимистичном припеве старой пиратской песни Джорджа Стерлинга из романа Джека Лондона «Сердца трех»: «Ветер воет, море злится, мы, корсары, не сдаем. Мы – спина к спине – у мачты, против тысячи вдвоем!»

В последнее время для меня все большее значение приобретают стихи великих поэтов-суфиев. Например, прямое указание правильной жизни дано в двустишии Алишера Навои: «Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости – расходуй достоянье». С этим поэтическим афоризмом легче жить, ибо знаешь, что в нем высказан беспроигрышный рецепт успеха.

А еще поэзия – это территория для бесконечных путешествий, ибо на протяжении жизни человек знакомится с разными поэтами и их творениями. И на разных этапах жизни мы выбираем разных кумиров стихосложения, ибо с течением времени меняются наши жизненные пристрастия, приоритеты и потребности, а вместе с ними поэтические находки, которые не только украшают, но и укрепляют нашу жизнь.

Имеет поэзия и более прагматичное значение. Например, она развивает речевые способности человека, ибо поэзия – это апофеоз риторики и изящно выраженные мысли и чувства. В свою очередь развитие языковых способностей человека ведет к развитию его когнитивных (познавательных) способностей, оттачиванию интеллекта. Поэзия – проявление красоты языка и мысли и тем самым она наполняет человека чувством прекрасного, формирует в нем эстетическое восприятие, что само по себе дает ему силы для правильной (!) жизни, ибо, как справедливо говорил Федор Михайлович Достоевский, «красота спасет мир». И, наконец, поэзия – это кладезь человеческой мудрости в максимально компактной форме. А чем больше в человеке мудрости, тем легче ему жить.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Поэзия в жизни человека// «Неэргодическая экономика», 21.02.2018.

13573
7
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Последние комментарии
Елена 14.06.2020 15:55 Около 7 лет назад я тоже стала писать стихи, как-то неожиданно это пришло ко мне... Сейчас планирую написать книгу о моих [url= https://vizamarket.com] путешествиях по миру [/url]
Публикации
В статье обсуждаются основные идеи фантастического рассказа американского писателя Роберта Хайнлайна «Год невезения» («The Year of the Jackpot»), опубликованного в 1952 году. В этом рассказе писатель обрисовал интересное и необычное для того времени явление, которое сегодня можно назвать социальным мегациклом. Сущность последнего состоит в наличии внутренней связи между частными циклами разной природы, что рано или поздно приводит к резонансу, когда точки минимума/максимума всех частных циклов синхронизируются в определенный момент времени и вызывают многократное усиление кризисных явлений. Более того, Хайнлайн акцентирует внимание, что к этому моменту у массы людей возникают сомнамбулические состояния сознания, когда их действия теряют признаки рациональности и осознанности. Показано, что за прошедшие 70 лет с момента выхода рассказа в естественных науках идея мегацикла стала нормой: сегодня прослеживаются причинно–следственные связи между астрофизическими процессами и тектоническими мегациклами, которые в свою очередь детерминируют геологические, климатических и биотические ритмы Земли. Одновременно с этим в социальных науках также утвердились понятия технологического мегацикла, цикла накопления капитала, цикла пассионарности, мегациклов социальных революций и т.п. Дается авторское объяснение природы социального мегацикла с позиций теории хаоса (сложности) и неравновесной экономики; подчеркивается роль принципа согласованности в объединении частных циклов в единое явление. Поднимается дискуссия о роли уровня материального благосостояния населения в возникновении синдрома социального аутизма, занимающего центральное место в увеличении амплитуды мегацикла.
В статье рассматривается институт ученых званий в России, который относится к разряду рудиментарных или реликтовых. Для подобных институтов характерно их номинальное оформление (например, регламентированные требования для получения ученого звания, юридическое подтверждение в виде сертификата и символическая ценность) при отсутствии экономического содержания в форме реальных привилегий (льгот, надбавок, должностных возможностей и т.п.). Показано, что такой провал в эффективности указанного института возникает на фоне надувающегося пузыря в отношении численности его обладателей. Раскрывается нежелательность существования рудиментарных институтов с юридической, институциональной, поведенческой, экономической и системной точек зрения. Показана опасность рудиментарного института из–за формирования симулякров и имитационных стратегий в научном сообществе. Предлагается три сценария корректировки института ученых званий: сохранение федеральной системы на основе введения прямых бонусов; сохранение федеральной системы на основе введения косвенных бонусов; ликвидация федеральной системы и введение локальных ученых званий. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого сценария.
The article considers the opportunities and limitations of the so-called “People’s capitalism model” (PCM). For this purpose, the authors systematize the historical practice of implementation of PCM in different countries and available empirical assessments of the effectiveness of such initiatives. In addition, the authors undertake a theoretical analysis of PCM features, for which the interests of the company and its employees are modeled. The analysis of the model allowed us to determine the conditions of effectiveness of the people’s capitalism model, based on description which we formulate proposals for the introduction of a new initiative for Russian strategic enterprises in order to ensure Russia’s technological sovereignty.
Яндекс.Метрика



Loading...