Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Поэзия в жизни человека

Поэзия – это не просто рифмоплетство, а стихосложение, возведенное в разряд великого искусства. Настоящая поэзия возникает только тогда, когда в рифмованной форме максимально ярко и виртуозно выражены самые глубокие и сокровенные стороны человеческой жизни. И каждый человек сам выбирает себе любимого поэта, любую поэтическую тему и любимые стихи.

Трудно представить жизнь людей без поэзии. Это и неудивительно – ведь стихи в той или иной форме присутствуют на каждом шагу. И все-таки поэзия не так проста, как это принято думать. Дети, как правило, вообще не восприимчивы к поэзии, их просто заставляют механически заучивать стихи, но они их не переживают, не ценят. По-настоящему поэзию начинают ценить только в зрелом возрасте, когда душа человека пережила определенные испытания и нуждается в периодическом отдохновении в особом мире мудрых мыслей, чарующих слов и отточенных фраз.

Однако этим специфика поэзии не исчерпывается. Так, если проза демократична и почти вся имеет право на существование, то в настоящей поэзии остаются только истинные шедевры – посредственные стихи канут в Лету за ненадобностью и отсутствием потребности в них. Но если уж поэзия действительно высшего сорта, то она переживает века и становится жизненной опорой для многих людей. И среди этих поэтических шедевров проявляется демократия, превосходящая таковую даже в прозаическом искусстве. Во-первых, поэзия охватывает самые разные аспекты жизни – от описания пейзажей, переживаний любви и драматических действий вплоть до философских притч. Во-вторых, эти стихи пишутся на всех языках мира и переводятся на другие языки – истинные шедевры позволяют это. И каждый человек находит для себя своего любимого поэта, свои любимые темы и стихотворения.

Лично для меня вечно звучащим набатом является стихотворение «Вересковый мед» Роберта Льюиса Стивенсона в переводе Самуила Яковлевича Маршака. Трудно даже сказать, на каком языке это произведение звучит лучше, но его значение для меня простирается гораздо дальше самой баллады – в ней вечно повторяющаяся, универсальная трагедия жизни маленьких и больших людей.

Путеводной нитью моего стремления увидеть и познать мир является четверостишие Михаила Юрьевича Лермонтова: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»

Постоянную энергию жизни и борьбы за свое место в этом мире я черпаю в поразительно оптимистичном припеве старой пиратской песни Джорджа Стерлинга из романа Джека Лондона «Сердца трех»: «Ветер воет, море злится, мы, корсары, не сдаем. Мы – спина к спине – у мачты, против тысячи вдвоем!»

В последнее время для меня все большее значение приобретают стихи великих поэтов-суфиев. Например, прямое указание правильной жизни дано в двустишии Алишера Навои: «Пока ты юн, копи богатство знанья, а в старости – расходуй достоянье». С этим поэтическим афоризмом легче жить, ибо знаешь, что в нем высказан беспроигрышный рецепт успеха.

А еще поэзия – это территория для бесконечных путешествий, ибо на протяжении жизни человек знакомится с разными поэтами и их творениями. И на разных этапах жизни мы выбираем разных кумиров стихосложения, ибо с течением времени меняются наши жизненные пристрастия, приоритеты и потребности, а вместе с ними поэтические находки, которые не только украшают, но и укрепляют нашу жизнь.

Имеет поэзия и более прагматичное значение. Например, она развивает речевые способности человека, ибо поэзия – это апофеоз риторики и изящно выраженные мысли и чувства. В свою очередь развитие языковых способностей человека ведет к развитию его когнитивных (познавательных) способностей, оттачиванию интеллекта. Поэзия – проявление красоты языка и мысли и тем самым она наполняет человека чувством прекрасного, формирует в нем эстетическое восприятие, что само по себе дает ему силы для правильной (!) жизни, ибо, как справедливо говорил Федор Михайлович Достоевский, «красота спасет мир». И, наконец, поэзия – это кладезь человеческой мудрости в максимально компактной форме. А чем больше в человеке мудрости, тем легче ему жить.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Поэзия в жизни человека// «Неэргодическая экономика», 21.02.2018.

2409
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В 2018 году в России вышла в свет на русском языке очередная – уже пятая по счету – книга Нассима Талеба «Рискуя собственной шкурой». Как и в предыдущих своих бестселлерах автор ставит множество актуальных вопросов и дает свое видение их решений. Вместе с тем книги Талеба содержат в себе много важного и интересного, но еще больше в них недосказанного. Последняя книга не является исключением из этого правила, в связи с чем автором сделана попытка переосмыслить, прокомментировать и дополнить основополагающие идеи Талеба. Помимо этого, в статье делается попытка «встроить» ключевые тезисы Талеба в контекст современных социальных исследований, включая концепции Дугласа Норта, Джорджа Сороса, Фрэнсиса Фукуямы, Тома Пикетти, Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона.
В статье представлен инструментарий повышения производительности труда на российских предприятиях для обеспечения возврата России статуса технологической державы. Для этого предлагается методика принятия менеджментом российских предприятий решений, направленных на повышения производительности труда и предусматривающих применение микроэкономического алгоритма при установлении целесообразности финансирования технологических стартапов на основе учета величины технологической границы, позволяющей делать обоснованный выбор при возникновении управленческой дилеммы: заимствование существующих технологий у других предприятий или разработка новых способов решения поставленных задач с учетом наличия заимствуемых технологий на российском и внешнем рынках, а также ограничения на величину технологического скачка. В статье сделан вывод, что в качестве ориентира при выборе заимствования существующих технологий могут применяться внутренние технологические маркеры, роль которых выполняют эталонные (передовые) компании России, получившие общественное признание в рамках проведения ежегодного всероссийского конкурса «Производительность труда: лидеры промышленности России», что в конечном счете упрощает и удешевляет процесс заимствования новых технологий на микроуровне и ускоряет технологическую диффузию на макроуровне.
В статье проведен критический анализ современных теорий экономического роста и социального развития общества. В качестве ключевых рассмотрены теории таких зарубежных и российских исследователей, как Дж. Даймонд; Д. Аджемоглу (Асемоглу) и Дж. Робинсон; К. Вельцель; Д. Норт, Дж. Уоллис и Б. Вайнгаст; Т. Пикетти; Н. Талеб; Э. Фромм; С. Кирдина–Чэндлер; В. Полтерович, Е. Балацкий. Показано, что современные теории условно можно разделить на две группы: монокаузальные, выделяющие роль доминирующего фактора в развитии общества, и поликаузальные, изучающие взаимное влияние разнородных факторов. При этом в ходе анализа обосновано, что теории, претендующие на роль монокаузальных, по сути таковыми не являются, поскольку наряду с доминирующим фактором изучают влияние на эволюцию общества и остальных групп факторов и экономических механизмов. Критический анализ современных концепций развития с точки зрения их потенциальной возможности рассматривать с единых позиций разнообразные социальные изменения на длительных временных отрезках позволил определить среди них наиболее перспективные. Показано, что продуктивным синтезом всех учений выступает теория циклов принуждения Полтеровича–Балацкого, дополненная концепцией постоянных и переменных факторов развития. Её дальнейшее развитие может послужить основой для построения обобщенной модели экономического роста, что позволит претендовать ей на роль общей теории развития, увязывающей все факторы эволюции общества.
Яндекс.Метрика



Loading...