Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Закономерности формирования рыночной структуры занятости

Продвижение России по пути реформ требует трансформации структуры кадров в определенно направлении. В статье рассматриваются направления необходимых изменения профессиональной и отраслевой структуры занятости, а также основные этапы формирования новой рыночной экономики на основе опыта США, Южной Кореи и Китая. Особо анализируется различие между российской и американской структурой занятых в начале 90-х годов.

Закономерности изменения кадровых структур проявляются лишь в длительной перспективе. Однако взгляд на долгосрочные тенденции, как правило, остается "за бортом” прогнозно-аналитических исследований рынка труда. В статье предпринята попытка показать направления и этапы формирования в России структуры занятости рыночного типа.

 

Рыночная стратификация занятых

 

Рыночная ориентация российской экономики предполагает создание структур, действующих на основе новых принципов хозяйствования. К их числу относятся коммерческие банки, товарные, фондовые и товарно-фондовые биржи, службы занятости, брокерские конторы, маркетинговые службы, аудиторские и консультационные фирмы, независимые научные центры и прочие объекты, деятельность которых регламентируется обновляющимся законодательством. Эффективное функционирование таких микроэкономических образований требует соответствующей кадровой "начинки".

В связи с этим уже сейчас можно говорить об определенной профессиональной стратификации общества, которая проявляется в формировании двух различных кадровых слоев: работников традиционных специальностей, существовавших и ранее, и работников специфических рыночных профессий, появившихся в последнее время (брокеры, маклеры, аудиторы, менеджеры, специалисты по операциям с недвижимостью и т. п.). Возникло своеобразное разделение работающих на "традиционные" и "рыночные” кадры.

В то время как для "традиционных" профессий сложилась система подготовки и переподготовки специалистов, требующая лишь совершенствования и адаптирования к новым условиям, для "рыночных" видов деятельности такую систему нужно создавать заново. Основная проблема при этом заключается в отсутствии учебных программ, пособий и преподавательского состава.

Указанная профессиональная стратификация общества во многом предопределяет ход реформ. Именно представители «рыночных» профессий являются своеобразными "проводниками" новых принципов хозяйствования. Эта относительно немногочисленная часть работающих создает "питательную среду" для постепенного вовлечения остальной части населения в рыночный кругооборот.

Формирование в Россия рыночного механизма в сфере труда предполагает создание системы «работодатель – наемный работник», эффективное функционирование которой возможно лишь на основе четких правовых норм взаимодействия этих социальных групп. Разработка правовой основы их совместной деятельности, процедуры принятия соответствующих законов и нормативных актов, их практическая апробация и коррекция требуют определенного времени (напомним, что понадобилось около пяти лет, чтобы после начала реформы экономическая система "откликнулась" новыми законами в сфере трудовых отношений – о занятости, об образовании, а также обновившимся кодексом законов о труде).

 

Профессиональная структура занятости рыночного типа

 

Прогнозирование возможных изменений в профессиональной структуре занятости приобретает особое значение. Это связано с необходимостью предотвращения массовой безработицы, что в первую очередь предполагает создание эффективной системы подготовки и переподготовки работников по тем профессиям, которые будут пользоваться повышенным спросом. Заблаговременная подготовка кадров с учетом возможных сдвигов в структуре экономики, ориентированная на среднесрочные и долгосрочные цели, является сложной задачей в связи с неопределенностью дальнейшего экономического развития. Однако конверсия административной экономики в рыночную имеет свои закономерности, в том числе в сфере занятости, обусловленные объективным различием структуры хозяйства двух типов.

Об отличиях в профессиональной структуре занятости в условиях развитого рыночного хозяйства и при неразвитых рыночных отношениях дают представление данные табл.1, охватывающие наиболее репрезентативные профессиональные группы, на долю которых приходится около 50% общей численности занятых.

Эти данные свидетельствуют о том, что относительная численность инженеров в России в 3,3 раза больше, чем в США. Однако собственно инженерным трудом в России занято лишь 12% инженерно-технических работников. Наряду с этим явно недостаточно среднее звено технических специалистов – их удельный вес в общей занятости в 2,3 раза меньше, чем в США. Такая же тенденция характерна и для научных работников, образующих ядро интеллектуального потенциала страны – их относительная численность почти в 3 раза меньше, чем в США. Об отсталости технологической базы российского производства говорит тот факт, что удельный вес профессиональной группы слесарей и сборщиков в 7 раз превышает аналогичный показатель для США. Сравнение данных об относительной численности некоторых категорий занятых в сфере услуг населению (секретарей, машинисток, поваров и кулинаров, механиков и ремонтников, кассиров, продавцов, фельдшеров и акушерок, зубных врачей) подтверждает ее слабое развитие в России.

Профессиональная структура занятости США может служить, на наш взгляд, в качестве приблизительного ориентира предполагаемых в России кадровых сдвигов в долгосрочной перспективе. Для осуществления такой трансформации потребуется не менее 15 лет.

 

Реструктуризация занятости по формам собственности

 

Одной из характеристик "рыночности" экономической системы является показатель удельного веса занятых в негосударственном секторе. В России он составляет 22,8% (1991 г.), в США – 84,1 (1990 г.). Развитие рыночных отношений в России предполагает уменьшение доли занятых в государственном секторе. При этом отнюдь не обязательно "копирование" американской кадровой структуры. На наш взгляд, для нормализации экономических отношений этот показатель может не превышать 30%.

 

Таблица 1. Профессиональная структура занятости в России и США (1990 г., %)*

Специальность

Россия

США

Инженеры

5,20

1,58

Техники

1,42

2,26

Мастера

1,66

1,88

Главные бухгалтеры и аудиторы

0,34

1,21

Счетоводы, бухгалтеры и работники учета

1,90

1,62

Секретари

0,74

3,35

Машинистки

0,22

0,54

Научные работники

0,46

1,25

Преподаватели вузов, колледжей и школ

2,61

4,03

Воспитатели

1,63

1,41

Зубные врачи

0,07

0,14

Фельдшера и акушерки

0,41

1,42

Медицинские сестры

1,53

1,23

Товароведы

0,31

1,29

Продавцы, бармены, буфетчики

1,99

3,44

Кассиры

0,56

2,11

Повара, кулинары

1,31

1,54

Официанты

0,12

3,95

Фермеры

0,17

1,05

Водители автотранспорта

6,78

3,04

Механики и ремонтники транспортных средств

1,05

1,45

Слесари, сборщики

6,78

0,96

Каменщики, облицовщики

0,67

0,35

Кровельщики

0,05

0,18

Маляры

1,02

0,46

Электрики

1,88

0,59

Бетонщики

0,13

0,06

Грузчики, подносчики

1,04

1,45

Мусорщики, уборщики

2,22

1,86

Разнорабочие

2,71

1,41

*Оценочные расчеты авторов

 

 

Если же в качестве ориентира использовать сложившееся соотношение занятости в основных секторах США и предположить, что скорость перетока рабочей силы из государственных структур в негосударственный сектор сохранится на уровне 1990-1991 гг., то, как показывают расчеты, кадровая структура, аналогичная американской, сформируется в России через 11-12 лет.

Следует учитывать, однако, что процесс изменения состава занятых по формам собственности во многом вызван своеобразным "бегством" населения из государственных предприятий и организаций с низкой заработной платой в альтернативные негосударственные структуры. В связи со стихийным характером межсекторальной миграции рабочей силы эффективность ее использования на негосударственных предприятиях пока невысока. Кроме того, сдвиги в кадровых структурах не подкрепляются соответствующими инвестиционными переливами.

Сдвиги в структуре занятости по формам собственности органически связаны с проведением приватизации. Пока доля частного сектора не будет определять характер экономических процессов, глобальное решение многих кадровых проблем будет блокировано, так как незначительный по размерам частный сектор не может поглощать квалифицированные кадры, а гипертрофированный государственный сектор в кризисный период не в состоянии должным образом использовать таких работников. Кроме того, с завершением приватизации в значительной мере будет закончено формирование профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу, без чего невозможна целенаправленная подготовка и переподготовка кадров.

Учитывая, что в США в послевоенный период приватизация некоторых отраслей страны потребовала около 15 лет, трудно рассчитывать на быстрое решение этого вопроса в России. Процесс накопления частного капитала до необходимых размеров объективно потребует длительного времени. На образование кадровых структур рыночного типа с точки зрения распределения занятых по формам собственности потребуется, на наш взгляд, не менее 15 лет. В последующий период также будут происходить сдвиги в профессионально-квалификационном составе рабочей силы, однако они будут носить более плавный и устойчивый характер.

 

Формирование профессиональной элиты

 

Процесс образования рыночной структуры занятости будет происходить поэтапно, при этом на отдельных этапах в качестве "опоры" экономики, своеобразной социальной элиты будут выступать разные профессиональные слои. Если исходить из зарубежного опыта, то можно выделить в хронологическом порядке три доминирующие профессиональные группы: предприниматели, менеджеры, высокооплачиваемые специалисты.

Чтобы сдвинуться с кризисной точки, необходимы прежде всего усилия отечественных предпринимателей, возрастающая роль которых ощущается уже сейчас. Наряду с этим в ближайшее время возникнет потребность в большом числе профессиональных менеджеров, которые помогут оптимизировать деятельность предприятии 1.

Для удовлетворения потребности в квалифицированных управленцах необходимо не менее 10 лет. На сегодняшний день высшие учебные заведения России выпускают не более 2 тыс. менеджеров в год, в то время как в США ежегодно готовится 60 тыс. управленцев. Значительны масштабы подготовки управленческих кадров и в Японии, где действует обширная сеть учебных и консультативных служб, а в дополнение к ним – Институт по обучению специалистов мелкого бизнеса, который реализует специальную программу помощи в обучении собственников мелких компаний и консультантов-советников.

Дефицит профессиональных руководителей в России усугубляется из-за интенсивного выбытия работников этой группы по естественным причинам.

Все это делает необходимым расширение масштабов подготовки управленцев как высшего звена (менеджеров), так и среднего ("работников административной поддержки").

Зарубежный опыт показывает, что, например, в Южной Корее в период экономических реформ численность готовящихся менеджеров увеличилась в 94 раза. Столь кардинальные сдвиги в российской системе образования в сжатые сроки невозможны, что и предопределяет длительность этого этапа обновления кадрового потенциала.

На следующем этапе, когда экономический рост стабилизируется и хозяйственная система будет способна воспринимать научно-технические инновации, возникнет необходимость обеспечить народное хозяйство высококвалифицированными инженерами. Это подтверждает опыт Южной Кореи, для которой с 60-х годов были характерны следующие тенденции: 1. В частном бизнесе численность инженеров росла более высокими темпами, чем управленческого персонала. 2. Увеличение численности менеджеров происходило в основном за счет промышленных и торговых предприятий, обладающих во многих случаях более высокой конкурентоспособностью. 3. На предприятиях уменьшилось количество уровней управления и инженеры стали работать в тесном контакте с рабочими.

Следует отметить, что сложившаяся в России система подготовки инженерных кадров неэффективна прежде всего из-за их чрезмерной численности (в 1990 г. – 3,6 млн. человек) и несоответствия потребностям экономики. В перспективе же такой "перегиб" прошлых лет позволит несколько смягчить напряженность на рынке квалифицированного труда.

В более широком плане можно говорить о том, что ключевыми фигурами заключительного этапа обновления кадров в России будут не только инженеры, но высококвалифицированные специалисты в целом.

В этой связи интересен опыт Китая. В начальный период экономических реформ наибольшее развитие получило там малое предпринимательство в лице крестьян, мелких торговцев, водителей такси и т.п. Именно у этого слоя населения резко возросли доходы. Однако через некоторое время возник острый дефицит специалистов, способных обеспечить эффективное использование современных технологий и осуществить технологический "прорыв" страны (специалистов по электронике, информационным технологиям, переработке сельскохозяйственной продукции, строительству, защите окружающей среды, биоинженерии). Спрос на таких работников на сегодняшний день практически неограничен, а их доходы очень высоки.

По мнению экспертов журнала "The Economist", формирующийся слой высокообразованных специалистов уже в ближайшем будущем займет лидирующие позиции в деловом мире, оттеснив предпринимателей с низким образовательным цензом.

Таким образом, процесс создания национального бизнеса в Китае "расслаивается" на два этапа: для первого характерна активизация мелких собственников, обладающих высокой деловой активностью при низком уровне образования, для второго – нарастание численности предпринимателей с более высокой профессиональной подготовкой.

Происходящие в России процессы позволяют провести определенную аналогию с развитием восточных стран "поздней индустриализации". Так, на начальном этапе рыночных преобразований возникло огромное количество небольших коммерческих магазинов и ларьков, широко практикуется продажа товаров с лотков. Эти виды деятельности и сейчас относятся к числу наиболее прибыльных. Подавляющее большинство вновь образованных фирм специализируется на торговой и торгово-посреднической деятельности. Произошли резкие сдвиги в отраслевой структуре заработной платы в пользу занятых в сфере материального производства. Вместе с тем уже сейчас растут доходы квалифицированных бухгалтеров, аудиторов (пока в основном за счет занятости в коммерческих структурах), банковских работников; некоторые совместные предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных химиках-технологах. На ряде совместных предприятий предусмотрена дифференциация в оплате труда в зависимости от уровня образования работников.

Следует отметить, что этап насыщения российской экономики квалифицированными кадрами, начало которого, по нашим оценкам, придется на начало XXI в., будет проходить на фоне общеевропейского дефицита высококлассных специалистов. По мнению директора исследовательской службы Немецкого банка Норберта Вальтера, к концу 90-х годов тенденция к расширению высокотехнологичных производств охватит все европейские страны, что будет способствовать сохранению дефицита квалифицированных кадров. В этот период можно ожидать новой волны "утечки умов" из России.

 

* * *

 

В заключение отметим, что период становления кадровых структур развитого рыночного типа объективно растягивается из-за специфики российского рынка труда. Речь идет прежде всего о том, что в нынешних условиях предприятия стараются любым способом сохранить имеющийся кадровый потенциал, что препятствует интенсивным межпрофессиональным, межотраслевым и межсекторальным переливам рабочей силы.

 

1 О важности этой проблемы свидетельствует опыт перевода экономики бывшей ГДР на рыночные рельсы. Именно отсутствие современных менеджеров препятствовало осуществлению массированных инвестиций в восточные земли, несмотря на резервирование для этих целей около 60 млрд долл.

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В., Лаврентьева О.В. Закономерности формирования рыночной структуры занятости// «Проблемы теории и практики управления», №4, 1993. С. 51–55.

 

 

 

 

 

2294
6
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...