Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Кросс-контурные связи в человеческой психике

В статье рассматривается многоуровневая модель сознания и показана эволюционная преемственность отдельных уровней человеческой психики. Раскрыт механизм продвижения субъекта вверх по контурам сознания, рассмотрена природа выявленных кросс-контурных корреляций, показано взаимодействие подсознания, сознания и сверхсознания. Обсуждаются вопросы влияния контуров сознания на развитие клинических заболеваний, раскрыта роль комплексов и импринтов в формировании психосоматического здоровья.

Предпосылки обобщенной модели человеческой психики. К настоящему моменту времени имеется множество различных моделей сознания и психики человека. Многие из них являются по отношению друг к другу альтернативными и спорят за статус «официальной». Не вдаваясь в деструктивные дебаты, укажем лишь самые значительные, на наш взгляд, вехи в области психологии человека, которые уже известны довольно давно, но до сих пор вызывают в научной общественности оживленные споры.

Крупным достижением в понимании строения и функциональных особенностей подсознания человека является теория перинатальных матриц С.Грофа [1]. Суть данной теории состоит в том, что помимо традиционного биографического этапа в формировании психики человека в рассмотрение вводится перинатальный (добиографический) этап, состоящий из четырех так называемых базовых перинатальных матриц (БМП), аккумулирующих в себе опыт и переживания человека на соответствующих стадиях биологического развития человеческого плода [2].

Первая БМП формируется на стадии эмбрионального вызревания плода и соответствует симбиотическому единству плода и материнского организма. Вторая БМП соответствует стадии схваток, когда происходит сжатие плода стенками матки. Третья БМП соответствует движению плода по родовым путям. Четвертая БМП связана с непосредственным появлением человека на свет и формируется в момент перехода плода из водной среды в воздушную. Каждому перинатальному уровню соответствует свой набор эмоций и ощущений, которые по большей части являются болезненными и после рождения пополняют подсознание человека. Впоследствии, согласно С.Грофу, четыре БМП накладываются на особенности биографического этапа человека и порождают многие психические заболевания и психопатологические отклонения.

В свою очередь биографический этап жизни человека представляет собой постепенное развитие его сознания, которое по своей природе является многоконтурным (многоуровневым). Овладение человеком очередным контуром своего сознания знаменует собой эволюционный виток в развитии индивидуума. Наиболее последовательная и органичная теория контуров сознания была предложена Т.Лири и Р.Уилсоном [3-5]. С соответствии с их подходом выделяется гоминидный (человеческий) и постгоминидный (сверхчеловеческий) слои психики, каждый из которых состоит из четырех контуров и соответствует соответственно сознанию и сверхсознанию (надсознанию).

Так, гоминидный слой складывается из следующих контуров: биовыживательного (орального), направленного на поиск человеком зоны безопасности и комфорта (результат – зависимая или независимая личность); эмоционально-территориального (анального), направленного на определение групповой роли индивидуума (доминирующей или подчиненной); семантического (времясвязывающего), формирующего ощущение времени (результирующие свойства – смышленость или «тупость»); социополового (морального), закрепляющего в человеке различные социальные табу (результат – нравственный или аморальный тип). Постгоминидный слой психики состоит из следующих контуров: холистического (нейросоматического), направленного на формирование экстатических состояний и радости жизни (результат – человек с хорошим здоровьем); коллективного (нейрогенетического), на котором осуществляется подключение человека к генетической информации и овладение коллективными архетипами (результат – достижение мудрости); метапрограммирования, на котором происходит разрушение априорных туннелей реальности, догм и стереотипов мышления (результат – гениальность); нелокального (квантового), когда сознание человека уже не ограничивается внутренним пространством черепной коробки (результат – развитие телепатии, ясновидения и других интуитивных свойств сознания).

Таким образом, четыре перинатальные матрицы С.Грофа, четыре гоминидных контура и четыре постгоминидных контура сознания Р.Уилсона одинаковым образом (по числу психических уровней) структурируют подсознание, сознание и сверхсознание человека. На наш взгляд, данное совпадение слишком красиво и эффектно, чтобы быть простой случайностью. Эта убежденность позволяет нам сделать следующий шаг в обобщении данных двух моделей.

Кросс-контурная архитектоника человеческой психики. Пристальное рассмотрение специфики каждой перинатальной матрицы и каждого контура сознания позволяет увидеть их органическое единство. Причем связь между уровнями подсознания, сознания и сверхсознания строго иерархическая: каждому номеру психического уровня подсознания соответствует такой же номер психического уровня сознания и сверхсознания. Схематично это изображено на рис.1. Рассмотрим более подробно, как сопрягаются разные уровни психики.


Рис.1. Кросс-контурные связи в модели человеческой психики.

1. Первая БПМ предполагает бездумное чувственное растворение эмбриона в бытии материнской утробы, которая и представляет для него весь окружающий мир. Здесь могут возникать не только приятные ощущения, но и проблемы, связанные с химическим отравлением плода, например, когда его мать курит, потребляет спиртные напитки или при приеме пищи отходит от строгой диеты. Результатом таких проблем являются болезненные ощущения, пополняющие формирующееся подсознание эмбриона. Первый гоминидный контур (биовыживательный) также связан с чувственной интеграцией младенца в новый для него окружающий мир и сопряжен, как указывалось выше, со становлением ощущения безопасности и комфорта. На данном этапе также имеются проблемы, связанные с возникновением страха и неуверенности, когда, например, ребенок чем-то напуган и не получает от матери адекватной поддержки и успокоения. Результатом таких младенческих стрессов является если и не страх, то, по крайней мере, постоянное чувство настороженности человека при дальнейшем осваивании мира на протяжении будущей взрослой жизни. Пятый (холистический) контур опять-таки представляет собой чувственное осваивание окружающего социального пространства и направлен на максимальный восторг миром и удовлетворение благами, которые несет этот мир. Разумеется, и здесь могут возникать проблемы, связанные, как правило, со стремлением к чрезмерным наслаждениям, что само по себе может разрушать здоровье человека.

Тем самым для всех первых уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно чувственное познание мира. Меняется лишь качественная составляющая процесса.

2. Вторая БПМ связана с внешним давлением на эмбрион, когда стенки матки сжимают его со всех сторон. На этом этапе у человека формируются первые навыки сопротивляемости внешнему миру. Если давление оказывается слишком сильным, то эмбрион испытывает перинатальный стресс и его последующая сопротивляемость внешним обстоятельствам падает. Можно сказать, что чрезмерные испытания «ломают» врожденные иммунные рефлексы человека. Второй гоминидный (эмоционально-территориальный) контур формируется под давлением внешнего мира и ведет к появлению у человека «эго». Можно даже сказать, что само эго есть своего рода мембрана между внешним миром и внутренним содержанием человека и чем сильнее внешнее давление, тем крепче должна быть эта мембрана и тем больше сопротивляемость организма к внешним обстоятельствам. Однако если пресловутая мембрана не выдерживает давления, то она сжимается настолько, что в дальнейшем самоутверждение человека будет ослаблено, и он будет занимать, как правило, подчиненное положение. Шестой (нейрогенетический) контур также связан с формированием реакции на внешний мир, однако на этом уровне индивидуальное эго уже преодолевается и сопротивление внешнему миру принимает иные формы, а именно, форму мудрости. Главная опасность этого этапа состоит в том, что эго человека может быть уже разрушено, а мудрость не приобретена, в результате чего возникает риск поражения воли человека и потери его функциональности.

Таким образом, для вторых уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно формирование механизмов сопротивления внешнему миру. Направленность механизмов не претерпевает изменений, трансформируется только их качественная составляющая.

3. Третья БПМ связана с возникновением в существовании эмбриона динамики, когда он начинает движение по родовому каналу. В этот момент плод начинает свое первичное и примитивное, но уже не чувственное, а эмпирическое познание мира. На этом этапе есть опасность получения физических травм, которые впоследствии могут снизить функциональность человека. Третий гоминидный (семантический) контур сознания направлен на логико-эмпирическое познание мира и сохранение полученных знаний в виде языковых конструкций. В центре познания находятся динамические процессы, что находит отражение в установлении причинно-следственных связей и их использовании в практической деятельности. Неудачи на этом пути ведут к потере функциональности, проявляющейся в медлительности ума и всех психических реакций. Седьмой контур метапрограммирования также направлен на раскрытие глубинных законов бытия. Сбои в процессе овладения данным контуром чреват нарушениями психики и возникновением тяжелых нервно-психических заболеваний.

Следовательно, для третьих уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно формирование механизмов познания внешнего мира. Как и на предыдущем уровне, направленность механизмов здесь не претерпевает изменений, трансформируется лишь их качественная составляющая.

4. Четвертая БПМ предполагает овладение младенцем новым для него пространством. Переход из ограниченного внутриутробного пространства в практически бесконечное пространственно-временное измерение представляет собой качественный скачок самой области познания. Неудачи на данной БПМ чреваты потерей здоровья ребенка: вступление в новый мир сопровождается сильными перепадами внутричерепного давления, обрезанием пуповины и прочими стрессовыми нарушениями привычного существования. Четвертый гоминидный (социополовой) контур также предполагает вхождение человека в новый для него мир – социальное пространство. Грубо говоря, из ограниченного круга семьи и школы человек переходит в систему новых для себя взаимодействий с другим полом и различными социальными институтами. Неудачи на этом контуре выражаются в неэффективных социальных взаимодействиях. Восьмой (нелокальный) контур знаменует собой еще один качественный прорыв в познаваемой области, которая расширяется до размеров всей Вселенной. Сбои на этом уровне развития личности приводят, как правило, к летальному исходу.

Таким образом, для четвертых уровней подсознания, сознания и сверхсознания характерно формирование (расширение) сферы познания внешнего мира. В основе всех четвертых уровней психики лежит процесс познания, расширяются лишь сами горизонты познания.

Проведенный анализ показывает, что при формировании уровней подсознания, сознания и сверхсознания наблюдается строгая повторяемость. Иными словами, психика человека на разных уровнях своего развития проходит одни и те же этапы становления. Данный факт уже сам по себе является чрезвычайно важным, однако выявленная закономерность нуждается в системном объяснении. Почему стадии (контуры) развития подсознания, сознания и сверхсознания не сбиваются, а воспроизводятся в строгой последовательности? Было бы логично предположить, что в них должны происходить какие-то сдвиги, однако этого не происходит. Почему?

Природа кросс-контурных корреляций: «капельная модель». Спиралеобразная повторяемость фаз формирования человеческой психики имеет под собой эволюционные механизмы. В соответствии с теорией перинатальных матриц, человек приходит в мир без сознания, но с уже основательно заполненным подсознанием, где хранятся разнообразные ощущения, вызванные теми или иными событиями. Можно сказать, что эти подсознательные образы выступают в качестве априорных (подсознательных) психических шаблонов, на которые впоследствии навешиваются новые воздействия внешнего мира и реакции организма. Именно на этой основе формируется собственно сознание. В этой связи неудивительно, что формирующееся сознание проходит те же эволюционные фазы, что и лежащее в его основе подсознание.

Можно сказать, что сознание вырастает и выделяется из подсознания, будучи органически и генетически связанным с ним. Со временем эта связь становится все более сложной, фиксируя нарастающий антагонизм между двумя психическими образованиями.

В дальнейшем из сознания, прошедшего определенную эволюцию и накопившего разнообразные схемы, начинает формироваться сверхсознание. Сознание выступает логической и информационной основой сверхсознания и, также как сознание вырастает из подсознания, так и сверхсознание вырастает из сознания, повторяя затем основные эволюционные этапы его развития. С течением времени взаимодействие между сознанием и сверхсознанием становится все более активным с тенденцией к максимальному замещению сознания сверхсознанием.

Таким образом, сознание как бы вычленяется из подсознания, чтобы впоследствии из него выделилось сверхсознание. Этим, на наш взгляд, и объясняется органическое единство уровней трех психических состояний человека. Схематично рассмотренная связь подсознания, сознания и сверхсознания представлена на рис.2 в виде «капельной модели», предполагающей вложенность трех явлений.


Рис.2. «Капельная модель» человеческой психики.

Повторяемость функциональной структуры подсознания, сознания и сверхсознания вызваны еще и фактом их взаимодействия. Причем это взаимодействие носит строго направленный характер. На этом моменте остановимся более подробно.

На уровне подсознания формируются многочисленные так называемые автоматизмы, которые будем называть комплексами, подразумевая под ними некие самые общие психические синдромы, программирующие реакцию человека на те или иные внешние воздействия. Данные комплексы всегда ограничивают поведение человека, снижая тем самым его рациональность и функциональность. Довольно часто комплексы вызывают у человека болезненные реакции, которые могут перерастать в психопатологические синдромы. Для повышения функциональности, получения большей свободы поведения и его необусловленности априорными автоматизмами человек «вычищает» свое подсознание с помощью осознания некоторых его комплексов. Процесс «переработки» подсознательных комплексов происходит на логическом уровне в сознании. Данный акт индивидуум может осуществлять либо самостоятельно, либо при помощи психотерапевта. И в том, в другом случае результат одинаков – разрушение комплексов, освобождение от них и снижение априорной обусловленности поведения человека. Более того, комплексы могут разрушаться и автоматически при достижении сознанием достаточно высокого уровня развития. Таким образом, сознание участвует в «чистке» подсознания путем разрушения комплексов, за счет чего человек достигает большей свободы.

Однако на уровне сознания формируются свои собственные комплексы, которые в литературе называются импринтами. Под таковыми понимаются жесткие поведенческие установки, практически не подлежащие корректировке. Разумеется, импринты опять-таки ограничивают функциональность человека и мешают ему полностью проявить свои потенциальные способности. Тем самым роль импринтов эквивалентна роли комплексов, но на другом уровне. В процессе формирования и развития сверхсознания происходит разрушение импринтов. Как правило, уже на шестом контуре сознания (нейрогенетическом) происходит почти полное разрушение импринтов и поведение человека становится обусловленным не внутренними программами-импринтами, а внешними обстоятельствами. Ликвидация импринтов на гоминидных контурах представляет собой своего рода «чистку» сознания. Здесь также просматривается простая связь: развитие сверхсознания с соответствующими ему постгоминидными контурами приводит к «чистке» сознания на всех гоминидных контурах.

Участие более высокого психического слоя в разрушении комплексов более низкого психического слоя естественным образом приводит к воссозданию структуры низшего слоя на всех высших слоях. Данную закономерность можно выразить и более образно: «разгружая» контуры более низкого психического слоя, более высокий психический слой «копирует» эти контуры на своем собственном уровне.

Таким образом, природа кросс-контурных корреляций определяется двумя моментами: вырастанием более высокого психического слоя из недр более низкого слоя; участием более высокого психического слоя в «чистке» более низкого слоя. Иными словами, кросс-контурные корреляции определяются как природой происхождения психических слоев, так и природой их взаимодействия. В целом же каждый иерархический уровень человеческой психики имеет эволюционную природу происхождения.

Риски и опасности формирования психических контуров. Каждый из описанных нами двенадцати контуров человеческой психики таит в себе серьезные опасности. Это связано с тем, что освоение любого контура может пройти как удачно, так и неудачно. При неудаче могут возникать разного рода нарушения здоровья, начиная от простейших физических травм, кончая сложными психическими заболеваниями. Построим простейшую типологию таких заболеваний.

1. Первая БПМ может сопровождаться химическим отравлением плода с соответствующими ощущениями. Сформировавшиеся на данном этапе тяжелые воспоминания могут инициировать нозофобию (патологический страх заболевания) и ипохондрию (мнимая уверенность, что человек тяжело болен). Сюда же относятся и такие болезни, как канцерофобия (страх развития злокачественного заболевания) и бациллофобия (боязнь микроорганизмов и инфекционного заражения).

2. Вторая БПМ сопровождается удушьем плода. С этой стадией связано такое относительно редкое женское заболевание, как фобия материнства. Этой же БПМ обусловлена зоофобия (боязнь животных) и заторможенная депрессия. Особый интерес здесь представляет суицид (самоубийство) как реакция на безысходное положение во время второй БПМ и желание вернуться в первоначальное комфортное состояние во время первой БПМ. Разновидностью самоубийства выступают алкоголизм и наркомания. Следовательно, суицид, алкоголизм и наркомания представляют собой своеобразное бегство от второй БПМ к первой БПМ.

3. Третья БПМ может сопровождаться физическими травмами при прохождении плода по родовым путям. Однако движение в замкнутом тесном пространстве само по себе является серьезным испытанием. Реликтовые подсознательные воспоминания об этом периоде могут спровоцировать такое заболевание, как клаустрофобия (боязнь закрытых и слишком тесных мест). Такие болезни, как фобии, связанные с поездками в метро (боязнь замкнутого темного туннеля), путешествиями на самолетах (воздушная болезнь) и кораблях (морская болезнь), также продуцируются третьей БПМ.

4. Четвертая БПМ связана с появлением младенца на свет и сопровождается стрессом в результате резкой смены среды обитания плода. Воспоминания об этом событии жизни может стимулировать такое заболевание, как агарофобия (страх перед открытыми пространствами). Сюда же примыкает и такое заболевание, как акрофобия (боязнь высоты).

5. Первый (биовыживательный) контур направлен на вживание субъекта в новое пространство. Опасность плохого прохождения этого контура заключается в закреплении в человеке чувства беспокойства и формировании различных страхов. На бытовом уровне такие страхи могут выражаться в ожирении, склонности к курению и потреблению спиртного.

6. Второй (эмоционально-территориальный) контур направлен на формирование индивидуального эго. Неудачное прохождение этого контура приводит к вялости личности, хронической депрессии и безволию. Здесь же возможно развитие мании величия.

7. Третий (семантический) контур связан с формированием «туннелей реальности», которые ограничивают восприятие действительности. Слабое овладение семантическим контуром выражается в невнятной, корявой речи и примитивном мышлении.

8. Четвертый (социополовой) контур направлен на вживание субъекта в обширное социальное пространство. Неудачи на этом контуре часто приводят к аутизму.

9. Пятый (холистический) контур направлен на достижение удовольствия от жизни. На этом этапе легко увлечься, превысить меру и впасть в некие опасные крайности: чревоугодие, сексуальные излишества, разврат, пристрастие к наркотикам и т.п.

10. Шестой (коллективный) контур предполагает достижение мудрости. Однако здесь есть опасность разочарования, потери смысла жизни, разрушения системы мотивации. Результатом такого неудачного прохождения нейрогенетического контура может стать хроническая апатия.

11. Седьмой контур (метапрограммирования) ведет к плюралистичному взгляду на мир. При недостаточно развитом интеллекте видение мира с различных точек зрения может привести к шизофрении. По-видимому, именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что огромное число гениальных и выдающихся людей страдали различными психическими заболеваниями [8].

12. Восьмой (нелокальный) контур предполагает выход сознания из тела. Неудачные опыты на этом уровне развития чреваты простейшим невозвратом сознания в черепную коробку с последующим летальным исходом. Именно поэтому все йогические и мистические учения настаивают на обязательном присутствии в таких случаях наставника, который мог бы подстраховать практикующего.

Проведенное сравнение опасностей каждого ментального уровня недвусмысленно показывает, что каждый последующий более высокий контур несет в себе большую опасность, чем все предыдущие. Особенно ярко это проявляется на постгоминидных контурах, когда идет развитие сверхсознания. Так, на уровне перинатальных матриц все опасности формируются в латентной форме, в то время как проявляются они уже, как правило, на гоминидных контурах. На самих же гоминидных контурах все неприятности носят более материальный, грубый характер и подлежат корректировке. На постгоминидных контурах начинают развиваться практически неизлечимые психические заболевания, а иногда эксперименты с высшими свойствами сознания могут завершаться смертью.

Следует отметить, что произведенная нами типология заболеваний в соответствии с иерархической структурой психики человека ни в коем случае не носит абсолютного характера. Здесь чрезвычайно сложно выдвигать однозначные суждения и утверждения, однако сама интенция к формированию вполне определенных нарушений психосоматики, соответствующих определенному уровню психики, на наш взгляд, не подлежит сомнению.

Природа психосоматических заболеваний. Наличие своего рода «контурных заболеваний» требует хотя бы предварительного объяснения. Понятно, что указанные заболевания возникают при неблагоприятном развитии соответствующего уровня психики. Однако особый интерес представляет механизм возникновения этих заболеваний. На наш взгляд, здесь также просматривается универсальная и довольно общая схема, которую более подробно мы рассмотрим ниже.

На сегодняшний день все большее число психологов и медиков приходит к мысли, что подавляющее большинство психических и соматических заболеваний вызвано ментальными расстройствами. Об этом говорит, в частности, тот факт, что попытки обнаружения так называемого биологического маркера шизофрении в виде, например, какого-то бракованного гена так и не увенчались успехом [9, с.47]. В основе ментальной природы заболеваний лежит представление о том, что мозг человека представляет собой сложную информационную систему, которая постепенно метаболизируется организмом человека. Плохой информационной системе соответствует плохая органика, и наоборот. Такого подхода придерживается, в частности, А.Менегетти [10, с.21].

Отталкиваясь от информационной модели мозга, можно представить логическую схему процесса образования комплексов и импринтов.

Комплекс, лежащий в подсознании человека, имеет тройственную структуру и состоит из информации о конкретном событии, эмоциях, связанных с этим событием, и энергии связи, которая удерживает информацию и эмоции (рис.3). При возникновении сигнала, несущего в себе информацию, похожую на ту, которая заключена в сердцевине комплекса, срабатывает связь и генерируется вполне определенная реакция с соответствующим ей спектром эмоций (как правило, негативных). Человек не может не реагировать на некоторые сигналы в силу автоматического характера тех эмоций, которые «прикреплены» к исходной информации. Чтобы избавиться от такой эмоциональной и поведенческой зависимости, применяют методы психоанализа, позволяющие «вытащить» комплекс из подсознания в область сознания, проработать информацию и тем самым разрушить (или подавить) привязанные к ней эмоции. Как только это происходит, то связь между информацией и эмоциями разрывается, удерживающая их энергия высвобождается, человек испытывает прилив сил, а исходная информация в нейтральном виде, лишенном эмоциональной окраски, становится рабочим материалом сознания субъекта. Окончательный результат – свобода от априорных эмоций и реакций.


Рис.3. Статическая модель комплексов и импринтов.

Формирование импринтов подчиняется аналогичной схеме, что и комплексы, однако здесь еще ярче проявляется феномен энергетического связующего звена, в качестве которого выступает нейронная цепочка. Разрушение импринтов основано так же на трехзвенной схеме с той лишь разницей, что сам процесс их разрушения происходит с участием сверхсознания.

Однако главный вопрос заключается в том, каким образом комплексы и импринты могут провоцировать различные заболевания, включая соматические сбои в работе организма?

Общая схема генезиса заболевания может быть рассмотрена с помощью динамической модели комплекса и импринта (рис.4). На вход импринта поступает определенный сигнал, который в силу установившейся связи передается на выход импринта и требует соответствующей реакции. Если же по каким-то причинам запрограммированная реакция невозможна, то энергия, бегущая по нейронной цепи от входа к выходу импринта, не может высвободиться и остается в канале связи. Если описанная процедура повторяется многократно, то в канале связи накапливается большое количество избыточной энергии, что само по себе может приводить к сбою во всей информационной системе мозга с соответствующими органическими нарушениями. «Переполненные» энергией нейронные цепи могут приводить к «замыканию» других нейронных цепей, ответственных за регуляцию химического и гормонального фона организма. В зависимости от того, какие именно цепи оказываются пораженными, формируются те или иные заболевания. Тем самым именно наличие комплексов и импринтов с характерными для них жесткими причинно-следственными связями и обусловливают развитие болезненных синдромов.

Сила описанного механизма чрезвычайно велика. Например, А.Менегетти считает, что застоем энергии в нейронных каналах обусловлены даже такие явления, как камнеобразование и неоплазия [10, с.151]. Более того, раковые образования обладают огромной жизнеспособностью как раз за счет той энергии, которая накоплена в импринтных сетях [10, с.161].

Если принять описанный механизм, то само выздоровление, как справедливо замечает А.Менегетти, может произойти либо в результате повышения адаптации человека и разрушения сдерживающих его импринтов, либо в результате изменения внешней среды, которая провоцировала запуск импринтов [10, с.164].


Рис.4. Динамическая модель комплексов и импринтов.

Здесь уместно напомнить разницу между кондиционированием и импринтингом. Так, при кондиционировании исчезновение стимула ведет к исчезновению через некоторое время заданной реакции. На этом зиждется механизм разрушения условных рефлексов. При импринтинге исчезновение стимула не ведет к исчезновению заданной реакции. Импринт может сохраняться сколь угодно долго. Таким образом, именно комплексы и импринты продуцируют ту поведенческую инерцию, которая порождает «застой» энергии в нейронных сетях. При этом накопление «энергетических сгустков» в сетях мозга не предполагает, что это должно автоматически приводить к заболеваниям, прежде всего, самого мозга. Так как различные отделы мозга отвечают за регуляцию соответствующих функций организма, то и болезненное поражение может распространяться как на сам мозг, так и на периферийные органы.

Роль вспомогательных импринтов в формировании психических заболеваний. Отталкиваясь от информационной природы заболеваний, можно сделать следующий логический шаг: большинство психических и психосоматических болезней имеют социальные корни и, следовательно, социальную природу. Данный тезис наиболее отчетливо иллюстрируется таким заболеванием, как шизофрения. Рассмотрим это заболевание более подробно.

Существуют различные критерии и системы диагностирования шизофрении. Однако практически все проявления данной болезни могут быть инициированы социальным окружением человека, особенно в детстве. Так, в соответствии с критерием DSM-IV выделяются 9 симптомов [9, с.51]:

  • идеи отношения лично к себе, когда человек думает, что радио и телевидение обращаются лично к нему, а окружающие люди говорят и думают о нем (такой образ мысли легко сформировать у человека, если он подвергается постоянному подхалимажу, и в нем культивируется мания величия);
  • ложное или маргинальное представление, которое влияет на поведение и не совпадает с субкультурными (традиционными) нормами. Типичный пример – суеверия, вера в ясновидение, телепатию и т.п. (такой образ мысли может автоматически сформироваться в семье, которая не вписывается в традиционные религиозные и научные каноны);
  • необычное восприятие, включая телесные иллюзии;
  • спутанная речь и мышление (такие качества легко «вкладываются» в ребенка путем его бомбардировки противоречивыми сигналами и командами);
  • подозрительность или параноидальное воображение (если ребенка постоянно пугать и дергать, то это качество в нем получит мощное развитие);
  • несоответствующие или зажатые аффекты (если ребенка постоянно наказывать за откровенное выражение своих эмоций, то в нем сформируется это качество);
  • странное (эксцентричное) поведение или внешность (данное качество может сформироваться как протест против постоянных запретов);
  • отсутствие близких друзей и тех, кому доверяют (воспитание ребенка в строгой социальной изоляции гарантирует это качество);
  • излишнее социальное беспокойство (жизнь в агрессивном социуме содействует формированию данного качества).

Тем самым мы видим, что практически все признаки шизофрении зависят от социального окружения. Следовательно, большинство указанных признаков могут быть импринтированы в процессе взаимодействия с членами семьи и внешним социумом. Если это так (а серьезных причин, чтобы сомневаться в этом, нет), то тогда напрашивается очень важный вывод: для того, чтобы возникла шизофрения, необходимо получить достаточно большой «пучок» негативных вспомогательных импринтов [7]. Иными словами, приобретение человеком в процессе жизни негативных вспомогательных импринтов в большом количестве может привести к переходу количества в качество, когда потеря функциональности становится столь велика, что можно говорить о наличии психической патологии. Данный вывод можно распространять на все психические заболевания.

Заметим сразу, что какой-то один импринт редко способен привести к фатальному нарушению здоровья; как правило, их должно накопиться достаточно много. Когда же это происходит, то дальнейший ход событий становится непредсказуемым, как это и наблюдается в проявлениях шизофрении. Однако в любом случае наличия вспомогательных импринтов было бы еще недостаточно для такого мощного результата, если бы их действие не поддерживалось некоторыми важными функциональными свойствами мозга, среди которых можно выделить два – нейропластичность и безостановочность работы. Поясним их.

Свойство нейропластичности мозга заключается в его способности физиологически видоизменяться в результате определенного рода деятельности человека. В настоящее время имеются убедительные примеры данного свойства. Например, у квалифицированных музыкантов увеличиваются соответствующие участки мозга. Другими словами, бесконечные часы игры на скрипке меняют количество клеток, участвующих в исполнении музыкальных произведений, и увеличивают их проводимость [11, с.506]. Другой пример был получен при исследовании лондонских таксистов. Как оказалось, участки мозга, которые отвечают за способность выбора маршрута, увеличиваются после первых шести месяцев езды по городским улицам [11, с.507]. Тем самым определенное поведение адаптирует под себя мозг и его способности. При этом может идти как прогресс, так и регресс мозга. Следовательно, негативные вспомогательные импринты, приводящие к падению интенсивности информационного взаимодействия человека с окружающей средой, стимулируют регресс мозга с сопутствующими этому процессу необратимыми физиологическими изменениями.

Свойство безостановочности работы мозга заключается в его способности в условиях сенсорной депривации (т.е. отсутствия каких-либо сигналов из внешнего мира) генерировать свои собственные образы и сигналы. Эксперименты показали, что если человека закрыть в темной комнате, куда не поступают ни звуковые, ни световые сигналы, то через некоторое время у него начинаются галлюцинации, откровения, видения и т.п. [12, с.53]. Тем самым мозгу требуется постоянная информационная стимуляция; если таковая прекращается, то он замещает ее собственными образами. Если же вспомогательные импринты человека сформированы таким образом, что сильно ограничивают его социальные контакты и информационное взаимодействие, то его мозг может начать замещать нехватку информации путем генерирования галлюцинаторных образов, что является первой ступенью к серьезным психическим заболеваниям.

К рассмотренным двум свойствам мозга можно добавить еще одно – внутренний диалог. В соответствии с этим свойством большая часть нормального процесса мышления человека состоит из внутреннего диалога, когда он сам с собой обсуждает тот или иной вопрос [9, с.137]. Однако при информационных сбоях в мышлении человек перестает проводить эффективную самоидентификацию. В этом случае внутренний диалог перерастает в слуховые галлюцинации и т.п. Неудивительно, что негативные вспомогательные импринты, накладывающиеся на указанное свойство внутреннего диалога, могут инициировать шизофренические симптомы с их последующим усилением.

Интериоризация психических контуров. Как уже отмечалось, эволюция личности человека происходит путем активизирования более высоких психических контуров. Однако остается открытым вопрос о том, как, собственно, осуществляется переход с более низкого контура на другой, более высокий. Ответ на этот вопрос дает общий механизм эволюции личности [13].

В соответствии с указанным подходом, переход на более высокий контур осуществляется только тогда, когда произошла интериоризация более низких контуров. Под интериоризацией контура в данном случае понимается его познание со всеми присущими ему связями и отношениями. Можно сказать, что соответствующий контур в виде характерной для него системы отношений и взаимодействий включается, «вбирается» во внутренний мир субъекта в виде идеальной модели, в которой абстрагируются (отбрасываются) все несущественные связи и параметры. Однако так должно быть в идеале. В реальности же выход на более высокий контур может происходить и тогда, когда интериоризация предыдущих контуров либо состоялась не полностью, либо состоялась неудачно. Если имеет место такой ход событий, то он, как правило, сопровождается развитием всевозможных заболеваний. С определенной степенью условности можно даже сказать, что болезни есть ни что иное, как неудачная интериоризация предыдущих психических контуров.

Сформулированный тезис можно проиллюстрировать на примере четвертого (социополового) гоминидного контура. Так, если человек не приобрел на первом контуре уверенность и спокойствие, на втором – мощное стимулирующее эго, а третьем – живой ум и хорошие навыки общения, то на четвертом контуре ему будет весьма трудно найти свое место и его функциональность будет пониженной. Это приведет к постоянному возникновению различных проблем, решение которых будет блокировано плохой «подготовкой» на низших контурах. Это, в конечном счете, приведет к формированию негативных вспомогательных импринтов, которые при неблагоприятных обстоятельствах спровоцируют различные заболевания. При этом сам выход на четвертый контур может быть безальтернативным, т.к. индивидуум, достигнув определенного возраста, вынужден расширить свой круг социальных контактов (учеба, работа, построение собственной семьи и т.п.).

Сказанное позволяет сделать еще один важный вывод: импринты возникают в результате неудачной интериоризации предыдущих психических контуров. Учитывая же наличие кросс-контурных связей, можно утверждать, что главным источником неэффективного овладения психическим контуром является неудачная интериоризация соответствующего кросс-контура. Фактически это означает, что преждевременная эволюция оказывается даже хуже, чем отсутствие эволюции.

***

Рассмотренные в данной статье аналогии между контурами человеческой психики носят во многом предварительный характер. Тем не менее, уже сейчас имеются чисто физиологические подтверждения описанного алгоритма мыслительной деятельности. В частности, уже считается признанным наличие такого управляющего механизма мозга, как детектор ошибок [14, с.360]. Его свойства очень напоминают работу по схеме импринтирования и раимпринтирования сознания.

Кроме того, через некоторое время, судя по всему, будут разработаны подходы, позволяющие достаточно точно идентифицировать тот психический контур, на котором находится тот или иной человек, а может и целое общество. Например, с теорией контуров смыкается теория жизненных ресурсов, согласно которой каждый человек обладает четырьмя базовыми ресурсами: деньгами, энергией, знаниями и временем [15]. Как оказывается, эти четыре ресурса очень точно соответствуют четырем гоминидным контурам сознания, а именно: на первом (биовыживательном) контуре главным ограничивающим ресурсом выступает денежный ресурс, на втором (эмоционально-территориальном) – энергия, на третьем (семантическом) – знание, на четвертом (социополовом) – время. Действительно, борьба человека за денежный ресурс сопряжена с простейшим выживанием (первый контур), в то время как отстаивание себя в социальных группах и поддержка своего эго (второй контур) требуют, прежде всего, жизненной энергии. Активная деятельность на семантическом контуре в области конкретных профессий и видов деятельности опирается на знания, а построение и поддержка сложных социальных связей (четвертый контур) требуют, прежде всего, времени. Таким образом, в зависимости от степени дефицитности каждого жизненного ресурса можно косвенно определить, на каком психическом контуре находится индивидуум. Не исключено, что в ближайшем будущем появятся новые критерии разнесения психических контуров, что позволит теоретические построения перевести в стадию тестов и прикладного анализа.

Любопытным является и тот факт, что как гиминидные контуры связаны между собой сложным эволюционным механизмом, так и жизненные ресурсы связаны между собой некоей «эволюционной нитью». Например, деньги по сути своей являются спрессованным энергетическим ресурсом людей. На первом контуре человек старается использовать чужую энергию в целях собственного физического выживания. На втором контуре он отстаивает себя в стае (группе) и здесь он уже, как правило, не может воспользоваться чужой энергией и должен задействовать свою собственную. На третьем контуре он овладевает разнообразными навыками, для чего использует знания, которые по своей сути являются спрессованным временным ресурсом людей. Используя этот «чужой» ресурс, человек экономит свое собственное время. На четвертом контуре он выстраивает свою социальную сеть и здесь ему опять-таки приходится задействовать уже свой собственный временной ресурс. Таким образом, граница между жизненными ресурсами является в значительной мере условной, чисто эволюционной.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гроф С. Надличностное видение: Целительные воз-можности необычных состояний сознания. М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002.
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  3. Лири Т. Сем языков бога. К.: «Janusbooks»; С-Пб.: «Экслибрис», 2001.
  4. Уилсон Р.А. Психология эволюции. М.: ООО Издательский дом «София», 2005.
  5. Уилсон Р.А. Квантовая психология. М.: ООО Издательский дом «София», 2005.
  6. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь/ Под ред. А.С.Батуева, Е.П.Ильина, Л.В.Соколовой. СПб.: Питер, 2001.
  7. Балацкий Е.В. Вспомогательные импринты и поведение человека// «Вестник РАН», №10, 2007.
  8. Котов П. Чем болеют гении// «Все ясно», №5(63), 2006.
  9. Фрит К. Шизофрения: краткое введение. М.: Аст-рель; АСТ, 2005.
  10. Менегетти А. Монитор отклонения в человече-ской психике. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2006.
  11. Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Мн.: ООО «Попурри», 2005.
  12. Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. С-Пт: «Экслибрис», 2002.
  13. Третий инстинкт (http://instinct3.narod.ru).
  14. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  15. Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки// «Мониторинг общественного мнения», №2, 2007.
1 Более подробное описание перинатальных матриц и связанных с ними заболеваний см. в [1-2].
2 Более подробное описание контуров сознания и их свойств см. в [4-5].
3 Примечательно, что идеи о кросс-контурных корреляциях проскальзывают уже у Р.Уилсона. Например, он утверждает, что пятый контур привязан к коре правого полушария мозга и ней-рологически связан с лимбической системой (первый контур) [4, с.191]. Есть у него и другой пассаж, когда он констатирует, что гений – этот тот, кому удалось пробиться к седьмому кон-туру и вернуться назад, к третьему [4, с.100]. Однако до конца он эту мысль не развил.
4 Понимание, вкладываемое нами в категорию комплексов, отличается от общепринятого по-нимания комплексов в узком смысле слова [6, с.1126]. В нашем случае речь идет об элементарных неосознанных поведенческих интенциях.
5 Подробнее об импринтах и их свойствах см., например, в [4; 7].
6 Здесь и далее мы осуществляем свою собственную привязку болезней к той или иной перина-тальной матрице; наша классификация отличается от той, которую дает сам С.Гроф.
7 Блокирование реакции может быть вызвано различными социальными и биологическими причинами. Например, если человек запрограммирован на создание семьи, но по каким-то внешним обстоятельствам (материальным, квартирным и пр.) не может сделать этого. Другой пример: человек зациклен на получении работы по определенной специальности, а такой работы на рынке нет. Таких примеров можно привести бесконечно много. Во всех случаях происходит сублимация психической энергии импринтов, которая не получает своего естественного выхода.
8 Накопление энергии в каналах связи требует пояснения того, как информация на входе пре-образуется собственно в энергию на выходе и внутри канала связи. На наш взгляд, данный факт является совершенно очевидным, если учесть, что сама информация есть определенным образом структурированная энергия. Любая информация есть совокупность волн и вибраций.
9 А.Менегетти полагает, что раковые заболевания поражают неадаптивных людей, безапелля-ционных жестких упрямцев [10, с.165]. Подобное упрямство, как правило, есть следствие имеющихся импринтов, чем и обусловлена связь онкологических болезней с импринтингом.
10 Любое сдерживание эмоций является вредным и стимулирует психосоматические расстрой-ства, но комплексы и импринты осуществляют системное (постоянное) сдерживание одних и тех же эмоций, чем и определяется их отрицательная роль.
11 Хотя человек одновременно находится на всех своих контурах сознания, всегда есть контур, который является определяющим в формировании его поведения. Об идентификации именно этого доминирующего контура и идет речь.
9110
26
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура оценки приоритетности инвестиционных проектов, необходимых для ускорения социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями (ММО) в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде процедура оценки приоритетности инвестиционных проектов предусматривает шесть этапов: кабинетное исследование экономики муниципального образования, её возможностей и ограничений для определения потенциальных направлений для реализации бизнес–проектов; генерирование экспертной группой методом «мозгового штурма» портфеля потенциальных проектов, которые претендуют на наибольшую востребованность со стороны экономики изучаемого муниципального образования; проведение анкетного опроса шести групп населения района в отношении сгенерированных на предыдущем шаге набора потенциальных инвестиционных проектов; агрегирование качественных ответов респондентов в виде количественного индекса поддержки проектов путем использования системы весовых коэффициентов, а также усреднение индексов поддержки проектов по всем опрашиваемым социальным группам; просеивание списка проектов в соответствии с правилом отбора, определяющим нижнюю границу отсечения усредненного индекса поддержки проектов, и правилом отсутствия социального конфликта, задающим верхнюю границу расхождения крайних оценок групповых индексов доверия. Апробация предлагаемой аналитической процедуры для Тазовского района ЯНАО позволила из 27 проектов отобрать в качестве наиболее предпочтительных 14, которые в свою очередь сегментированы на три группы: наиболее востребованные, перспективные и умеренно важные. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма оценки инвестиционных проектов на широкий класс малых муниципальных образований.
В статье осуществлён краткий обзор исследований в области пространственной экономики. Среди выявленных трендов развития указанных исследований обозначено расширение теоретической конструкции экономического пространства, в которую на разных этапах включались всё новые и новые элементы; в настоящий момент этот тренд исчерпал себя и продуцирует деструктивные работы без привязки к конкретным проблемам. Второй тренд связан с движением в сторону синхронизации всех факторов развития пространственной экономики из–за нейтрализации отдельных воздействий со стороны сложившейся территориальной среды. Третий тренд привел к исчерпанию специфических аналитических инструментов пространственной экономики и их унификации, выводя на передний план продуманность постановки исходной задачи и сопряженность получаемых аналитических результатов с практикой государственного регулирования. Итогом многолетнего развития проблематики пространственной экономики стали заметные успехи в дескриптивном моделировании на фоне почти полного провала в его нормативной части: мы много знаем, от чего зависит развитие территорий, но параметры пространственной экономики оказываются за пределами влияния со стороны федеральных и региональных систем управления. Обсуждаются наиболее перспективные направления исследований в рассматриваемой области. Среди таковых выделяются два: превращение академических исследований в первый шаг комплексного проектирования развития территорий и встраивание в формат современной теории реформ; активизация изучения вопросов распространения инноваций между территориями в целях сокращения межрегиональных перепадов в развитии. Предлагается двухшаговый механизм заимствования достижений между территориями, основанный на совмещении процедуры стимулирования передовых регионов с последующей передачей их опыта и технологических результатов отстающим территориям.
Статья раскрывает закономерности становления, трансформации и упадка ортодоксии экономической теории в зависимости от фаз технологических и регуляторных циклов, выявленных в предыдущих работах автора. На примере двух завершенных циклов мирохозяйственного господства – английского и американского – предложено положение, в соответствии с которым окончательное утверждение и расцвет ортодоксии приходится на фазу опережающего развития транспортных технологий и регуляторную фазу фритредерства, устанавливаемую страной – мирохозяйственным лидером. На информационно–коммуникационной стадии технологического развития и стадии глобализма мирохозяйственного развития ортодоксия прибегает к имплантации иных исследовательских программ, но при сохранении базисных концептуальных положений. Наконец, отживающая ортодоксия переживает терминальный кризис в период становления индустриального базиса экономики, сопровождаемого протекционистским мирохозяйственным режимом. Одновременно в стране – новом мирохозяйственном лидере возникает и получает распространение совокупность новых экономических идей, претендующих на роль новой ортодоксии в будущем. В статье показаны характеристики терминальной фазы кризиса неоклассической школы экономической теории на фоне завершения американского цикла мирохозяйственного господства. Раскрываются детали кризиса неолиберального течения в рамках неоклассики и попыток наиболее прогрессивной части академического сообщества преобразовать неолиберальную парадигму в новое состояние, не имеющее пока четкого обрамления, но напоминающее либеральный рузвельтианско–кейнсианский консенсус середины двадцатого столетия. Раскрываются причины реактулизации политико–экономических подходов в монетаристском варианте. Показаны попытки отдельных представителей западного теоретического сообщества предложить принципиально новые парадигмы экономической теории, такие как «квантовая экономика» и теория сложности.
Яндекс.Метрика



Loading...