Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Нравственность – это цветение истин: вечен ли этот тезис?

В свое время достаточно известным стал афоризм Виктора Гюго «Нравственность – это цветение истин». Не устарел ли этот тезис? И как нравственность связана с истиной? В статье обосновывается, что Виктор Гюго по-прежнему прав, отдавая нравственности прерогативу в формировании истин. Время не меняет классическую формулу, которой уже не менее 150 лет.

В XIX веке достаточную популярность получил афоризм Виктора Гюго «Нравственность – это цветение истин». Не устарел ли этот тезис? И как нравственность связана с истиной?

Чтобы понять главенство моральных качества человека для обретения истины, следует обратиться к определению науки, данному современным российским экономистом Евгением Балацким: «Наука – это поиски красивых истин». Именно наука занимается извлечением из сложного и запутанного мира неких универсальных положений (истин), которые мало зависят от времени. Однако поисковая деятельность, обнаружение и обнародование этих пресловутых истин требуют вполне определенной нравственной подготовки. Например, обман, жульничество и даже мелкое мошенничество в науке просто не допустимы, ибо это противоречит самому ее определению. Однако далеко не всегда не только широкая общественность, но и ученые-коллеги могут проверить и перепроверить результаты исследований друг друга. Это особенно актуально для современной науки, которая разрослась и усложнилась до такой степени, что уже отличить истину от лжи стало весьма серьезной проблемой. В такой ситуации ученый, ищущий истину, может легко поддаться человеческой слабости и сфальсифицировать результаты исследования, выдавая ложный тезис за новую истину. Могут пройти годы, а порой, и десятилетия, пока обман вскроется и правда восторжествует. За это время ученый-мошенник уже получит все мыслимые и немыслимые награды за свое «открытие».

В такой ситуации чистота науки и тех истин, из которых она складывается, в основном зависит от честности исследователя, от строгости тех научных критериев, которые он предъявляет сам к себе. Только он сам может верно оценить свою работу. И если большинство ученых обладает высокой нравственностью, самокритичностью и научной честностью, то и сама наука цветет ничем не замутненными истинами. В противном случае, когда исследователь готов идти на подлог и обман ради денег и высокого общественного положения, наука зарастает исследовательскими сорняками, на выпалывание которых потребуются, скорее всего, десятилетия.

Таким образом, время не опровергло тезис Виктора Гюго – в усложняющемся мире открытие и накопление истин требует еще более высоких нравственных качеств у человека, чем 150 лет назад.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Нравственность – это цветение истин: вечен ли этот тезис?// «Неэргодическая экономика», 14.12.2017.

1981
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматриваются основные этапы становления малого бизнеса в России, дается оценка масштабов и эффективности его деятельности. На базе проведенных расчетов показано влияние развития малого предпринимательства на темпы экономического спада в 90-х годах. Критически оцениваются макроэкономические подходы к стимулированию деятельности малых предприятий. Намечены основные пути развития отечественного малого бизнеса.
В статье предлагается оригинальная методика оценки ущерба от законодательной деятельности федерального правительства в регионе. Методика представляет собой простую процедуру расчета, основанную на использовании принципа мультипликатора. Продолжением методики является схема расчета компенсационных выплат федерального центра региону, понесшему ущерб. На условном примере показано применение разработанной методики.
В статье рассматривается простая диффузионная модель роста нового рынка, в которую вводится дополнительный фактор – налоговая нагрузка. Такая модель позволяет понять долгосрочное влияние фискального фактора, который предопределяет асимпотические свойства объема рынка нового продукта и оказывает нелинейное воздействие на активность предприятия-инноватора. На условном примере проиллюстрированы возможности применения предложенной модели в прикладных расчетах.
Яндекс.Метрика



Loading...