Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Кто владеет информацией, тот владеет миром: так ли это?

Всемирную славу приобрел афоризм У.Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Насколько справедлив этот тезис сегодня – в век информации и экономики знаний? В статье обосновывается, что старый афоризм Черчилля безнадежно устарел и его можно перефразировать следующим образом: «Кто лучше умеет пользоваться информацией, тот и владеет миром». Иными словами, пользователь информации важнее самой информации.

Поистине всемирную славу приобрел афоризм У.Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Насколько справедлив этот тезис сегодня – в век информации и экономики знаний?

Кажется совершенно естественным, что без информации и знаний ничего нельзя сделать. Даже гвоздь прибыть надо с умом – в нужном месте и правильным образом. В этом смысле афоризм Черчилля превращается в самоочевидный трюизм, ибо у кого есть вся информация, тот может все; кто всё знает, тот всё может. Так было почти всегда на протяжении длительной истории человечества. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась. В чем же суть этих изменений?

Современная экономическая наука оперирует понятием рынка, атрибутами которого являются спрос, предложение и цена. Информация как специфический товар или ресурс также образует рынок – рынок информации. И на протяжении многих столетий для этого рынка был характерен режим дефицита информации, когда спрос на нее был гораздо больше ее предложения. Все эти века шла охота за знаниями во всех их видах и формах. Поэтому и сама информация стоила крайне дорого – книги до возникновения промышленного книгопечатания в силу своей дороговизны были доступны только очень состоятельным людям, а знания и любую полезную информацию можно было получить только из книг или от конкретных «знатоков» посредством обучения у них. Как правило, заработки таких носителей информации были весьма солидными. Недаром в Средневековье бытовала даже поговорка: «Он может себе позволить жить, как профессор». Действительно, университетские профессора прошлого получали очень хорошие гонорары, а сами университеты, будучи держателями и хранителями знаний, обладали высоким общественным статусом и авторитетом.

В современном мире все изменилось. Рынок информации теперь функционирует в режиме ее избытка, когда ее предложение намного превышает спрос на нее и даже потенциальную потребность в ней. Уже в середине XX века возникла специфическая инженерная проблема, известная как проблема избыточности информации. А известный современный экономист Нассим Талеб даже сформулировал «кощунственный» афоризм: «Информация в большом количестве обладает свойством токсичности». Иными словами, излишек информации способен отравлять человека, его душу и мозг. При этом информации по любому вопросу стало столько, что охватить ее уже становится проблематичным даже для самых выдающихся умов современности. Параллельно с этим цена всех этих сведений не просто уменьшилась, а для многих из них попросту нуллифицировалась – ее можно бесплатно получить в Интернете, не выходя из дома. В таком мире роль университетов, школ и педагогов уменьшается из-за появления альтернативных источников информации и методов обучения. Все эти изменения перечеркивают афоризм Черчилля, делая его несовременным и слишком категоричным.

Из сказанного не вытекает, что информация потеряла свое значение. Нет, информация по-прежнему важна, но изменились акценты в отношении нее. Теперь важна не сама информация, а умение эффективно работать с ней – отбрасывать все маловажное и ненужное, структурировать ключевые сведения, устанавливать зависимости между разными явлениями и обобщать частные выводы. Более того, наличие даже самой прекрасной и идеально организованной информации само по себе еще не дает никому никаких преимуществ, ибо любая информация по своей природе пассивна и в лучшем случае выступает лишь в роли некоего полезного сообщения. Однако это знание надо «оживить», заставить его работать. А это прерогатива того, кто пользуется информацией. А потому афоризм Черчилля сегодня можно перефразировать следующим образом: «Кто лучше умеет пользоваться информацией, тот и владеет миром». Иными словами, пользователь информации важнее самой информации.

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкая Я.Е. Кто владеет информацией, тот владеет миром: так ли это?// «Неэргодическая экономика», 19.11.2017.

904
4
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматриваются особенности четырех методов измерения и оценки инфляционных ожиданий: социологические опросы; биржевые индикаторы; эконометрические (математические) модели; методы исследования больших данных (BD–технологии). Отмечается, что сосуществование четырех групп методов является следствием двух тенденций последних десятилетий: наличием двух линий развития экономического инструментария, связанными с разработкой и усовершенствованием традиционных методов и с созданием совершенно новых аналитических подходов по обработке больших данных («Big Data»); превращением экономики в инженерную (техническую) науку с присущей ей проблемой инструментального плюрализма. Аргументируется тезис о грядущей рокировке популярности четырех типов методов оценки инфляционных ожиданий.
This article is dedicated to the struggle between major socioeconomic universities (SEUs) of Russia for leading positions in the higher education market. It is shown that only in Russia are SEUs, along with classical universities and technological institutes, the strongest players in the market of higher education establishments. The ranking data of the country’s higher schools of economics for 2013–2016 are given, which demonstrate the escalating competition between the most successful SEUs of Russia, manifested in regular “castling” between the higher education institutions in the top list ranking. The authors emphasize the importance of factors of competitive growth, such as the publication of leading economics journals, the creation of a network of scientific divisions in the structure of universities, the formation of an all–Russia information agenda on their territories, and the development of regional analytics centers.
The focus of this article is the methodological understanding of time in the science of economics. According to the author, this concept has undergone great changes, and the construction of an adequate economic theory is impossible without the correct understanding of the time factor. However, the difficulty lies in the fact that time has a huge number of diverse hypostases.
Яндекс.Метрика



Loading...