Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Университеты мирового класса вчера и сегодня

В книге представлены результаты 4–летних исследований авторов по актуальным вопросам создания в России университетов мирового класса. Основная интрига работы состоит в том, что те подходы и критерии, которые на протяжении многих лет предъявлялись к отечественным университетам со стороны международного сообщества, в 2022 году потеряли смысл из-за начавшегося процесса деглобализации. Это требует пересмотра прежней парадигмы идентификации, оценки и управления крупными вузами страны. Тем самым в монографии рассматриваются два качественно разных этапа формирования передовых университетов России на фоне процессов, происходящих на мировом рынке высших учебных заведений. Все затрагиваемые вопросы иллюстрируются богатым статистическим материалом, включая данные ведущих рейтинговых продуктов. Изложение материала построено на дедуктивном подходе – от максимально общих и теоретических вопросов к конкретным и прикладным, вплоть до управленческих нюансов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

6

ВВЕДЕНИЕ

11

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА?

14

1.1. Понятие университета мирового класса: общие требования

14

1.2. Глобальные рейтинги университетов как информационная основа для идентификации университетов мирового класса

25

1.3. Переосмысление понятия университета мирового класса в новой геополитической обстановке

43

ГЛАВА 2. УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

56

2.1. Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов

56

2.2. Алгоритм идентификации университетов мирового класса

77

2.3. Идентификация университетов мирового класса: эмпирические результаты

82

2.4. Университеты мирового класса и сопутствующие явления

111

ГЛАВА 3. УНИВЕРСИТЕТЫ
МИРОВОГО КЛАССА НА ЭТАПЕ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ

132

3.1. Верификация университетов мирового класса: структурные несоответствия рейтинговых систем

132

3.2. Верификация университетов мирового класса: географические аберрации и причины нарушения инвариантности рейтингов

156

3.3. Верификация университетов мирового класса: технологический и гуманитарный тесты

174

3.4. Бесперспективность создания в России университетов мирового класса

187

ГЛАВА 4. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

204

4.1. Генезис отрыва университетской системы России от потребностей рынка труда

206

4.2. Типовой портрет несоответствия структуры университетского сектора и национальной экономики России: макроэкономический и отраслевой аспекты

217

4.3. Типовой портрет несоответствия структуры университетского сектора и национальной экономики России: региональный аспект

240

4.4. Идентификация кадровых дисбалансов в отдельных регионах России

283

ГЛАВА 5. МЕХАНИЗМЫ СОПРЯЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

322

5.1. Становление предпринимательского университета: механизмы и барьеры

322

5.2. Сотрудничество университетов и бизнеса: передовой зарубежный опыт

350

5.3. Факторы роста доходов российских университетов от исследовательской деятельности

382

5.4. Государственные меры поддержки сотрудничества университетов и реального сектора экономики

411

ГЛАВА 6. РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАКТИКО–ОРИЕНТИРОВАННЫМ УНИВЕРСИТЕТАМ

430

6.1. Российская практика сближения   университетов с реальным сектором экономики

430

6.2. Новые императивы стратегического партнёрства университетов и бизнеса

471

6.3. Общие положения реформы создания практико–ориентированных университетов в России

499

6.4. Переформатирование внутренней организационной структуры российских университетов

526

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

555

БИБЛИОГРАФИЯ

557

ПРИЛОЖЕНИЕ А

594

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

612

ПРИЛОЖЕНИЕ В

628

 

Полная версия книги доступна в PDF-формате (см. выше)

 

 

 

Официальная ссылка на монографию:

 

Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Университеты мирового класса вчера и сегодня. М.: Издательство «Перо», 2022. – 632 стр.

497
13
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...