Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Пьер Безухов, несомненно, является центральным персонажем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». И не случайно именно этот образ прорисован автором особенно тщательно. Каковы же основные качества этого человека? Можно ли считать этого героя очередным неудачником русской литературы? В чем привлекательность главного героя Льва Толстого? Каков бы жизненный девиз Пьера Безухова?

Пьер Безухов, несомненно, является центральным персонажем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». И не случайно именно этот образ прорисован автором особенно тщательно, что придает ему яркость и правдивость.

Помимо всего прочего, образу Пьера Безухова присущи три таких качества, как реалистичность, противоречивость и динамичность, которые тесно связаны между собой. Так, в начале романа Пьер выступает в качестве безликого и почти безвольного здорового увальня, который мирится с изменами своей жены и не знает, куда приложить свои силы. Однако уже на данном этапе внешняя покладистость Пьера имеет свои границы. Случай с женой, когда Безухов буквально озверел и заорал так, что все вокруг пришли в ужас, свидетельствует о буйной энергии и большой внутренней силе персонажа. С самого начала повествования Пьер противопоставляется современному ему высшему обществу, он плохо вписывается в царящие в нем стандарты неискренности, лести и поверхностности. В противовес прогнившему высшему свету герой Толстого предстает открытым и честным человеком, ищущим истину и свое призвание в жизни.

В своих исканиях Пьер проходит большой путь и сильно меняется. Безухов в начале романа и Безухов в конце произведения – это совершенно разные люди. Неудачная женитьба и вступление в ряды масонского движения приводят героя к глубокому разочарованию. Участие в войне 1812 года также приводит к разочарованию: финансирование специального полка и неудачное покушение на Наполеона, а также попадание в плен к французам окончательно подрывают его веру в людей, в доброту, в возможность взаимопомощи и дружбу. Однако нет худа без добра – военные приключения Пьера привели его к знакомству с солдатом Платоном Караваевым. Общение с этим человеком радикально меняет Безухова. Он осознал, что истинное счастье – это иметь возможность духовной и физической свободы, жить простой жизнью в своей семье и в единстве со своим народом. Постижение этих простых человеческих ценностей привело к окончательной метаморфозе героя – к обретению душевного равновесия и внутренней гармонии. Итогом всех его исканий становится спокойствие и личное счастье, забота любимой супруги и суета четырех детей.

Надо сказать, что образ Пьера Безухова стоит особняком не только в романе Л.Толстого «Война и мир», но и во всей русской литературе. Раньше проблему таких персонажей, как Онегин А.С.Пушкина, Печорин М.Ю.Лермонтова, Рудин И.С.Тургенева, Обломов И.А.Гончарова и пр., называли проблемой лишнего человека. Такая интерпретация предполагала перекладывание проблем литературных героев на прогнившее общество, которое якобы не могло разглядеть в этих людях полезных качеств и не хотело их разумно использовать в общественных интересах. Сегодня можно сказать более честно: все эти персонажи представляются некими социальными уродами, которые ничего не могли и сами ничего не сделали для своей интеграции в жизнь современного им социума. В результате вся русская литература пронизана трагичными образами хронических неудачников. Сегодня таких людей презрительно называют лузерами. И с этой точки зрения Пьер Безухов выбивается из этого ряда. Он смог-таки вписаться в социум, смог стать кому-то нужным, смог быть кому-то полезным, равно как и сам нашел радость жизни и удовлетворенность своей судьбой. И это, может быть, первый персонаж в русской литературе, который не несет в себе дегенаративные признаки социопата и аутиста.

Лично для меня самым ценным качеством Пьера Безухова является его интеллектуальная и душевная пластичность. Он ищет смысл жизни, получает удары от нее, разочаровывается, переосмысливает свой жизненный опыт и ищет дальше. И так до победного конца, пока не находит то, к чему изначально стремился. «Идти до конца и меняться по пути!» – вот девиз Пьера Безухова. Этот жизненный принцип не грех и позаимствовать.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»// «Неэргодическая экономика», 20.05.2018.

2212
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается готовность российских регионов к внедрению технологических инноваций. При этом принципиальное значение имеет управленческая дихотомия «заимствование/создание инноваций». Правильный выбор способа повышения производительности труда в регионах страны представляет собой нетривиальную задачу, неправильное решение которой чревато большими экономическими потерями. Для повышения объективности принятия управленческих решений в статье предлагается использовать понятие технологической границы, под которой понимается относительная производительность труда региона по отношению к средней производительности в США, превышение которой позволяет региону разрабатывать новые производственные технологии. Сравнение с величиной технологической границы производительности труда субъектов РФ показало, что в стране только два региона могут выступить в качестве драйверов разработки собственных новых технологий. Вместе с тем имеющиеся данные и проведенные расчеты показывают, что во многих субъектах федерации имеются передовые компании разной отраслевой принадлежности, обладающие чрезвычайно высокой производительностью труда и способные выступить в качестве локальных инновационных драйверов внутри регионов. Данное обстоятельство позволило сформулировать для России многошаговую стратегию ускорения технологической диффузии.
The essay represents Nietzsche’s theory of the Eternal Return in simultaneous parallel with the study of an Over-man. It is shown that in his constructions Nietzsche tried to rely on quantum physics. However, its modern conceptions contradict the Theory of the Eternal Return. It is also discussed the comparison of Nietzsche’s theory and other earlier philosophical studies of Heraclitus and Solomon. It is justified that despite its disadvantages, the Theory of the Eternal Return includes a great potential of the inexhaustible optimism.
В статье излагается теория вечного возвращения Ницше одновременно с учением о Сверхчеловеке. Показано, что в своих построениях Ницше попытался опереться на квантовую физику, однако ее нынешние представления противоречат теории вечного возвращения. Показано отличие теории Ницше от похожих более ранних философских учений Гераклита и Соломона. Обосновано, что теория вечного возвращения, несмотря на свои недостатки, содержит в себе потенциал неисчерпаемого оптимизма.
Яндекс.Метрика



Loading...