Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Россия в глобальной системе производительности труда

В монографии представлен разносторонний взгляд на Россию и ее технологическое развитие. В частности, рассмотрена специфика геополитической обстановки, в которой стране приходится осуществлять технологическую модернизацию экономики. Отдельно анализируются уровень и динамика производительности труда в России на фоне других стран-участников мировой экономики. Для понимания дисбалансов в экономике и недостатков в государственной политике используется аппарат расширенных инновационно-технологических матриц и сравниваются различные стратегии развития наиболее репрезентативных стран.

Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А

 

РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

 

Москва

2020

 

УДК 331.101.6; 658.310.16

ББК 65.241

     Б20

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор В.В. Лебедев

доктор экономических наук, профессор А.В. Руднев

 

Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. Россия в глобальной системе производительности труда. М.: «Перо», 2020. – 377 стр.

 

ISBN 978-5-00171-614-3

 

В монографии представлен разносторонний взгляд на Россию и ее технологическое развитие. В частности, рассмотрена специфика геополитической обстановки, в которой стране приходится осуществлять технологическую модернизацию экономики. Отдельно анализируются уровень и динамика производительности труда в России на фоне других стран-участников мировой экономики. Для понимания дисбалансов в экономике и недостатков в государственной политике используется аппарат расширенных инновационно-технологических матриц и сравниваются различные стратегии развития наиболее репрезентативных стран. Дана оценка межотраслевых и межрегиональных сдвигов в экономике России на макродинамику производительности труда. Особое внимание уделено внутренним резервам роста производительности труда. Анализируется политика модернизации российской экономики и определяются причины системных неудач на этом направлении на протяжении большой исторической ретроспективы. В этих целях используются принцип инновационной амбивалентности государства, модифицированная модель Кремера и институциональная типология ошибок, допущенных в ходе реформы национальной экономики. Также предлагается стилизованный алгоритм заимствования/создания новых технологий на уровне конкретных предприятий.

Монография может быть полезна специалистам, занимающимся вопросами технологического прогресса, экономического роста, государственного регулирования национальной экономики и макроэкономическим моделированием.

 

УДК 331.101.6; 658.310.16

ББК 65.241

ISBN 978-5-00171-614-3

© Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А., 2020

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

5

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

9

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РОССИИ

11

1.1. Ущерб российской экономики от международных санкций

11

1.2. Неявные выгоды, стимулы и вызовы со стороны международных санкций

29

ГЛАВА 2. РОССИЯ В МИРОВОЙ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ

52

2.1. Методические аспекты измерения производительности труда

52

2.2. Россия в мировой системе производительности труда

60

2.3. Место России в международной инновационно-технологической матрице

78

ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РОССИИ

113

3.1. Отраслевые и межотраслевые факторы динамики производительности труда

113

3.2. Региональная и межрегиональная специфика производительности труда в России

146

3.3. Внутренние источники роста производительности труда

168

3.4. Эффект технологического масштаба как резерв диффузии высокотехнологичного производства

191

ГЛАВА 4. ПОЛИТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ

216

4.1. Инновационная амбивалентность государства: феномен скачкообразного развития

216

4.2. Власть, рынок и технологический прогресс: модельные эксперименты и стилизованные примеры

255

4.3. Типовые ошибки политики технологической модернизации экономики России в XXI веке

288

4.4. Микроэкономические инструменты роста производительности труда

319

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

339

БИБЛИОГРФИЯ

344

 

Полный текст книги см. выше в PDF-формате.

 

1254
31
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается процедура разработки стратегии социально–экономического развития малых муниципальных образований на примере стратегии Тазовского района Ямало–Ненецкого округа. Под малыми муниципальными образованиями в статье понимаются муниципальные образования с численностью населения до 50 тысяч человек. В общем виде алгоритм разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа предусматривает пять этапов: анкетный опрос разных групп респондентов по широкому кругу вопросов и определение болевых точек территории; подтверждение/опровержение болевых точек муниципального образования на основе полевого исследования экспертов, установление сильных и слабых сторон региона на основе SWOT–анализа; определение исходной и альтернативной моделей развития территории, а также направлений реформирования местной экономики; формирование альтернативных сценариев развития региона – инерционного (реактивного), предполагающего прежнюю модель освоения территории, и целевого (проактивного), основанного на новой модели; составление перечня программных мероприятий в рамках намеченной стратегии развития, раскрытие механизмов реализации намеченного комплекса программ и проектов. Обосновывается, что для малых муниципальных образований Крайнего Севера России целевой сценарий должен включать установку на циклическую реорганизацию пространственной модели территории посредством последовательного сжатия его экономического потенциала к центру и аккумулированию в нем всех ресурсов с последующим расширением в сторону прежних поселений. Кроме того, современный SWOT–анализ для малых муниципальных образований должен учитывать такие группы факторов, как глобальное потепление, геополитические вызовы в отношении самообеспечения территорий и новые технологии строительства, выращивания аграрных культур и дистанционного образования. Обсуждается вопрос тиражирования предложенного алгоритма разработки стратегии развития Тазовского района Ямало–Ненецкого округа на широкий класс малых муниципальных образований.
Масштабные международные санкции, введенные западной коалицией стран против России, естественным образом требуют пересмотра традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования выступает селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. В качестве методов исследования используются традиционные структурно–кибернетические и графические методы моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной основой статьи выступает кластер новейших статей, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Логической квинтэссенцией предлагаемой схемы является графическая 4–контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий, которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие («слабые») и жесткие («сильные») меры, которые соответственно отрицают или подразумевают административный форсинг. Арсенал возможных мероприятий основан на международной практике разных стран по преодолению экономических санкций. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
In the face of large–scale international sanctions imposed by the collective West against Russia, it becomes imperative to reevaluate the conventional framework for guiding the Russian economy amid the emerging challenges and limitations. The article explores a multilevel system for managing Russian economy in the context of the global confrontation. The methodological foundation resides in the selective “incremental changes ideology” emphasising the necessity for disaggregation and decentralisation of economic policies to maximise the timeliness of managerial decisions. This approach contrasts with the holistic “total regulation ideology”, which focuses on the national development strategy on planning and reaching aggregate economic indicators. The paper applies the methods of traditional structural cybernetic and graphical modelling of social systems allowing for the specificities of the external environment. The evidence comes from a cluster of the most recent studies approaching the role of the international sanctions phenomenon in building an efficient national economy from different angles. The author presents an original graphical four–circuit concentric model complemented by a functional description of its constituent circuits (the core, priority industries, new production, and supporting industries) and management methods. The article provides examples of the management measures (massive centralised lending for new microchip production, creation of the state corporation Rospharma, etc.) that can be implemented within the four circuits of the model. These measures can be both soft (‘weak’) and hard (‘strong’) depending on whether they reject or take on administrative enforcement. It is noteworthy that the selective governance model will gradually evolve into a holistic model over time.
Яндекс.Метрика



Loading...