Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Образ Квашни в пьесе М.Горького «На дне»

Пьеса М.Горького «На дне» является одним из самых трагичных его произведений, повествующих о беспросветной судьбе «споткнувшихся» и «опустившихся» людей дореволюционной России. Автор намеренно не позволяет своим героям выбраться из порочного круга – практически все они трагично завершают свою жизнь в конце повествования. И лишь один образ обретает хоть какие-то признаки успеха – женщина по прозвищу Квашня.

Пьеса М.Горького «На дне» является одним из самых трагичных его произведений, повествующих о беспросветной судьбе «споткнувшихся» и «опустившихся» людей дореволюционной России. В центре пьесы ряд колоритных персонажей ночлежного дома для нищих с их проблемами и сложными отношениями друг с другом. Некоторые герои пьесы отчаянно пытаются выбраться со «дна», другие уже перестали сопротивляться.

Горький намеренно не позволяет своим героям выбраться из порочного круга – практически все они трагично завершают жизнь в конце повествования. И, пожалуй, лишь один образ обретает хоть какие-то признаки успеха – женщина по прозвищу Квашня. Ей около 40 лет, и она торгует на базаре пельменями. Портрет Квашни Горьким прописан весьма скупо, однако мимоходом нам дают понять, что она не безразлична к чужим страданиям. Так, она проявляет заботу о больной Анне, откладывая ей горячих пельменей на обед. Автор нам намекает на то, что сострадание Квашни берет начало в ее собственных прошлых страданиях, когда она в течении 8 лет была замужем за мужчиной, который ее систематически бил. В то время она активно не протестовала и лишь жаловалась богу все эти годы, но… он долгое время оставался глух к ее мольбам и лишь по истечении восьми лет пришло избавление – муж умер. Для Квашни это было счастье, в которое ей самой долго не верилось.

Некоторые жители ночлежки считают Квашню неумной женщиной. По мнению Алешки, в ней мяса, жира и костей – десять пудов, а мозга – меньше золотника. Сама Квашня категорически не согласна с этой характеристикой и утверждает, что мозг у нее даже очень есть. И это не простая бравада – она радикально пересмотрела свою жизненную позицию после неудачной семейной жизни. Отныне она себя уважает, ценит свою свободу до такой степени, что не хочет больше выходить замуж ни за кого – даже за принца американского. По этой причине она принимает ухаживания со стороны полицейского Абрама Медведева, но, когда он предлагает ей выйти за него замуж, отказывает ему. Однако эта крайняя позиция у нее не доходит до абсурда. Она взвешивает все «за» и «против» и, в конце концов, принимает предложение Медведева – лучшей кандидатуры все равно не было.

После гибели Костылева Квашня и Медведев начинают жить вместе. Но во втором замужестве это уже другая женщина – она требует от мужа помощи в делах, а не пьянства, полагает, что супруга надо держать в строгости и не гнушается рукоприкладством. В пьесе остается открытым вопрос о том, что первично – пьянство Медведева или побои Квашни. Однако совершенно точно ясно, что Квашня не позволит выйти ситуации из-под контроля. Теперь она сама выступает гарантом семейной жизни. Все это говорит о том, что эта женщина отнюдь не глупа, имеет сильную волю и стремление к нормальной жизни.

На мой взгляд, образ Квашни является не только самым цельным в пьесе «На дне», но и самым динамичным – героиня учится на своих ошибках, она оказалась способной полностью изменить свой характер, честно работает на базаре и борется за право жить нормальной семейной жизнью. Ни один другой персонаж пьесы ничего подобного сделать не смог.

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Образ Квашни в пьесе М.Горького «На дне»// «Неэргодическая экономика», 04.11.2018.

1696
4
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В 2020 году в издательстве «Эксмо» вышла очередная книга Ланы Барсуковой «Любовь и выборы». Насколько удалась эта книга? В чем ее «изюминка» и стоит ли ее читать? Можно ли соединить в книге политическую авантюру, детективную интригу, любовную линию и социальную сатиру? Насколько справедливы отзывы об этой книге известных критиков и писателей? Статья дает ответы на перечисленные вопросы.
Статья посвящена дискуссионной проблеме целесообразности отказа в практике государственного управления от инструмента социального прогнозирования в пользу методов планирования и проектирования. Методологической основой исследования послужил концептуальный императив о невозможности адекватного прогнозирования в современном мире, поддерживаемый такими авторитетными исследователями, как Дуглас Норт, Джордж Сорос, Нассим Талеб и Арнольд Тойнби. Для иллюстрации справедливости данного тезиса был проведен сравнительный анализ, для чего рассмотрены основные группы факторов, ставящие под сомнение возможность и целесообразность сохранения инструмента социальной прогностики.
В статье предложена простая модель экономического роста, основанная на описании динамики накопления основного капитала. Особенность полученного фундаментального уравнения экономического роста (ФУЭР) состоит в явной увязке показателей темпа роста ВВП и уровня рентабельности капитала, что позволяет не только получить неравенство Т. Пикетти, но и строго определить условия его выполнения. Своеобразие ФУЭР состоит в постулировании первичности процесса круговорота капитала, который при определенных условиях может обеспечить режим экономического роста.
Яндекс.Метрика



Loading...