В Москве в Президиуме РАН (Ленинский проспект, 32) 13–14 ноября 2017 г. прошла научная конференция «Итоги рыночной трансформации российской экономики 1991–2016 гг. Что дальше?», организованная Институтом экономики РАН. В частности, 14.11.2017 в Красном зале Президиума РАН прошла Секция IV: Качество жизни и человеческий потенциал, модераторами которой выступили В.Ю.Музычук и А.А.Шабунова. Из намеченных 10 докладов состоялось 9. Среди них был доклад директора Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Е.В.Балацкого на тему «Итоги трансформации вузовского сектора России: проблемы и решения».
Автор доклада сконцентрировал внимание на одной важной закономерности, которую ему удалось подметить: число университетов мирового класса напрямую связано с глобальными высокотехнологичными компаниями. При этом число вторых определяет число первых. Для иллюстрации данного эвристического тезиса Е.В.Балацкий привел примеры азиатских (Южная Корея, Сингапур, Япония), европейских (Финляндия, Швейцария, Германия) и латиноамериканских (Бразилия) стран. Автор доклада сослался на Нассима Талеба, который традиционно иронизирует над утверждением, что источником экономического роста является хорошее образование. По мнению автора доклада, все в точности наоборот – рост инициирует образование. Поэтому создание университетов мирового класса следует начинать с создания глобальных высокотехнологичных компаний, которых в России до сих пор нет. За исключением Роскосмоса и Росатома, являющихся государственными корпорациями, в стране нет ни одной частной глобальной хай-тек-компании. Данный тезис предполагает полный пересмотр политики образования и промышленной политики, которые должны быть взаимосогласованными.
В числе заданных автору вопросов прозвучал и вопрос о том, как взаимосвязь между вузами и промышленностью была организована в СССР. Автор привел пример ныне покойного Сергея Капицы, который, будучи выпускником Физтеха на четвертом году обучения, готовил дипломную работу, посвященную усовершенствованию системы катапультирования пилотов (в то время она была слишком травматичной). Тем самым рядовая инженерная дипломная работа в советском вузе имела конкретное приложение в авиационной промышленности. Сегодня российские вузы висят в вакууме и ни с какими промышленными компаниями тесно не взаимодействуют, что фактически лишает их даже минимальных шансов на получение статуса университетов мирового класса.
Презентацию Е.В.Балацкого «Итоги трансформации вузовского сектора России: проблемы и решения» в PDF-формате можно посмотреть на нашем сайте.