Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

| Конференции и семинары |

Финуниверситет и ЦЭМИ РАН сделали совместный доклад на РЭК-2020 о глобальной конкуренции университетов

В Москве преимущественно в дистанционном режиме и очно в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова 21–25 декабря 2020 года прошел IV Российский экономический конгресс (РЭК-2020). В понедельник, 21.12.2020, прошла тематическая Сессия 21.14.2 «Глобальная конкуренция университетов: ответ на современные вызовы». Модератором сессии выступила Татьяна Львовна Клячко из Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. В рамках данной сессии был сделан доклад сотрудниками Центрального экономико-математического института РАН и Финансового университета при Правительстве РФ Евгением Балацким и Наталией Екимовой на тему: «Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов».

В данном докладе авторы сосредоточили внимание на университетах мирового класса (УМК) и их географической представленности в топ–листах глобальных рейтингов университетов (ГРУ). Для этого были рассмотрены данные с 2003 по 2020 гг. таких наиболее популярных и авторитетных институциональных ГРУ как: Academic Ranking of World Universities (ARWU) (2003–2019); National Taiwan University Ranking (NTU) (2007–2019); Quacquarelli Symonds (QS) (2010–2020); SCImago Institution Rankings (SIR) (2009–2020); Round University Ranking (RUR) (2010–2019); Times Higher Education (THE) (2011–2020); Center for World University Rankings (CWUR) (2012–2019); CWTS Leiden Ranking (LR) (2012–2019); Worldwide Professional University Ranking (RankPRO) (2014–2019). Подобная информационная база позволила сделать расчеты максимально объективными.

В своем докладе на цифровом материале авторы показали, что в топ–100 ГРУ число университетов США довольно быстро и уверенно сокращается, тогда как число УМК из стран Азии столь же уверенно растет; вузы Европы также немного улучшают свое положение. Это позволило авторам сделать экспертный прогноз о состоянии рынка УМК к 2030 году. При этом показано, что Россия, в которой амбициозный проект по вхождению пяти вузов в состав УМК – проект 5–100 – завершен, так и не смогла приблизиться к решению поставленной задачи: в топ–100 так и остался один российский вуз. Тем не менее, авторы доклада показали, что российские вузы все-таки проделали большой путь по вхождению в топ–100 предметных рейтингов. Такая «ступенчатая» стратегия является вполне естественной и позволяет в перспективе перейти России к построению отечественных УМК.

Презентацию доклада можно посмотреть на нашем сайте: «Глобальная конкуренция университетов в зеркале международных рейтингов».

707
21.12.2020
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Цель статьи состоит в систематическом рассмотрении концептуальных основ процесса формирования и поддержания общественного договора, его свойств и значения. В работе используются исторический и структурный подходы к исследованию феномена общественного договора в связке с их практическим приложением к современным событиям. Результатом исследования является обоснование и раскрытие авторами шести положений теории общественного договора. В частности, дано систематическое объяснение того, почему понимание справедливости, заложенное в основу общественного договора, существенно меняется с течением времени. Обоснована структура общественного договора, предполагающая наличие постоянной (обязательств населения) и переменной (обязательств власти) частей. Показано, что постоянная часть в форме лояльности населения позволяет сохранять в течение длительного исторического времени само государство как таковое, а переменная часть в форме меняющихся требований к власти обеспечивает эволюцию социума. Сформулированы и формализованы два условия эффективности общественного договора, когда выполнение своих обязательств обеими сторонами контракта ведёт к усилению сраны и улучшению положения масс: уровень обязательств верховной власти и общества должен быть примерно равным; багаж благих дел власти должен превышать багаж её неблагих дел. Показано, что первое условие порождает свойство общественного договора, когда в экстраординарных условиях требование лояльности со стороны власти в адрес населения резко возрастает, а второе условие позволяет понять длительное существование неэффективных режимов правления типа диктатуры, когда деспотия в лице авторитарного правителя даёт пользы больше, чем вреда. Основной вывод работы состоит в обосновании того, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная ситуация для создания эффективного нового общественного договора, потребность в котором ощущалась уже давно. Представленные теоретические положения могут быть использованы в системе государственного управления для формирования содержания нового социального контракта.
According to a general social development theory postulate called the consistency principle, the economic growth rate depends not only upon technological, institutional, and cultural progress, but also upon the degree of consistency between these factor groups. The paper formalizes and verifies this hypothesis by applying econometric models to a sample of 154 countries. GDP growth rate was used as the output variable, and technologies, institutions, and culture quantified via proxy variables of labor productivity, Doing Business, and Corruption Perception Indices, respectively, as input ones. A fixed effect model was built on this basis, with explanatory variables’ coefficients adjusted by means of covariance–dispersion matrices. The empirical calculations confirmed the validity of the consistency principle for a group of rich countries (with above the average per capita income), but not for a group of poor countries with per capita income below the average. The obtained results were interpreted in terms of Acemoglu–Robinson’s “narrow corridor” and the structural competition concepts and the self–organization theory. It is shown that in the scope of the Acemoglu–Robinson concept, the consistency principle becomes a necessary condition for the occurrence of the Red Queen effect.
В статье рассматривается проблема кардинального пересмотра общественного договора (ОД) между российским обществом и верховной властью, которая возникла в результате глобальной трансформации геополитической системы в 2022 году. Начавшиеся сдвиги знаменуют кардинальную смену режима управления страной – с зависимого (колониального) на независимый (суверенный). Предметом статьи являются общие контуры, содержание и логика нового ОД, методологической основой – институциональная теория, парадигма исторических нарративов и философские концепции социальной направленности. Пересмотренный ОД включает следующие требования: новая идеология; определение экономического строя страны; обеспечение профессиональных социальных лифтов и персональной ответственности; интеграция Банка России в общую систему государственного управления; дебюрократизация экономики; борьба с крайними формами неравенства; прекращение неконтролируемой иммиграции; введение ответственности за политический саботаж. Несущей конструкцией нового ОД выступает идеология Русской Цивилизации, которая определяется посредством раскрытия следующих вопросов: понятие, лозунг, экономические и социальные основы, философские основания, ценности, международный статус и внутрироссийское восприятие. Для определения отношения россиян к идее Русской Цивилизации был разработан метод стихийной беседы, который позволил установить «эффект психологического треугольника», суть которого состоит в наличии трех фаз восприятия идеи – отторжение, принятие и использование.
Яндекс.Метрика



Loading...