Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

«Любовь и выборы» Ланы Барсуковой: политическая авантюра в форме социальной сатиры

В 2020 году в издательстве «Эксмо» вышла очередная книга Ланы Барсуковой «Любовь и выборы». Насколько удалась эта книга? В чем ее «изюминка» и стоит ли ее читать? Можно ли соединить в книге политическую авантюру, детективную интригу, любовную линию и социальную сатиру? Насколько справедливы отзывы об этой книге известных критиков и писателей? Статья дает ответы на перечисленные вопросы.

Из профессоров в писатели!

 

Некоторые утверждают, что интеллектуальная жизнь в России замирает. Это не совсем так. Будет правильнее сказать, что интеллектуальная активность в России уже давно мигрирует из академической науки в художественную науку. Примеров тому много. Например, доктор юридических наук и известный адвокат Павел Астахов «выложил» свои профессиональные знания в своих криминальных романах; доктор филологических наук Евгений Водолазкин «воплотил» свои наработки в исторических и фантастических романах; доктор экономических наук Вячеслав Вольчик осуществил «пробу пера» в философско–бытовых повествованиях, а теперь и доктор социологических наук Лана Барсукова «капитализирует» свои навыки в романах о любви.

Подобная тенденция не является чем-то удивительным. Просто современная российская наука, «отформатированная» по западным лекалам и находящаяся под присмотром безликой государственной цензуры, уже не позволяет представителям социальных наук в полной мере выразить свой творческий потенциал, в связи с чем многие из них, будучи по долгу службы «мастерами текста», пробуют себя на альтернативном поприще – в художественной литературе. У кого-то это получается здорово, у кого-то – неплохо, а у кого-то – так себе. Но это уж зависит от того, кому что дано.

В данном эссе речь пойдет о новом романе Ланы Барсуковой «Любовь и выборы», вышедшем в 2020 году. Это не первое – и уже не последнее – литературное произведение Ланы, но о нем стоит сказать по той простой причине, что оно того стоит.

Во-первых, в этой книге писательнице удалось на редкость удачно воспользоваться профессиональными знаниями современных политтехнологий и механики региональных выборов в России. Обычный читатель откроет для себя массу интересных деталей в организации политических выборов и узнает о практикующихся технологиях «честной» победы. Как признается сама Лана, в политических хитросплетениях этой книги нет ничего выдуманного; абсолютно все взято из реальной жизни. Во-вторых, любовная тема выражена совершенно по-новому и явно нестандартно. Здесь нет любовного трепета героев, чрезмерного слюнтяйства, а среди персонажей книги читатель не сразу поймет, кто вообще несет на себе пресловутое бремя любви. В-третьих, «Любовь и выборы» – это своеобразный литературный боевик, в котором все происходит крайне быстро, периодически переворачивается с ног на голову и обратно, а сам автор безжалостно иронизирует по поводу всего происходящего. Последняя особенность превращает клубок любовных и выборных перипетий в полноценную социальную сатиру, чего не хватает многим современным писателям.

 

Интрига, интрига и еще раз интрига!

 

Чтобы не содержалось в книге, она должна быть, прежде всего, интересной и не скучной. Для этого нужен сюжет и сюжетная интрига. В книге «Любовь и выборы» данное требование выполнено. Более того, при ясной и прозрачной общей линии в романе изобилуют неожиданные повороты, которые смотрятся вполне органично и логично. Исходным импульсом к последующим авантюрным приключениям выступает всесильность и полная «безбашенность», присущая высоким российским сановникам. Именно самодурство одного из персонажей книги служит основой дальнейшей иронии (если не сказать стёба) автора по отношению ко всему – к героям, событиям, решениям, чувствам, коллизиям.

Сегодня в дискурсе ведущих политологов и философов уже постоянно курсирует мысль о том, что жизнь – это смесь рационального и иррационального. Одно к другому не сводится и любой учет только одного начала порождает проблемы. В романе эта передовая политологическая идея принимает очень своеобразную форму: в качестве рационального начала выступает процесс политических выборов, а в качестве иррационального – любовные конвульсии персонажей. Именно глупости и нелепости любви нарушают железобетонную логику политических технологий. И такая игра двух начал превращает выборный процесс в политический детектив с непредсказуемой развязкой. Все остальное – детали, но именно в деталях кроется дьявол. Именно циничные комментарии автора всех происходящих ситуаций, ее афористические обобщения и абсурдные диалоги героев придают книге ту пикантность, ради которой ее и стоит читать.

Например, жена губернатора привыкла «разделять жизненные принципы на те, которые применимы к обычным людям, и те, что служат избранным» (с. 28). В свою очередь, губернатор «привык видеть в жене подобие калькулятора, который способен на две операции: умножать проблемы и делить имущество» (с. 28). А губернатор – настоящий «мужик и слово, данное себе, всегда держит. Это же не обещания избирателям…» (с. 33). Вот эти мелкие уточнения и создают у читателя тот психологический настрой, который заставляет воспринимать действие романа как смесь серьезного с забавным, детектива с сатирой. Равно как и диалоги типа: «Ну как долетел…? Никто тебя в небе не обидел? – Кто нас в небе обидит, тот на земле от нас живым не уйдет» (с. 39).

В конечном счете, нарисованная автором картина превращается в достоверную фотографию современной российской жизни в определенных социальных слоях и видах профессиональной деятельности.

 

Безымянные герои

 

Хороший роман – это яркие образы его персонажей. А кто, кстати, является главным героем обсуждаемой книги? И если с выборами более или менее понятно, то о чьей любви идет речь – не очень ясно. Любовь, как любая заразная болезнь, поражает многих. Но только уже после прочтения романа понимаешь, что его главными героями являются любовь и выборы, но только в абстрактном значении. Персонализация этих явлений оказывается неоднозначной, эпизодической и, в общем, неважной. А что же важно?

А важно само наличие двух источников жизни человеческой: любви (иррационального начала), постоянно дающей людям жизненные силы и исторгающей глупости и подвиги, и политики (рациональное начало), организующей все эти энергии и формы активности в разумное целое с последующим его вполне логичным аморальным разложением. Вот так и устроен мир – и другого не дано!

А проявления диалектики двух начал бесконечны. Это и Людочка, которая является то ли дебильной стервой, то ли стервозной дебилкой. Людочка, конечно, не Эллочка–людоедка, хотя и весьма близка к ней, но именно она «сделала», в смысле уделала, могущественного и умного губернатора. Это и Лев Михайлович, циничный, подобострастный и аморальный лизоблюд, полный творческого креатива. И именно он справляется с невыполнимой задачей и даже оказывается способен на широкий жест в отношении жены губернатора. Это и невзрачный ботаник (то бишь математик) Дима, который способен стать политическим стратегом и руководить выборной кампанией. И т.д., и т.п.

По своей стилистике роман «Любовь и выборы» никак нельзя отнести к разряду так называемой женской литературы. Но в концовке произведения женское начало все–таки дает о себе знать – итогом всего является счастливая пара, любовь и семья. Ибо любовь – это начало и конец всего в этом мире.

Читайте! И читающему все откроется!

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. «Любовь и выборы» Ланы Барсуковой: политическая авантюра в форме социальной сатиры // «Неэргодическая экономика», 03.03.2021.

195
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В последние десятилетия в России идет процесс формирования рынка институтов регионального развития, в структуре которого выделяют такие организационные структуры, как региональные корпорации (агентства) развития. В статье рассматривается информационная открытость российских региональных корпораций развития (РКР), дается количественная оценка и показывается качественная трансформация данного явления за 2016 и 2020 годы.
В статье рассматриваются принципиальные противоречия «Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Показано, что власти явно переоценивают будущую динамичность национальной экономики и устойчивость курса рубля на фоне предполагаемой полной стагнации отраслевой структуры ВВП и ослабления позиций обрабатывающего сектора. Обосновано, что данная картина будущего нуждается в серьезной корректировке.
В статье предпринимается попытка развития поликаузальной общей теории социального развития, в которой экономический рост зависит от четырех групп факторов: технологий, институтов, культуры и благосостояния. Для этого вводится в рассмотрение принцип согласованности, в соответствии с которым темпы экономического роста положительно зависят от высокой согласованности в уровне развития перечисленных четырех групп факторов. Данный принцип выступает в качестве важного элемента новой поликаузальной теории. Принципиально новое, вносимое принципом согласованности в экономическую теорию, состоит в том, что в соответствии с ним экономический рост зависит не только от уровня развития рассматриваемых четырех групп факторов, но и от степени синхронизации их совместной динамики.
Яндекс.Метрика



Loading...