Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Университеты мирового класса вчера и сегодня

В книге представлены результаты 4–летних исследований авторов по актуальным вопросам создания в России университетов мирового класса. Основная интрига работы состоит в том, что те подходы и критерии, которые на протяжении многих лет предъявлялись к отечественным университетам со стороны международного сообщества, в 2022 году потеряли смысл из-за начавшегося процесса деглобализации. Это требует пересмотра прежней парадигмы идентификации, оценки и управления крупными вузами страны. Тем самым в монографии рассматриваются два качественно разных этапа формирования передовых университетов России на фоне процессов, происходящих на мировом рынке высших учебных заведений. Все затрагиваемые вопросы иллюстрируются богатым статистическим материалом, включая данные ведущих рейтинговых продуктов. Изложение материала построено на дедуктивном подходе – от максимально общих и теоретических вопросов к конкретным и прикладным, вплоть до управленческих нюансов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

6

ВВЕДЕНИЕ

11

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА?

14

1.1. Понятие университета мирового класса: общие требования

14

1.2. Глобальные рейтинги университетов как информационная основа для идентификации университетов мирового класса

25

1.3. Переосмысление понятия университета мирового класса в новой геополитической обстановке

43

ГЛАВА 2. УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

56

2.1. Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов

56

2.2. Алгоритм идентификации университетов мирового класса

77

2.3. Идентификация университетов мирового класса: эмпирические результаты

82

2.4. Университеты мирового класса и сопутствующие явления

111

ГЛАВА 3. УНИВЕРСИТЕТЫ
МИРОВОГО КЛАССА НА ЭТАПЕ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ

132

3.1. Верификация университетов мирового класса: структурные несоответствия рейтинговых систем

132

3.2. Верификация университетов мирового класса: географические аберрации и причины нарушения инвариантности рейтингов

156

3.3. Верификация университетов мирового класса: технологический и гуманитарный тесты

174

3.4. Бесперспективность создания в России университетов мирового класса

187

ГЛАВА 4. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

204

4.1. Генезис отрыва университетской системы России от потребностей рынка труда

206

4.2. Типовой портрет несоответствия структуры университетского сектора и национальной экономики России: макроэкономический и отраслевой аспекты

217

4.3. Типовой портрет несоответствия структуры университетского сектора и национальной экономики России: региональный аспект

240

4.4. Идентификация кадровых дисбалансов в отдельных регионах России

283

ГЛАВА 5. МЕХАНИЗМЫ СОПРЯЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

322

5.1. Становление предпринимательского университета: механизмы и барьеры

322

5.2. Сотрудничество университетов и бизнеса: передовой зарубежный опыт

350

5.3. Факторы роста доходов российских университетов от исследовательской деятельности

382

5.4. Государственные меры поддержки сотрудничества университетов и реального сектора экономики

411

ГЛАВА 6. РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАКТИКО–ОРИЕНТИРОВАННЫМ УНИВЕРСИТЕТАМ

430

6.1. Российская практика сближения   университетов с реальным сектором экономики

430

6.2. Новые императивы стратегического партнёрства университетов и бизнеса

471

6.3. Общие положения реформы создания практико–ориентированных университетов в России

499

6.4. Переформатирование внутренней организационной структуры российских университетов

526

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

555

БИБЛИОГРАФИЯ

557

ПРИЛОЖЕНИЕ А

594

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

612

ПРИЛОЖЕНИЕ В

628

 

Полная версия книги доступна в PDF-формате (см. выше)

 

 

 

Официальная ссылка на монографию:

 

Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Университеты мирового класса вчера и сегодня. М.: Издательство «Перо», 2022. – 632 стр.

415
13
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье обсуждаются основные идеи фантастического рассказа американского писателя Роберта Хайнлайна «Год невезения» («The Year of the Jackpot»), опубликованного в 1952 году. В этом рассказе писатель обрисовал интересное и необычное для того времени явление, которое сегодня можно назвать социальным мегациклом. Сущность последнего состоит в наличии внутренней связи между частными циклами разной природы, что рано или поздно приводит к резонансу, когда точки минимума/максимума всех частных циклов синхронизируются в определенный момент времени и вызывают многократное усиление кризисных явлений. Более того, Хайнлайн акцентирует внимание, что к этому моменту у массы людей возникают сомнамбулические состояния сознания, когда их действия теряют признаки рациональности и осознанности. Показано, что за прошедшие 70 лет с момента выхода рассказа в естественных науках идея мегацикла стала нормой: сегодня прослеживаются причинно–следственные связи между астрофизическими процессами и тектоническими мегациклами, которые в свою очередь детерминируют геологические, климатических и биотические ритмы Земли. Одновременно с этим в социальных науках также утвердились понятия технологического мегацикла, цикла накопления капитала, цикла пассионарности, мегациклов социальных революций и т.п. Дается авторское объяснение природы социального мегацикла с позиций теории хаоса (сложности) и неравновесной экономики; подчеркивается роль принципа согласованности в объединении частных циклов в единое явление. Поднимается дискуссия о роли уровня материального благосостояния населения в возникновении синдрома социального аутизма, занимающего центральное место в увеличении амплитуды мегацикла.
В статье рассматривается институт ученых званий в России, который относится к разряду рудиментарных или реликтовых. Для подобных институтов характерно их номинальное оформление (например, регламентированные требования для получения ученого звания, юридическое подтверждение в виде сертификата и символическая ценность) при отсутствии экономического содержания в форме реальных привилегий (льгот, надбавок, должностных возможностей и т.п.). Показано, что такой провал в эффективности указанного института возникает на фоне надувающегося пузыря в отношении численности его обладателей. Раскрывается нежелательность существования рудиментарных институтов с юридической, институциональной, поведенческой, экономической и системной точек зрения. Показана опасность рудиментарного института из–за формирования симулякров и имитационных стратегий в научном сообществе. Предлагается три сценария корректировки института ученых званий: сохранение федеральной системы на основе введения прямых бонусов; сохранение федеральной системы на основе введения косвенных бонусов; ликвидация федеральной системы и введение локальных ученых званий. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого сценария.
The article considers the opportunities and limitations of the so-called “People’s capitalism model” (PCM). For this purpose, the authors systematize the historical practice of implementation of PCM in different countries and available empirical assessments of the effectiveness of such initiatives. In addition, the authors undertake a theoretical analysis of PCM features, for which the interests of the company and its employees are modeled. The analysis of the model allowed us to determine the conditions of effectiveness of the people’s capitalism model, based on description which we formulate proposals for the introduction of a new initiative for Russian strategic enterprises in order to ensure Russia’s technological sovereignty.
Яндекс.Метрика



Loading...