Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Образ Квашни в пьесе М.Горького «На дне»

Пьеса М.Горького «На дне» является одним из самых трагичных его произведений, повествующих о беспросветной судьбе «споткнувшихся» и «опустившихся» людей дореволюционной России. Автор намеренно не позволяет своим героям выбраться из порочного круга – практически все они трагично завершают свою жизнь в конце повествования. И лишь один образ обретает хоть какие-то признаки успеха – женщина по прозвищу Квашня.

Пьеса М.Горького «На дне» является одним из самых трагичных его произведений, повествующих о беспросветной судьбе «споткнувшихся» и «опустившихся» людей дореволюционной России. В центре пьесы ряд колоритных персонажей ночлежного дома для нищих с их проблемами и сложными отношениями друг с другом. Некоторые герои пьесы отчаянно пытаются выбраться со «дна», другие уже перестали сопротивляться.

Горький намеренно не позволяет своим героям выбраться из порочного круга – практически все они трагично завершают жизнь в конце повествования. И, пожалуй, лишь один образ обретает хоть какие-то признаки успеха – женщина по прозвищу Квашня. Ей около 40 лет, и она торгует на базаре пельменями. Портрет Квашни Горьким прописан весьма скупо, однако мимоходом нам дают понять, что она не безразлична к чужим страданиям. Так, она проявляет заботу о больной Анне, откладывая ей горячих пельменей на обед. Автор нам намекает на то, что сострадание Квашни берет начало в ее собственных прошлых страданиях, когда она в течении 8 лет была замужем за мужчиной, который ее систематически бил. В то время она активно не протестовала и лишь жаловалась богу все эти годы, но… он долгое время оставался глух к ее мольбам и лишь по истечении восьми лет пришло избавление – муж умер. Для Квашни это было счастье, в которое ей самой долго не верилось.

Некоторые жители ночлежки считают Квашню неумной женщиной. По мнению Алешки, в ней мяса, жира и костей – десять пудов, а мозга – меньше золотника. Сама Квашня категорически не согласна с этой характеристикой и утверждает, что мозг у нее даже очень есть. И это не простая бравада – она радикально пересмотрела свою жизненную позицию после неудачной семейной жизни. Отныне она себя уважает, ценит свою свободу до такой степени, что не хочет больше выходить замуж ни за кого – даже за принца американского. По этой причине она принимает ухаживания со стороны полицейского Абрама Медведева, но, когда он предлагает ей выйти за него замуж, отказывает ему. Однако эта крайняя позиция у нее не доходит до абсурда. Она взвешивает все «за» и «против» и, в конце концов, принимает предложение Медведева – лучшей кандидатуры все равно не было.

После гибели Костылева Квашня и Медведев начинают жить вместе. Но во втором замужестве это уже другая женщина – она требует от мужа помощи в делах, а не пьянства, полагает, что супруга надо держать в строгости и не гнушается рукоприкладством. В пьесе остается открытым вопрос о том, что первично – пьянство Медведева или побои Квашни. Однако совершенно точно ясно, что Квашня не позволит выйти ситуации из-под контроля. Теперь она сама выступает гарантом семейной жизни. Все это говорит о том, что эта женщина отнюдь не глупа, имеет сильную волю и стремление к нормальной жизни.

На мой взгляд, образ Квашни является не только самым цельным в пьесе «На дне», но и самым динамичным – героиня учится на своих ошибках, она оказалась способной полностью изменить свой характер, честно работает на базаре и борется за право жить нормальной семейной жизнью. Ни один другой персонаж пьесы ничего подобного сделать не смог.

 

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Образ Квашни в пьесе М.Горького «На дне»// «Неэргодическая экономика», 04.11.2018.

736
4
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В 2018 году в России вышла в свет на русском языке очередная – уже пятая по счету – книга Нассима Талеба «Рискуя собственной шкурой». Как и в предыдущих своих бестселлерах автор ставит множество актуальных вопросов и дает свое видение их решений. Вместе с тем книги Талеба содержат в себе много важного и интересного, но еще больше в них недосказанного. Последняя книга не является исключением из этого правила, в связи с чем автором сделана попытка переосмыслить, прокомментировать и дополнить основополагающие идеи Талеба. Помимо этого, в статье делается попытка «встроить» ключевые тезисы Талеба в контекст современных социальных исследований, включая концепции Дугласа Норта, Джорджа Сороса, Фрэнсиса Фукуямы, Тома Пикетти, Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона.
В статье представлен инструментарий повышения производительности труда на российских предприятиях для обеспечения возврата России статуса технологической державы. Для этого предлагается методика принятия менеджментом российских предприятий решений, направленных на повышения производительности труда и предусматривающих применение микроэкономического алгоритма при установлении целесообразности финансирования технологических стартапов на основе учета величины технологической границы, позволяющей делать обоснованный выбор при возникновении управленческой дилеммы: заимствование существующих технологий у других предприятий или разработка новых способов решения поставленных задач с учетом наличия заимствуемых технологий на российском и внешнем рынках, а также ограничения на величину технологического скачка. В статье сделан вывод, что в качестве ориентира при выборе заимствования существующих технологий могут применяться внутренние технологические маркеры, роль которых выполняют эталонные (передовые) компании России, получившие общественное признание в рамках проведения ежегодного всероссийского конкурса «Производительность труда: лидеры промышленности России», что в конечном счете упрощает и удешевляет процесс заимствования новых технологий на микроуровне и ускоряет технологическую диффузию на макроуровне.
В статье проведен критический анализ современных теорий экономического роста и социального развития общества. В качестве ключевых рассмотрены теории таких зарубежных и российских исследователей, как Дж. Даймонд; Д. Аджемоглу (Асемоглу) и Дж. Робинсон; К. Вельцель; Д. Норт, Дж. Уоллис и Б. Вайнгаст; Т. Пикетти; Н. Талеб; Э. Фромм; С. Кирдина–Чэндлер; В. Полтерович, Е. Балацкий. Показано, что современные теории условно можно разделить на две группы: монокаузальные, выделяющие роль доминирующего фактора в развитии общества, и поликаузальные, изучающие взаимное влияние разнородных факторов. При этом в ходе анализа обосновано, что теории, претендующие на роль монокаузальных, по сути таковыми не являются, поскольку наряду с доминирующим фактором изучают влияние на эволюцию общества и остальных групп факторов и экономических механизмов. Критический анализ современных концепций развития с точки зрения их потенциальной возможности рассматривать с единых позиций разнообразные социальные изменения на длительных временных отрезках позволил определить среди них наиболее перспективные. Показано, что продуктивным синтезом всех учений выступает теория циклов принуждения Полтеровича–Балацкого, дополненная концепцией постоянных и переменных факторов развития. Её дальнейшее развитие может послужить основой для построения обобщенной модели экономического роста, что позволит претендовать ей на роль общей теории развития, увязывающей все факторы эволюции общества.
Яндекс.Метрика



Loading...