Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Нравственность – это цветение истин: вечен ли этот тезис?

В свое время достаточно известным стал афоризм Виктора Гюго «Нравственность – это цветение истин». Не устарел ли этот тезис? И как нравственность связана с истиной? В статье обосновывается, что Виктор Гюго по-прежнему прав, отдавая нравственности прерогативу в формировании истин. Время не меняет классическую формулу, которой уже не менее 150 лет.

В XIX веке достаточную популярность получил афоризм Виктора Гюго «Нравственность – это цветение истин». Не устарел ли этот тезис? И как нравственность связана с истиной?

Чтобы понять главенство моральных качества человека для обретения истины, следует обратиться к определению науки, данному современным российским экономистом Евгением Балацким: «Наука – это поиски красивых истин». Именно наука занимается извлечением из сложного и запутанного мира неких универсальных положений (истин), которые мало зависят от времени. Однако поисковая деятельность, обнаружение и обнародование этих пресловутых истин требуют вполне определенной нравственной подготовки. Например, обман, жульничество и даже мелкое мошенничество в науке просто не допустимы, ибо это противоречит самому ее определению. Однако далеко не всегда не только широкая общественность, но и ученые-коллеги могут проверить и перепроверить результаты исследований друг друга. Это особенно актуально для современной науки, которая разрослась и усложнилась до такой степени, что уже отличить истину от лжи стало весьма серьезной проблемой. В такой ситуации ученый, ищущий истину, может легко поддаться человеческой слабости и сфальсифицировать результаты исследования, выдавая ложный тезис за новую истину. Могут пройти годы, а порой, и десятилетия, пока обман вскроется и правда восторжествует. За это время ученый-мошенник уже получит все мыслимые и немыслимые награды за свое «открытие».

В такой ситуации чистота науки и тех истин, из которых она складывается, в основном зависит от честности исследователя, от строгости тех научных критериев, которые он предъявляет сам к себе. Только он сам может верно оценить свою работу. И если большинство ученых обладает высокой нравственностью, самокритичностью и научной честностью, то и сама наука цветет ничем не замутненными истинами. В противном случае, когда исследователь готов идти на подлог и обман ради денег и высокого общественного положения, наука зарастает исследовательскими сорняками, на выпалывание которых потребуются, скорее всего, десятилетия.

Таким образом, время не опровергло тезис Виктора Гюго – в усложняющемся мире открытие и накопление истин требует еще более высоких нравственных качеств у человека, чем 150 лет назад.

 

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Нравственность – это цветение истин: вечен ли этот тезис?// «Неэргодическая экономика», 14.12.2017.

5345
3
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Цель статьи состоит в систематизации разных подходов к оценке фискальной эффективности налогообложения вообще и косвенного налогообложения в частности, а также в выработке предложений, для каких аналитических задач какие методы целесообразно применять. В работе используется сравнительный анализ существующей практики оценки налоговых систем. Результатом исследования являются выявленные авторами четыре разновидности фискальной эффективности. Основной вывод работы состоит в необходимости комплексной оценки налоговых систем с использованием всех четырех методов; в противном случае получаются однобокие и неполные результаты.
В статье рассматривается проблема влияния ментальной общественной надстройки на фундаментальные параметры экономики. Конкретизация проблемы состоит в изучении связей между виртуальными характеристиками хозяйственной системы (инфляционными ожиданиями населения, ожиданиями в отношении динамики производства) и реальными макропеременными (индексом потребительских цен, темпами экономического роста и производительности труда, нормой накопления). Для оцифровки ожиданий населения использовалось несколько способов квантификации исходных данных социологических опросов, тогда как для макропеременных брались данные Росстата. Построены эконометрические зависимости между указанными переменными, которые прошли тесты на статистическую значимость.
В 1710 году вышел в свет философский бестселлер Готфрида Лейбница «Теодицея», а в 1759 году в противовес этому произведению была опубликована философская повесть Вольтера «Кандид», которая также стала его самым популярным текстом. В чем же состоит главная мысль Лейбница и против чего восстал Вольтер? Что общего и в чем различия во взглядах двух интеллектуалов на социальный оптимизм? Что добавляет «Кандид» по сравнению с «Теодицеей»?
Яндекс.Метрика



Loading...