Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему

В 2021 году в издательстве «Эксмо» вышла очередная книга Ланы Барсуковой «Судьбы водят хоровод». Насколько удалась эта книга по сравнению с предыдущими произведениями автора? Как из сборника рассказов сделать роман? Чем еще можно удивить искушенного читателя? И стоит ли тратить время на очередную книжную новинку? В статье даются вполне внятные и однозначные ответы на перечисленные вопросы.

Закон развития успеха

 

С того времени, как доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики Лана Барсукова, разочаровавшись в современной отечественной науке, «отформатированной» по западным лекалам и выхолощенной содержательно, начала пробу пера на поприще художественной литературы, прошло уже несколько лет. Этого достаточно, чтобы подвести хотя бы некоторые промежуточные итоги. Тем более, что эти годы были заполнены «творческим зудом» писательницы. Как-никак, а в 2021 году вышла ее шестая книга – «Судьбы водят хоровод» – в самом престижном российском издательстве «Эксмо».

Что же можно сказать о новой книге, а по ней и о динамике творчества Ланы Барсуковой?

Во-первых, налицо количественный успех. После первой пробы пера книги писательницы стали сыпаться как из рога изобилия. И это правильно! Если книги продаются, значит они интересны, следовательно, это успех, а успех надо развивать. Это и сделала Лана Барсукова.

Во-вторых, можно смело говорить о качественном успехе. И на этом аспекте немного остановимся поподробнее.

Не в обиду будет сказано, но первый сборник рассказов писательницы – «Любовь анфас» – был никаким. Это были бытовые зарисовки с признаками явных стилистических дарований у автора, но не более. Кроме того, «Любовь анфас» была рафинированным представителем женской литературы, а потому ее нельзя было рассматривать как серьезное событие на небосклоне даже российской литературы, не говоря уже о мировой.

Качественный перелом в творческой биографии писательницы, на мой взгляд, связан с выходом в 2020 году в свет ее романа «Любовь и выборы». К нему уже нельзя было предъявлять прежние претензии. Стержневые и побочные линии сюжета образовывали целостное произведение. Авантюрный сюжет и детективное изложение были построены таким образом, что роман читался буквально на одном дыхании. А для более придирчивого читателя в книге были рассыпаны фразы–афоризмы, наполненные и философским содержанием, и юмором, и иронией над самой жизнью. Но именно этот успех таил в себе главную опасность для писательницы – а на что еще способна она?

Это очень серьезный вызов для писателя от самого себя. Иногда это заканчивается сознательным или бессознательным концом писательской карьеры. Например, Патрик Зюскинд после своего гениального «Парфюмера» не просто бросил литературное творчество, но и вообще стал отшельником, почти полностью оградившись от общества. А как обстоит дело в нашем случае?

Ответ однозначен: пока хорошо. Новый роман оказался еще более философичным, глубоким, острым и цельным, чем предыдущий. Это удивительно и здорово одновременно, ибо означает, что творческая смерь Ланы Барсуковой пока еще где-то далеко впереди.

 

Хитросплетения сюжета

 

Особого внимания, пожалуй, заслуживает форма книги «Судьбы водят хоровод». С одной стороны, это сборник рассказов, но если бы это было так, то ее успех был бы почти невозможен, ибо читатель жаждет романов. В связи с этим Лана Барсукова идет на хитрый трюк – она «провязывает» все рассказы общими персонажами. Но сделано это очень недурно. Это не один герой, перекочевывающий из рассказа в рассказ, это совершенно разные люди: например, второстепенный персонаж из одного рассказа становится главным действующим лицом второго, а столь же малопримечательный персонаж второго рассказа перехватывает главную роль в третьем и т.д. Само по себе это необычно и интересно, но апофеозом всего служит, разумеется, последний рассказ, в котором главным героем оказывается второстепенный персонаж из первого рассказа. И круг замыкается. И, таким образом, сборник рассказов превращается в своеобразный роман.

Очевидно, что сама задумка такой чехарды героев и рассказов забавна, однако главным является то, как она реализована. А реализована она оказалась виртуозно. И, честно говоря, это главный вопрос к автору – как ей удалось все это придумать, совместить и увязать все концы с концами?

Если сравнивать нынешний роман – «Судьбы водят хоровод» – с предыдущим – «Любовь и выборы», то по своей композиции и внутреннему содержанию приоритет следует отдать первому.

 

Вишенка на торте

 

Все сказанное говорит о том, что мы имеем дело со зрелым писателем и крепко сбитым произведением. Но читателю–эстету этого мало. Нужна какая-то, быть может, неуловимая изюминка книги, своеобразная вишенка на торте, которая оставляла бы эффект послевкусия или, если можно так выразиться, эффект послепрочтения. По-видимому, роль этой пресловутой вишенки выполняет иронично–философский стиль книги. Здесь, как и в предыдущих книгах Ланы Барсуковой, имеется множество запоминающихся философизмов с чисто авторским мягким (женским?) цинизмом. Например, «…философы… за скромную зарплату сеяли разумное–доброе–вечное на совершенно неплодородной почве» (с. 35). «Если мысль поселилась в мозгу, то рано или поздно она прогрызет дыру, из которой вырвется победный крик «Эврика!»» (с. 211). «Жизнь вообще штука простая, если ее не насиловать своей фантазией» (с. 281). И т.д. и т.п.

Но что же все-таки является рефреном книги «Судьбы водят хоровод»? Какую главную мысль хотел провести автор сквозь череду всех лихо закрученных рассказов и многочисленных героев? По моему мнению, ответ таков – человечность. Простая человечность в долгосрочном периоде побеждает все виды и формы социального успеха. Человечное отношение к окружающим рано или поздно достойно вознаграждается.

Читайте! И читающему все откроется!

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. «Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему // «Неэргодическая экономика», 19.12.2021.

228
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Практически все годы XXI века проходят под знаком тотальной русофобии. Коллективный Запад обвиняет Россию буквально во всех грехах, а в своих санкциях доходит до абсурда, вплоть до отрицания самого себя и своих завоеваний. Ненависть к СССР можно оправдать «красной заразой» коммунизма, но РФ уже 32 года является капиталистическим государством. В такой ситуации правомерно задать вопрос: откуда же столь непримиримая русофобия?
The article puts forward a polycausal concept of social evolution (PCSE) based on taking into consideration the structure of the competition mechanism. The novelty of the PCSE lies in the simultaneous consideration of a set of interrelated variables of the competition mechanism that exclude the establishment of simple cause–and–effect relationships typical ofmonocausal theoretical constructions. A structural scheme of the PCSE includes the subject, object, environment and the process of competition; all of them are directly associated with such civilizational phenomena as technology, institutions, culture and ecosystem; together, these variables determine the nature of economic growth and the type of capitalist (market) relations. This approach can be called a method of structural (organizational) competition. To illustrate the PCSE and test its explanatory capabilities, we look for answers to the following classic questions: Why has human civilization matured in Eurasia rather than in other continents? How did humanity manage to break out of the Malthusian trap? How can we explain the Needham Puzzle? Why are some countries and peoples rich, while others are poor? Why do some poor countries and peoples manage to catch up with rich ones, while others do not? How can we explain the “case of the USSR”? The proposed PCSE is used to reconstruct key events in the history of human civilization. For this purpose, we put forward a structural outline of social evolution, which includes basic principles and mechanisms that determine certain results of the development of human societies. In conclusion, we make an attempt to use the PCSE to designate reference points of a modern civilizational crisis.
The transition to the post–industrial society is linked with the fundamental restructuring of the national economy, large–scale lay–offs and altering requirements to occupational qualification. The paper aims to determine the main thrusts of the upcoming changes. Methodologically, the research relies on the theories of vital resources and technological change. The author applies an interdisciplinary approach based on the findings from ethology, medicine, sociology, psychology, political science and economics, and methods of system analysis. In particular, he projects the theory of vital resources onto the economic development of the civilisation to elaborate on the character of the fourth vital mega–wave connected with the emergence of the industry of leisure as a dominant economic sector. The author demonstrates that such a course of events brings the managerial problem of interaction between the ruling elites and the masses to a new level. Having considered Calhoun’s law, Maslow’s pyramid of needs and Bauman’s rule, the researcher reveals social ambivalence of the economy of leisure, which has the potential for both the evolution and degradation of humankind. He discusses the initiative of the Russian government bodies to introduce a four–day working week, and points to the necessity and feasibility of this measure. The researcher suggests abandoning ambitious global projects in favour of regionalisation of the labour market when managing the economy and the higher education system. Taking into account the results of the projection of the Guex – Crevoisier matrix on the university sector, he argues that Russian universities should switch to stronger orientation towards the economic needs of the territories where they are located.
Яндекс.Метрика



Loading...