Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему

В 2021 году в издательстве «Эксмо» вышла очередная книга Ланы Барсуковой «Судьбы водят хоровод». Насколько удалась эта книга по сравнению с предыдущими произведениями автора? Как из сборника рассказов сделать роман? Чем еще можно удивить искушенного читателя? И стоит ли тратить время на очередную книжную новинку? В статье даются вполне внятные и однозначные ответы на перечисленные вопросы.

Закон развития успеха

 

С того времени, как доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики Лана Барсукова, разочаровавшись в современной отечественной науке, «отформатированной» по западным лекалам и выхолощенной содержательно, начала пробу пера на поприще художественной литературы, прошло уже несколько лет. Этого достаточно, чтобы подвести хотя бы некоторые промежуточные итоги. Тем более, что эти годы были заполнены «творческим зудом» писательницы. Как-никак, а в 2021 году вышла ее шестая книга – «Судьбы водят хоровод» – в самом престижном российском издательстве «Эксмо».

Что же можно сказать о новой книге, а по ней и о динамике творчества Ланы Барсуковой?

Во-первых, налицо количественный успех. После первой пробы пера книги писательницы стали сыпаться как из рога изобилия. И это правильно! Если книги продаются, значит они интересны, следовательно, это успех, а успех надо развивать. Это и сделала Лана Барсукова.

Во-вторых, можно смело говорить о качественном успехе. И на этом аспекте немного остановимся поподробнее.

Не в обиду будет сказано, но первый сборник рассказов писательницы – «Любовь анфас» – был никаким. Это были бытовые зарисовки с признаками явных стилистических дарований у автора, но не более. Кроме того, «Любовь анфас» была рафинированным представителем женской литературы, а потому ее нельзя было рассматривать как серьезное событие на небосклоне даже российской литературы, не говоря уже о мировой.

Качественный перелом в творческой биографии писательницы, на мой взгляд, связан с выходом в 2020 году в свет ее романа «Любовь и выборы». К нему уже нельзя было предъявлять прежние претензии. Стержневые и побочные линии сюжета образовывали целостное произведение. Авантюрный сюжет и детективное изложение были построены таким образом, что роман читался буквально на одном дыхании. А для более придирчивого читателя в книге были рассыпаны фразы–афоризмы, наполненные и философским содержанием, и юмором, и иронией над самой жизнью. Но именно этот успех таил в себе главную опасность для писательницы – а на что еще способна она?

Это очень серьезный вызов для писателя от самого себя. Иногда это заканчивается сознательным или бессознательным концом писательской карьеры. Например, Патрик Зюскинд после своего гениального «Парфюмера» не просто бросил литературное творчество, но и вообще стал отшельником, почти полностью оградившись от общества. А как обстоит дело в нашем случае?

Ответ однозначен: пока хорошо. Новый роман оказался еще более философичным, глубоким, острым и цельным, чем предыдущий. Это удивительно и здорово одновременно, ибо означает, что творческая смерь Ланы Барсуковой пока еще где-то далеко впереди.

 

Хитросплетения сюжета

 

Особого внимания, пожалуй, заслуживает форма книги «Судьбы водят хоровод». С одной стороны, это сборник рассказов, но если бы это было так, то ее успех был бы почти невозможен, ибо читатель жаждет романов. В связи с этим Лана Барсукова идет на хитрый трюк – она «провязывает» все рассказы общими персонажами. Но сделано это очень недурно. Это не один герой, перекочевывающий из рассказа в рассказ, это совершенно разные люди: например, второстепенный персонаж из одного рассказа становится главным действующим лицом второго, а столь же малопримечательный персонаж второго рассказа перехватывает главную роль в третьем и т.д. Само по себе это необычно и интересно, но апофеозом всего служит, разумеется, последний рассказ, в котором главным героем оказывается второстепенный персонаж из первого рассказа. И круг замыкается. И, таким образом, сборник рассказов превращается в своеобразный роман.

Очевидно, что сама задумка такой чехарды героев и рассказов забавна, однако главным является то, как она реализована. А реализована она оказалась виртуозно. И, честно говоря, это главный вопрос к автору – как ей удалось все это придумать, совместить и увязать все концы с концами?

Если сравнивать нынешний роман – «Судьбы водят хоровод» – с предыдущим – «Любовь и выборы», то по своей композиции и внутреннему содержанию приоритет следует отдать первому.

 

Вишенка на торте

 

Все сказанное говорит о том, что мы имеем дело со зрелым писателем и крепко сбитым произведением. Но читателю–эстету этого мало. Нужна какая-то, быть может, неуловимая изюминка книги, своеобразная вишенка на торте, которая оставляла бы эффект послевкусия или, если можно так выразиться, эффект послепрочтения. По-видимому, роль этой пресловутой вишенки выполняет иронично–философский стиль книги. Здесь, как и в предыдущих книгах Ланы Барсуковой, имеется множество запоминающихся философизмов с чисто авторским мягким (женским?) цинизмом. Например, «…философы… за скромную зарплату сеяли разумное–доброе–вечное на совершенно неплодородной почве» (с. 35). «Если мысль поселилась в мозгу, то рано или поздно она прогрызет дыру, из которой вырвется победный крик «Эврика!»» (с. 211). «Жизнь вообще штука простая, если ее не насиловать своей фантазией» (с. 281). И т.д. и т.п.

Но что же все-таки является рефреном книги «Судьбы водят хоровод»? Какую главную мысль хотел провести автор сквозь череду всех лихо закрученных рассказов и многочисленных героев? По моему мнению, ответ таков – человечность. Простая человечность в долгосрочном периоде побеждает все виды и формы социального успеха. Человечное отношение к окружающим рано или поздно достойно вознаграждается.

Читайте! И читающему все откроется!

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. «Судьбы водят хоровод» Ланы Барсуковой: от хорошего к лучшему // «Неэргодическая экономика», 19.12.2021.

324
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Цель статьи состоит в систематическом рассмотрении концептуальных основ процесса формирования и поддержания общественного договора, его свойств и значения. В работе используются исторический и структурный подходы к исследованию феномена общественного договора в связке с их практическим приложением к современным событиям. Результатом исследования является обоснование и раскрытие авторами шести положений теории общественного договора. В частности, дано систематическое объяснение того, почему понимание справедливости, заложенное в основу общественного договора, существенно меняется с течением времени. Обоснована структура общественного договора, предполагающая наличие постоянной (обязательств населения) и переменной (обязательств власти) частей. Показано, что постоянная часть в форме лояльности населения позволяет сохранять в течение длительного исторического времени само государство как таковое, а переменная часть в форме меняющихся требований к власти обеспечивает эволюцию социума. Сформулированы и формализованы два условия эффективности общественного договора, когда выполнение своих обязательств обеими сторонами контракта ведёт к усилению сраны и улучшению положения масс: уровень обязательств верховной власти и общества должен быть примерно равным; багаж благих дел власти должен превышать багаж её неблагих дел. Показано, что первое условие порождает свойство общественного договора, когда в экстраординарных условиях требование лояльности со стороны власти в адрес населения резко возрастает, а второе условие позволяет понять длительное существование неэффективных режимов правления типа диктатуры, когда деспотия в лице авторитарного правителя даёт пользы больше, чем вреда. Основной вывод работы состоит в обосновании того, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная ситуация для создания эффективного нового общественного договора, потребность в котором ощущалась уже давно. Представленные теоретические положения могут быть использованы в системе государственного управления для формирования содержания нового социального контракта.
According to a general social development theory postulate called the consistency principle, the economic growth rate depends not only upon technological, institutional, and cultural progress, but also upon the degree of consistency between these factor groups. The paper formalizes and verifies this hypothesis by applying econometric models to a sample of 154 countries. GDP growth rate was used as the output variable, and technologies, institutions, and culture quantified via proxy variables of labor productivity, Doing Business, and Corruption Perception Indices, respectively, as input ones. A fixed effect model was built on this basis, with explanatory variables’ coefficients adjusted by means of covariance–dispersion matrices. The empirical calculations confirmed the validity of the consistency principle for a group of rich countries (with above the average per capita income), but not for a group of poor countries with per capita income below the average. The obtained results were interpreted in terms of Acemoglu–Robinson’s “narrow corridor” and the structural competition concepts and the self–organization theory. It is shown that in the scope of the Acemoglu–Robinson concept, the consistency principle becomes a necessary condition for the occurrence of the Red Queen effect.
В статье рассматривается проблема кардинального пересмотра общественного договора (ОД) между российским обществом и верховной властью, которая возникла в результате глобальной трансформации геополитической системы в 2022 году. Начавшиеся сдвиги знаменуют кардинальную смену режима управления страной – с зависимого (колониального) на независимый (суверенный). Предметом статьи являются общие контуры, содержание и логика нового ОД, методологической основой – институциональная теория, парадигма исторических нарративов и философские концепции социальной направленности. Пересмотренный ОД включает следующие требования: новая идеология; определение экономического строя страны; обеспечение профессиональных социальных лифтов и персональной ответственности; интеграция Банка России в общую систему государственного управления; дебюрократизация экономики; борьба с крайними формами неравенства; прекращение неконтролируемой иммиграции; введение ответственности за политический саботаж. Несущей конструкцией нового ОД выступает идеология Русской Цивилизации, которая определяется посредством раскрытия следующих вопросов: понятие, лозунг, экономические и социальные основы, философские основания, ценности, международный статус и внутрироссийское восприятие. Для определения отношения россиян к идее Русской Цивилизации был разработан метод стихийной беседы, который позволил установить «эффект психологического треугольника», суть которого состоит в наличии трех фаз восприятия идеи – отторжение, принятие и использование.
Яндекс.Метрика



Loading...