Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Механизмы противодействия международным санкциям

В статье рассматривается несколько основополагающих механизмов управления, которые должны быть задействованы в ответ на международные санкции против России. В качестве первоочередных инициатив предлагаются следующие: воссоздание и укрепление модели Русского Мира; построение системы народного капитализма; правовые послабления на заимствование российскими компаниями иностранных технологий и инноваций на территории страны; создание совместных производственных альянсов с дружественными странами с учетом пропорций в выпуске в пользу России. Обращается внимание на роль муниципальных властей по поддержке экономических инициатив снизу.

1. Введение. Начало специальной военной операции (СВО) России на Украине 24.02.2022 инициировало беспрецедентные по масштабу международные санкции со стороны Запада. По мере развития СВО международные санкции становились все более разносторонними и всеобъемлющими, стремящимися нанести существенный ущерб российской экономике.

За три месяца после начала специальной военной операции было принято шесть пакетов санкций против Российской Федерации. В рамках указанной санкционной кампании 27.04.2022 руководитель Офиса Президента Украины А. Ермак провел онлайн–встречу с руководителями дипломатических учреждений различных государств, на которой представил послам План действий группы Ермака–Макфола [1]. Данная инициатива представляет собой документ «План действий по усилению санкций против Российской Федерации» от 19.04.2022 г., подготовленный Андреем Ермаком и послом США на Украине Майклом Макфолом при поддержке международной группы экспертов. Данный документ официально выложен на сайте Стэнфордского университета (Stanford University) [2].

В ответ на указанные действия Правительство РФ вынуждено разрабатывать меры по обеспечению контрсанкций. В то время как действия Правительства РФ в силу сложившейся ситуации сосредоточены преимущественно на оперативных решениях, не меньшую значимость приобретают и стратегические задачи противостояния внешнему давлению. У авторов данной статьи имеется определённое видение набора мер по стабилизации экономической ситуации в долгосрочной перспективе, которые дополняют и расширяют принимаемые на уровне Правительства РФ контрмеры. Цель статьи состоит в раскрытии основных положений указанного набора контрсанкций.

 

2. Построение и воссоздание Русского Мира. В рамках данного направления контрсанкций целесообразно предусмотреть ответ на развернувшуюся информационную войну против России в форме интеллектуального и патриотического воспитания населения. Надо признать, что события 2022 года лишь обнажили поражение России на информационном фронте. Это поражение выразилось в следующей череде событий: принижение многих достижений царской России во время коммунистического правления в СССР; отрицание значимых завоеваний страны в советское время, включая неправомерную дискредитацию ее первых руководителей – В.И. Ленина и И.В. Сталина; преуменьшение успехов современной России. Из–за такой политики российский народ оказался без опоры в прошлом – отрицательная оценка периода СССР и сомнительные достижения дореволюционной России. Результат этой информационной политики в полной мере характеризуется фразой, приписываемой М.В. Ломоносову: народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Типичным проявлением попытки стирания русской истории служит так называемая «Новая хронология» — псевдонаучная теория, пересматривающая всемирную историю, созданная группой, руководителем которой является академик РАН, математик А.Т. Фоменко [3]. Новая трактовка истории была отвергнута научным сообществом как основанная на фальсификации и подтасовке данных и противоречащая установленным фактам, однако она оказала свое подрывное воздействие на российское население [1]. К жанру псевдоистории или, выражаясь современным жаргоном, фейк–истории, относятся и документально–публицистические книги В.Б. Резуна, выходящие под псевдонимом Виктора Суворова и получившие широкую известность в области исторического ревизионизма, в которых автор утверждает, что СССР готовил вторжение в Германию в июле 1941 года и был намерен захватить Центральную и западную Европу [2]. Эта версия была опровергнута, но ее «осадок» до сих пор остается в умах многих россиян.

В настоящее время среди многих россиян, особенно среди молодежи, является расхожим примитивное мнение о том, что Россия не должна вмешиваться в судьбу пограничных стран, в связи с чем любая активность страны на международном политическом поле воспринимается как неправомерная агрессия с ее стороны. Данная позиция базируется на незнании истории России и ее стран–соседей и непонимании глобальных геополитических процессов и конфликтов [3].

В связи со сказанным и во избежание формирования «пятой колонны» в обществе из-за действующих неверных идеологем необходимо осуществить следующие контрмеры.

Во-первых, следует начать пересмотр и внедрение программ школьного образования в сторону увеличения роли истории, географии и патриотической пропаганды Русского Мира. Необходимо ввести в качестве обязательного предмета в вузах «Геополитику», направленную на раскрытие глобальных геополитических процессов и места Русского Мира в мировой политической системе. Необходимость названных мер обусловлена тем, что концепция Русского Мира, будучи интеграционным проектом и объединяющим Россию и русское зарубежье, пока не имеет четкого и официального оформления. Акцент на Русском Мире как цивилизационном центре, нуждающемся в сохранении и защите, имеет ключевое значение в идейном объединении всех народов и территорий страны, включая диаспоры за ее пределами. Идея Русского Мира особенно актуальна в связи с произошедшей дезинтеграцией СССР в 1991 г. и идеологической диверсией Запада в части настройки бывших союзных народов против их исторического центра и укрепления в них националистических движений вплоть до откровенного нацизма, возобладавшего на Украине.

Во-вторых, в стране необходимо расширять движение по всестороннему культивированию символики и артефактов Русского Мира в рамках патриотического воспитания масс. Книги, открытки, марки, календари, бюсты, памятники, флаги, гербы, значки, юбилейные медали и монеты с изображением российских деятелей и значимых исторических событий должны получить максимально широкое распространение. При этом любое изображение по возможности должно сопровождаться хотя бы кратким описанием, поясняющим смысл изделия и его символики. Данное мероприятие при массовой реализации на протяжении длительного периода повышает уровень культуры населения и порождает в людях гордость за свою страну и ее прошлое. Разумеется, все указанные меры «поддержки» идеи Русского Мира должны базироваться на зрелой концепции, которая пока отсутствует в силу боязни тех положений (национальных, конфессиональных и т.п.), которые должны лечь в ее основу. Эта неопределенность должна быть преодолена путем создания цельного учения о Русском Мире параллельно с расширением его символики.

В-третьих, следует наладить тотальный мониторинг идеологического саботажа в стране. Фиксация нарушений в форме пропаганды противоположных идей или небрежение к своим пропагандистским обязанностям должно повлечь за собой административную и гражданскую ответственность. Например, нарушение указанных норм преподавателями в школах и вузах должно караться увольнением виновных лиц и запретом на право заниматься преподаванием. Такой строгий подход является вынужденной реакцией на тотальную русофобию со стороны коллективного Запада. Разумеется, параллельно должны быть осуществлены и более строгие меры в отношении представителей «пятой колонны». Например, после начала СВО на Украине члены президиума РАН выступили с обращением к ученым из России и других стран мира по поводу ситуации на Украине. В их письме говорилось: «Ответственность за развязывание новой войны в Европе целиком лежит на России. Этот фатальный шаг ведет к огромным человеческим жертвам и подрывает основы сложившейся системы международной безопасности» [4]. Примерно в это же время открытое письмо с осуждением «специальной военной операции» в отношении Украины опубликовали российские журналисты. Разумеется, в дальнейшем такие политические демарши не должны оставаться безнаказанными; более того, необходимы превентивные меры по их недопущению.

Перечисленные мероприятия направлены на создание у населения адекватного представления о России и её места в мире, а также на воспитание патриотического отношения к своей стране. Проведение в жизнь указанных акций следует возложить на Минкультуры, Минпросвещения, Минобрнауки и на Минцифры России с персональной ответственностью за ошибки и просчёты.

 

3. Построение народного капитализма. Вторая линия ответных мер предусматривает наращивание инвестиционной активности и развитие российской промышленности на базе системы народного капитализма. Данная система предполагает построение так называемой экономики участия, которая основана на максимальном расширении круга собственников, привлечении дополнительных инвестиций в экономику и минимизации возможностей создания олигархата с интересами, противоречащими интересам масс. Это в свою очередь предполагает следующее.

Во-первых, максимально жестко контролировать вывоз капиталов из страны. Данное направление предполагает запрет на вывоз капитала за пределы Российской Федерации в форме любых инвестиций, ограничение конвертации рубля, отказ от политики резервирования Банком России в нынешней форме. Это означает минимизацию резервов в национальных валютах (юанях, йенах и т.п.) в пользу их накопления в форме драгоценных металлов – золота, платины, палладия и др. Одновременно следует полностью отказаться от хранения национальных резервов за пределами России. Данная мера должны достаточно быстро привести к переполнению страны инвестиционными ресурсами, для которых необходимо создавать массу новых высокотехнологичных предприятий. Для понимания масштаба возможного эффекта от предлагаемой меры достаточно указать, что накопленное отрицательное годовое сальдо по операциям с прямыми инвестициями из РФ за рубеж за период 2007–2020 гг. составило почти 600 млрд долл. США [4]. При этом львиная доля этой параллельной экономики (95%) приходится на страны дальнего зарубежья, которые являются инициаторами санкций против РФ (в частности, США, Великобритания), осложняющих развитие российского государства [4]. В связи с этим стратегическая цель экономической и внешней политики России состоит в недопущении дальнейшей утечки капитала из страны.

Для оценки потерь из–за имевшего место оттока капитала проведём показательные расчёты. Например, в 2020 г. доля чистых валовых накоплений основного капитала (за вычетом его выбытия) составила 21,9% [5]. Это означает, что мультипликатор инвестиций для российской экономики в этот период составлял 4,6. Следовательно, утерянный Россией за 14 лет объем инвестиций мог бы продуцировать прирост отечественного ВВП в размере 2,7 трлн долл. Если учесть валютный курс рубля на конец 2020 г. (73,8 руб./долл.), то получим почти 200 трлн руб. «утерянного» ВВП России. В 2020 г. объем ВВП России в текущих ценах составил 106,6 трлн руб., что почти в 2 раза меньше его утерянного объёма. Данные расчеты показывают, что если бы Россия в предыдущие годы воспрепятствовала вывозу капитала из страны, то ее ВВП был бы в 3 раза больше сегодняшнего. Напомним, что мировой опыт показывает, что в подобных условиях страны поздней индустриализации (например, Южная Корея) прибегали к экстраординарным методам по ограничению вывоза капитала, которые давали положительные долгосрочные результаты.

В настоящее время размер заблокированных золотовалютных резервов (ЗВР) оценивается в 300 млрд. долл. [6]; это эквивалентно «потерянному» ВВП в 1,4 трлн. долл. или 102 трлн. руб. Кроме того, оказались замороженными 4,5 трлн руб. Фонда национального благосостояния (ФНБ), размещенные Банком России в недружественных странах [7], что равносильно 21 трлн. руб. «потерянного» ВВП. Суммируя эффекты от вывоза прямых инвестиций, замораживания ЗВР и ФНБ, получим сумму в 323 трлн. руб. «потерянного» ВВП. Это означает, что Россия, проводя пророссийскую политику, могла бы иметь сегодня 4-кратный ВВП относительно его сегодняшнего объема. Во избежание таких потерь в будущем необходимо проведение указанных выше мер.

Во-вторых, в нынешних условиях жёстких ограничений на инвестирование из-за рубежа и за пределы России накапливаемые государством, населением и деловыми кругами капиталы целесообразно вкладывать в новые, строящиеся предприятия, которые изначально должны создаваться в форме акционерных обществ с государственным участием. Участники инвестиционного процесса должны получать не только акции, но и государственные гарантии сохранения их инвестиций. Аналогичные гарантии должны получать инвесторы из стран, не присоединившихся к санкциям.

Такие меры приведут к тому, что деньги, заработанные в России, будут оставаться в России. Это в свою очередь будет стимулировать потребление и тем самым создавать эффективный спрос на товары и услуги, но образующийся избыток средств будет принимать форму инвестиций, для которых и будут создаваться новые предприятия. Взятие на себя государством инициативы по созданию таких предприятий поднимет конструктивную роль государства в экономике, а также позволит вовлечь в созидательный процесс население. Например, создаваемый завод по производству микроэлектроники может стать акционерной корпорацией с контрольным пакетом у государства и участием самых широких слоев населения в качестве акционеров и соинвесторов стартапа. Такая мера позволит создать в экономике сегмент так называемого народного капитализма. Переоценить этот шаг нельзя, ибо он имеет фундаментальное значение для формирования как деловых интересов и навыков у россиян, так и их патриотических чувств, гордости за реальные достижения страны. При этом все это на базе экономики участия.

Напомним, что экономика участия получила большое распространение в странах Восточной Азии [5]. Однако там народный капитализм охватывал в основном малый бизнес, тогда как в России имеется возможность перенести эту модель на крупный бизнес, причем в высокотехнологичную сферу обрабатывающей промышленности. Помимо всего этого ест еще одно важное обстоятельство: академические исследования показали, что экономика народного капитализма по сравнению с традиционной экономикой, основанной на наемном труде с фиксированной зарплатой, имеет ряд серьезных макроэкономических преимуществ – она демонстрирует высокую сопротивляемость инфляции и безработице [6].

Реализацию указанных задач по построению народного капитализма следует возложить на Минюст, Минпромторг и Минэкономразвития России. При этом ответственность должна вытекать из достижения реальных результатов – объема продукции на вновь создаваемых предприятиях, их числа, а также числа вовлеченных людей в совместное владение предприятиями сектора народного капитализма, экономическая эффективность и дивиденды новых объектов.

 

4. Создание режима инновационной свободы. Санкции в отношении России привели к тому, что многие западные компании стали покидать ее территорию под давлением своих правительств. Этот процесс приобрел массовый, но не тотальный характер. Среди таковых сетевые компании, как McDonald’s. Их уход предполагает запрет на использование их логотипов и технологий. Однако в условиях санкций целесообразно наложить мораторий на соблюдение прав на интеллектуальную собственность в России применительно к компаниям недружественных стран. Это позволит использовать весь технологический арсенал ушедших компаний без каких–либо проблем и потерь для российских производителей, взявших на себя замещение закрывшегося бизнеса.

Более того, в сложившихся обстоятельствах следует перейти к агрессивной политике заимствования зарубежных технологий по самой широкой номенклатуре без учета каких–либо правовых ограничений. В условиях открытой экономической войны с Западом соблюдать весьма деликатные нормы интеллектуального права представляется необоснованным. Напомним, что одна из главных причин экономического успеха Китая состоит в игнорировании международного права на интеллектуальную собственность. По этому пути должны пойти и Россия.

Предлагаемая мера позволит сохранить все технологии, которые уже были внедрены на территории страны без их собственников. Все иностранное производственное оборудование, находящееся в России, должно остаться в ней. Фактически речь идет о программе технологической экспроприации в ответ на действия коллективного Запада по экспроприации финансовых и материальных активов России на его территории.

В рамках данного направления должны быть развернута масштабная работа по «расшифровке» секретов производства иностранных продуктов и их последующим копированием, адаптацией и усовершенствованием. Реализацию указанных задач следует возложить на Минюст, Минпромторг и Минэкономразвития России. Причем Минюст России должен обеспечить правовой мораторий на ответственность за неправомерное заимствование иностранных технологий.

 

5. Создание производственных альянсов с дружественными государствами. Надо признать, что в настоящее время Россия по многим стратегически важным продуктам не может быстро обеспечить их массовое производство. Вместе с тем уже сейчас начинают поставляться двигатели на самолётостроительные заводы Ирана, силовые установки и композитные крылья для аналогичных заводов Китая, внутри страны налаживается производство лопаток газовых турбин. Тем самым Россия уже встраивается в новые и гораздо более перспективные высокотехнологические международные цепочки.

Однако такая схема таит в себе опасность в самое неудобное время оказаться в зависимости от страны–партнера. В связи с этим уже сейчас нужно проводить в жизнь следующий принцип: создание совместных производств с дружественными странами по стратегически значимой продукции (самолётостроение, производство микросхем, двигателей и т.п.) должно осуществляться по формуле «2/1», т.е. совместное производство должно включать создание заводов как на территории дружественного государства, так и на территории России в указанных пропорциях – мощность российского производства должна быть, например, вдвое больше аналогичного производства на территории страны–партнёра. Сама пропорция подлежит обсуждению и последующей корректировке, но принцип должен соблюдаться, иначе Россия рискует отдать всё значимое высокотехнологичное производство на аутсорсинг ныне дружественным странам, которые в перспективе могут поменять свой статус относительно России.

Реализацию указанной задачи по блокировке высокотехнологичного аутсорсинга следует возложить на Минпромторг и Минэкономразвития России.

 

6. Заключение. Беспрецедентные экономические санкции против России оправдывают и столь же беспрецедентные ответные меры. Фактически коллективный Запад в своих действиях против России вышел за рамки традиционного правового поля и тем самым должен быть готов принять в свой адрес столь же жёсткие меры с нашей стороны. Соблюдение норм международного права в условиях официально объявленной экономической войны не имеет под собой никаких оснований.

Важным аспектом всех предложенных выше ответных мер России на санкции состоит в их поддержке на всех уровнях власти. Инициативы всех хозяйствующих субъектов должны в обязательном порядке поддерживаться всеми ветвями власти – федеральными, региональными и муниципальными. Причем особая роль принадлежит муниципалитетам, которые могут первыми поддержать позитивные экономические начинания и дать им «зеленую улицу», а не подавлять их в самом начале бизнес–цикла [7].

 

Литература

 

1. Бабенко В.Н. «Новая хронология» академика А.Т. Фоменко: величайшее открытие или очередная попытка фальсификации истории? // Россия и современный мир. 2001. № 1(30). С. 108–123.

2. Суворов В. Ледокол. Москва: АСТ, 2008. 384 с.

3. Balatsky E.V. Prerequisites for global geopolitical inversion // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2014. Vol. 32, no. 2. P. 28–42. DOI: 10.15838/esc/2014.2.32.4.

4. Гусев А.Б., Ширяев А.А. Болевые точки стратегического развития России // Вопросы регулирования экономики. 2021. Том 12, №3. С. 6–25. DOI: 10.17835/2078–5429.2021.12.3.006–025.

5. Яковлев А.А. Государственный рыночный капитализм и проблемы китайской экономики // Экономика и управление. 2019. № 5(163). С. 34–40.

6. Вейцман М.Л. Простая макроэкономическая теория участия в прибылях // Экономика и математические методы. 1989. Том 25, № 6. С. 1004–1021.

7. Зотов В.Б. Роль местного самоуправления в развитии российского государства на современном этапе: проблематический и прогностический анализ, рекомендации // Муниципальная академия. 2021. № 1. С. 44–53. DOI: 10.52176/2304831X_2021_01_44.

 


[2] См.: https://fsi.stanford.edu/working-group-sanctions; Action Plan on Strengthening Sanctions against the Russian Federation/ https://drive.google.com/file/d/1Kte4W9X55Ha533hJAHJwn9YwMO94ScAG/view

[3] См.: https://chronologia.org/

[4] См.: https://www.rbc.ru/politics/08/03/2022/62267d999a7947d9a66f5fd4; https://kun.uz/ru/news/2022/02/24/rossiyskiye-uchenyye-i-jurnalisty-vystupili-protiv-spetsoperatsii-v-ukraine

[5] Данные Росстата

[7] См.: https://iz.ru/1319618/evgenii-kuznetcov/zapechatano-v-kubyshke-obem-zamorozhennykh-sredstv-fnb-otcenili-v-tret

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Механизмы противодействия международным санкциям // «Муниципальная академия», 2022, № 3. С. 97–104.

413
3
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье обсуждаются основные идеи фантастического рассказа американского писателя Роберта Хайнлайна «Год невезения» («The Year of the Jackpot»), опубликованного в 1952 году. В этом рассказе писатель обрисовал интересное и необычное для того времени явление, которое сегодня можно назвать социальным мегациклом. Сущность последнего состоит в наличии внутренней связи между частными циклами разной природы, что рано или поздно приводит к резонансу, когда точки минимума/максимума всех частных циклов синхронизируются в определенный момент времени и вызывают многократное усиление кризисных явлений. Более того, Хайнлайн акцентирует внимание, что к этому моменту у массы людей возникают сомнамбулические состояния сознания, когда их действия теряют признаки рациональности и осознанности. Показано, что за прошедшие 70 лет с момента выхода рассказа в естественных науках идея мегацикла стала нормой: сегодня прослеживаются причинно–следственные связи между астрофизическими процессами и тектоническими мегациклами, которые в свою очередь детерминируют геологические, климатических и биотические ритмы Земли. Одновременно с этим в социальных науках также утвердились понятия технологического мегацикла, цикла накопления капитала, цикла пассионарности, мегациклов социальных революций и т.п. Дается авторское объяснение природы социального мегацикла с позиций теории хаоса (сложности) и неравновесной экономики; подчеркивается роль принципа согласованности в объединении частных циклов в единое явление. Поднимается дискуссия о роли уровня материального благосостояния населения в возникновении синдрома социального аутизма, занимающего центральное место в увеличении амплитуды мегацикла.
В статье рассматривается институт ученых званий в России, который относится к разряду рудиментарных или реликтовых. Для подобных институтов характерно их номинальное оформление (например, регламентированные требования для получения ученого звания, юридическое подтверждение в виде сертификата и символическая ценность) при отсутствии экономического содержания в форме реальных привилегий (льгот, надбавок, должностных возможностей и т.п.). Показано, что такой провал в эффективности указанного института возникает на фоне надувающегося пузыря в отношении численности его обладателей. Раскрывается нежелательность существования рудиментарных институтов с юридической, институциональной, поведенческой, экономической и системной точек зрения. Показана опасность рудиментарного института из–за формирования симулякров и имитационных стратегий в научном сообществе. Предлагается три сценария корректировки института ученых званий: сохранение федеральной системы на основе введения прямых бонусов; сохранение федеральной системы на основе введения косвенных бонусов; ликвидация федеральной системы и введение локальных ученых званий. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого сценария.
The article considers the opportunities and limitations of the so-called “People’s capitalism model” (PCM). For this purpose, the authors systematize the historical practice of implementation of PCM in different countries and available empirical assessments of the effectiveness of such initiatives. In addition, the authors undertake a theoretical analysis of PCM features, for which the interests of the company and its employees are modeled. The analysis of the model allowed us to determine the conditions of effectiveness of the people’s capitalism model, based on description which we formulate proposals for the introduction of a new initiative for Russian strategic enterprises in order to ensure Russia’s technological sovereignty.
Яндекс.Метрика



Loading...