Пьеса М.Горького «На дне» является одним из самых трагичных его произведений, повествующих о беспросветной судьбе «споткнувшихся» и «опустившихся» людей дореволюционной России. В центре пьесы ряд колоритных персонажей ночлежного дома для нищих с их проблемами и сложными отношениями друг с другом. Некоторые герои пьесы отчаянно пытаются выбраться со «дна», другие уже перестали сопротивляться.
Горький намеренно не позволяет своим героям выбраться из порочного круга – практически все они трагично завершают жизнь в конце повествования. И, пожалуй, лишь один образ обретает хоть какие-то признаки успеха – женщина по прозвищу Квашня. Ей около 40 лет, и она торгует на базаре пельменями. Портрет Квашни Горьким прописан весьма скупо, однако мимоходом нам дают понять, что она не безразлична к чужим страданиям. Так, она проявляет заботу о больной Анне, откладывая ей горячих пельменей на обед. Автор нам намекает на то, что сострадание Квашни берет начало в ее собственных прошлых страданиях, когда она в течении 8 лет была замужем за мужчиной, который ее систематически бил. В то время она активно не протестовала и лишь жаловалась богу все эти годы, но… он долгое время оставался глух к ее мольбам и лишь по истечении восьми лет пришло избавление – муж умер. Для Квашни это было счастье, в которое ей самой долго не верилось.
Некоторые жители ночлежки считают Квашню неумной женщиной. По мнению Алешки, в ней мяса, жира и костей – десять пудов, а мозга – меньше золотника. Сама Квашня категорически не согласна с этой характеристикой и утверждает, что мозг у нее даже очень есть. И это не простая бравада – она радикально пересмотрела свою жизненную позицию после неудачной семейной жизни. Отныне она себя уважает, ценит свою свободу до такой степени, что не хочет больше выходить замуж ни за кого – даже за принца американского. По этой причине она принимает ухаживания со стороны полицейского Абрама Медведева, но, когда он предлагает ей выйти за него замуж, отказывает ему. Однако эта крайняя позиция у нее не доходит до абсурда. Она взвешивает все «за» и «против» и, в конце концов, принимает предложение Медведева – лучшей кандидатуры все равно не было.
После гибели Костылева Квашня и Медведев начинают жить вместе. Но во втором замужестве это уже другая женщина – она требует от мужа помощи в делах, а не пьянства, полагает, что супруга надо держать в строгости и не гнушается рукоприкладством. В пьесе остается открытым вопрос о том, что первично – пьянство Медведева или побои Квашни. Однако совершенно точно ясно, что Квашня не позволит выйти ситуации из-под контроля. Теперь она сама выступает гарантом семейной жизни. Все это говорит о том, что эта женщина отнюдь не глупа, имеет сильную волю и стремление к нормальной жизни.
На мой взгляд, образ Квашни является не только самым цельным в пьесе «На дне», но и самым динамичным – героиня учится на своих ошибках, она оказалась способной полностью изменить свой характер, честно работает на базаре и борется за право жить нормальной семейной жизнью. Ни один другой персонаж пьесы ничего подобного сделать не смог.
Официальная ссылка на статью:
Балацкая Я.Е. Образ Квашни в пьесе М.Горького «На дне»// «Неэргодическая экономика», 04.11.2018.