Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

| Конференции и семинары |

Финуниверситет и ЦЭМИ РАН сделали совместный доклад на РЭК-2020 о глобальной конкуренции университетов

В Москве преимущественно в дистанционном режиме и очно в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова 21–25 декабря 2020 года прошел IV Российский экономический конгресс (РЭК-2020). В понедельник, 21.12.2020, прошла тематическая Сессия 21.14.2 «Глобальная конкуренция университетов: ответ на современные вызовы». Модератором сессии выступила Татьяна Львовна Клячко из Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. В рамках данной сессии был сделан доклад сотрудниками Центрального экономико-математического института РАН и Финансового университета при Правительстве РФ Евгением Балацким и Наталией Екимовой на тему: «Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов».

В данном докладе авторы сосредоточили внимание на университетах мирового класса (УМК) и их географической представленности в топ–листах глобальных рейтингов университетов (ГРУ). Для этого были рассмотрены данные с 2003 по 2020 гг. таких наиболее популярных и авторитетных институциональных ГРУ как: Academic Ranking of World Universities (ARWU) (2003–2019); National Taiwan University Ranking (NTU) (2007–2019); Quacquarelli Symonds (QS) (2010–2020); SCImago Institution Rankings (SIR) (2009–2020); Round University Ranking (RUR) (2010–2019); Times Higher Education (THE) (2011–2020); Center for World University Rankings (CWUR) (2012–2019); CWTS Leiden Ranking (LR) (2012–2019); Worldwide Professional University Ranking (RankPRO) (2014–2019). Подобная информационная база позволила сделать расчеты максимально объективными.

В своем докладе на цифровом материале авторы показали, что в топ–100 ГРУ число университетов США довольно быстро и уверенно сокращается, тогда как число УМК из стран Азии столь же уверенно растет; вузы Европы также немного улучшают свое положение. Это позволило авторам сделать экспертный прогноз о состоянии рынка УМК к 2030 году. При этом показано, что Россия, в которой амбициозный проект по вхождению пяти вузов в состав УМК – проект 5–100 – завершен, так и не смогла приблизиться к решению поставленной задачи: в топ–100 так и остался один российский вуз. Тем не менее, авторы доклада показали, что российские вузы все-таки проделали большой путь по вхождению в топ–100 предметных рейтингов. Такая «ступенчатая» стратегия является вполне естественной и позволяет в перспективе перейти России к построению отечественных УМК.

Презентацию доклада можно посмотреть на нашем сайте: «Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов».

1220
21.12.2020
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...