Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Поэзия в жизни человека

Поэзия – это не просто рифмоплетство, а стихосложение, возведенное в разряд великого искусства. Настоящая поэзия возникает только тогда, когда в рифмованной форме максимально ярко и виртуозно выражены самые глубокие и сокровенные стороны человеческой жизни. И каждый человек сам выбирает себе любимого поэта, любую поэтическую тему и любимые стихи.

Трудно представить жизнь людей без поэзии. Это и неудивительно – ведь стихи в той или иной форме присутствуют на каждом шагу. И все-таки поэзия не так проста, как это принято думать. Дети, как правило, вообще не восприимчивы к поэзии, их просто заставляют механически заучивать стихи, но они их не переживают, не ценят. По-настоящему поэзию начинают ценить только в зрелом возрасте, когда душа человека пережила определенные испытания и нуждается в периодическом отдохновении в особом мире мудрых мыслей, чарующих слов и отточенных фраз.

Однако этим специфика поэзии не исчерпывается. Так, если проза демократична и почти вся имеет право на существование, то в настоящей поэзии остаются только истинные шедевры – посредственные стихи канут в Лету за ненадобностью и отсутствием потребности в них. Но если уж поэзия действительно высшего сорта, то она переживает века и становится жизненной опорой для многих людей. И среди этих поэтических шедевров проявляется демократия, превосходящая таковую даже в прозаическом искусстве. Во-первых, поэзия охватывает самые разные аспекты жизни – от описания пейзажей, переживаний любви и драматических действий вплоть до философских притч. Во-вторых, эти стихи пишутся на всех языках мира и переводятся на другие языки – истинные шедевры позволяют это. И каждый человек находит для себя своего любимого поэта, свои любимые темы и стихотворения.

Лично для меня вечно звучащим набатом является стихотворение «Вересковый мед» Роберта Льюиса Стивенсона в переводе Самуила Яковлевича Маршака. Трудно даже сказать, на каком языке это произведение звучит лучше, но его значение для меня простирается гораздо дальше самой баллады – в ней вечно повторяющаяся, универсальная трагедия жизни маленьких и больших людей.

Путеводной нитью моего стремления увидеть и познать мир является четверостишие Михаила Юрьевича Лермонтова: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»

Постоянную энергию жизни и борьбы за свое место в этом мире я черпаю в поразительно оптимистичном припеве старой пиратской песни Джорджа Стерлинга из романа Джека Лондона «Сердца трех»: «Ветер воет, море злится, мы, корсары, не сдаем. Мы – спина к спине – у мачты, против тысячи вдвоем!»

В последнее время для меня все большее значение приобретают стихи великих поэтов-суфиев. Например, прямое указание правильной жизни дано в двустишии Алишера Навои: «Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости – расходуй достоянье». С этим поэтическим афоризмом легче жить, ибо знаешь, что в нем высказан беспроигрышный рецепт успеха.

А еще поэзия – это территория для бесконечных путешествий, ибо на протяжении жизни человек знакомится с разными поэтами и их творениями. И на разных этапах жизни мы выбираем разных кумиров стихосложения, ибо с течением времени меняются наши жизненные пристрастия, приоритеты и потребности, а вместе с ними поэтические находки, которые не только украшают, но и укрепляют нашу жизнь.

Имеет поэзия и более прагматичное значение. Например, она развивает речевые способности человека, ибо поэзия – это апофеоз риторики и изящно выраженные мысли и чувства. В свою очередь развитие языковых способностей человека ведет к развитию его когнитивных (познавательных) способностей, оттачиванию интеллекта. Поэзия – проявление красоты языка и мысли и тем самым она наполняет человека чувством прекрасного, формирует в нем эстетическое восприятие, что само по себе дает ему силы для правильной (!) жизни, ибо, как справедливо говорил Федор Михайлович Достоевский, «красота спасет мир». И, наконец, поэзия – это кладезь человеческой мудрости в максимально компактной форме. А чем больше в человеке мудрости, тем легче ему жить.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Поэзия в жизни человека// «Неэргодическая экономика», 21.02.2018.

3053
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В 1710 году вышел в свет философский бестселлер Готфрида Лейбница «Теодицея», а в 1759 году в противовес этому произведению была опубликована философская повесть Вольтера «Кандид», которая также стала его самым популярным текстом. В чем же состоит главная мысль Лейбница и против чего восстал Вольтер? Что общего и в чем различия во взглядах двух интеллектуалов на социальный оптимизм? Что добавляет «Кандид» по сравнению с «Теодицеей»?
В статье рассмотрено влияние неравенства доходов населения на инвестиционную активность и экономический рост. Трансмиссионным механизмом между неравенством и ростом выступает сформулированный Дж.М. Кейнсом основной психологический закон накопления. Формализация закона Кейнса позволяет получить аналитические выражения для объемов инвестиций для гомогенного общества, в котором у всех агентов равные доходы, и гетерогенного общества, в котором фигурируют две социальные группы – бедные и богатые. Данные построения позволили сформулировать теорему об инвестиционном доминировании гетерогенного общества, которая утверждает, что в условиях слабого действия закона Кейнса и при достаточно высоком неравенстве доходов гетерогенное общество генерирует в национальную экономику больше инвестиций, чем гомогенное. Тем самым при слабой выраженности инвестиционных предпочтений богатого слоя существует нижняя граница неравенства, которая способствует росту инвестиционной активности.
В статье предлагается простая модель экономического роста, являющаяся модификацией уравнения накопления основного капитала. Дополнительно вводится традиционное предположение, что производительность труда является степенной производственной функцией от капиталовооруженности. Работа с моделью показала, что рост капиталовооруженности, отождествляющий технологический прогресс, не ведет автоматически к стимулированию экономического роста. Для подобного стимулирования должно выполняться довольно жесткое условие, состоящее в том, что степенной параметр θ в производственной функции должен быть больше единицы; в противном случае технологический прогресс, как это ни парадоксально, сдерживает экономический рост. Наличие условия θ>1 названо технологическим эффектом масштаба, так как в этом случае происходит широкое тиражирование новых технологий, которое приводит к ускоренному росту производительности труда.
Яндекс.Метрика



Loading...