Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

| Конференции и семинары |

Экономисты Финансового университета рассказали на «Арригиевских чтениях» о феномене Трампа и перспективах Китая

В Орле 21–23 октября 2018 г. в Орловском государственном университете (ОГУ) им. И.С.Тургенева прошла Первая Международная научном–практическая конференция «Арригиевские чтения». Это уникальное для России событие. С этого момента можно говорить, что Арриги «пришел» в Россию и его идеи начинают здесь восприниматься. Конференция была организована Центром международных исследований экономических циклов Дж.Арриги и Н.Кондратьева ОГУ и Центром глобальных исследований Дж.Арриги Университета Джона Гопкинса (США). Право открытия «Арригиевских чтений» было предоставлено Беверли Силвер, вдове Джованни Арриги, которая продолжает дело мужа и руководит Центром глобальных исследований Дж.Арриги при университете Джона Гопкинса. В конференции принял участие Сергей Глазьев, академик РАН, советник президента Российской Федерации, который помимо всего прочего теперь является научным руководителем Центра международных исследований экономических циклов Дж.Арриги и Н.Кондратьева.

На пленарном заседании конференции был сделан, в частности, доклад Евгением Балацким, представлявшим Финансовый университет (ФУ) при Правительстве Российской Федерации и Центральный экономико–математический институт (ЦЭМИ) Российской академии наук (РАН), на тему «Феномен Трампа в контексте циклов Арриги».

В докладе нашли отражение следующие животрепещущие вопросы: 1. Пятый цикл накопления и его свойства: психологические проблемы; 2. Пятый цикл накопления и его свойства: управленческие проблемы; 3. Чего Трамп должен, но не хочет? 4. Чего хочет, но не может Трамп? 5. Признаки утраты Америкой гегемонии; 6. Чего не может Трамп, но может Китай? 7. Трагедия Трампа; 8. Технологии vs институты.

 

 

Раскрывая последний пункт своего выступления, докладчик отметил, что Белый человек олицетворяет современную технологическую цивилизацию – он ее создал. В связи с этим есть мнение, что китайцы не могут возглавить мировую технологическую гонку – они способны лишь имитировать и копировать. Однако здесь имеются серьезные контраргументы: 1. После внедрения азиатскими странами – в Южной Корее, Сингапуре, Японии, Китае – прозападных экономических институтов они ОЧЕНЬ легко освоили САМЫЕ передовые технологии. Это означает, что технологии сами по себе не являются нерешаемой проблемой для Азии и для Китая. 2. Технологии получили в Европе массовое распространение только после построения определенных инклюзивных институтов. Тем самым Белый Человек создал не современную технологическую цивилизацию, а ее современную институциональную основу. 3. Институты со временем устаревают, в связи с чем нуждаются в обновлении. Не исключено, что новые более прогрессивные институты будут созданы именно в Китае, а это позволит ему обеспечить себе технологическое лидерство.

По завершении конференции Е.В.Балацкий дал интервью пресс–службе ОГУ: http://oreluniver.ru/media/news/show/1/5427.

Презентацию доклада Е.В.Балацкого «Феномен Трампа в контексте циклов Арриги» в PDF–формате можно посмотреть на нашем сайте.

1873
21.03.2018
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...