Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

| Конференции и семинары |

Обсуждение институциональных проблем России прошло в РЭА им. Г.В.Плеханова с участием экспертов из Финансового университета

В Российском экономическом университете (РЭА) им. Г.В.Плеханова 19–20 февраля 2016 года прошла Восьмая международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». В этот раз конференция прошла под тематическим слоганом «От рецессии к стабилизации и экономическому росту». Помимо пленарного заседания на конференции были организованы пять тематических секций, из которых одна и, пожалуй, главная, была посвящена институтам стабилизации российской экономики. Сопредседателями секции были заведующий кафедрой политической экономии РЭУ профессор Р.С.Дзарасов и заведующая кафедрой экономической теории профессор Е.В.Устюжанина. Надо сказать, что на этой секции доминировали представители Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Так, из шести докладов секции три были сделаны сотрудниками Финансового университета.

Последний доклад секции был сделан сотрудниками Финансового университета Е.В.Балацким и Н.А.Екимовой на тему: «Оценка качества институционального пространства в России и за рубежом». В своем сообщении докладчики рассказали о своих результатах сравнительной оценки качества институтов в России, Армении, Киргизии, Белоруссии, Украине, Германии, США и Великобритании. Докладчики показали, что существует две модели институционального развития – атлантическая (англосаксонская), в которой институциональный индекс свободы выше институционального индекса гарантий, и европейская (континентальная), в которой имеет место прямо противоположная ситуация. При этом рекомендации Запада развивающимся странам, к числу которых сегодня относится и Россия, сводятся к призывам скорейшего построения демократии. Между тем опыт показывает, что подобные рекомендации могут привести к разрушительным результатам. Примером тому служит Украина, которая, согласно расчетам докладчиков, «нарастила» политические свободы без адекватного развития экономических и социальных институтов, что, в конечном счете, и привело к масштабным политическим катаклизмам. Тем самым призыв Запада к первостепенному построению демократических основ в развивающихся странах напоминает так называемый Вашингтонский консенсус, представлявший собой свод рекомендаций странам третьего мира; государства, придерживающиеся этого свода правил, развивались крайне плохо, тогда как страны, проигнорировавшие его, получили довольно приличные результаты.

В связи с тем, что доклад содержал конкретную методику, цифры и выводы, он вызвал множество вопросов. Общее мнение о докладе высказала соруководитель секции профессор Е.В.Устюжанина: «Я плохо отношусь ко всяким рейтингам и мне очень хотелось зацепиться за что-нибудь в изложенной методике и покритиковать ее, но у меня это не получилось. Все очень взвешенно, корректно и разумно. Такого рода работы по альтернативной оценке качества институтов действительно нужны».

Более детальное и не менее плодотворное обсуждение проблематики секции и сделанных докладов продолжилось после ее работы в формате дружеского чаепития в РЭА на кафедре экономической теории.

Презентация доклада Е.В.Балацкого и Н.А.Екимовой находится в данном разделе в свободном доступе: «Оценка качества институционального пространства в России и за рубежом».

3141
21.02.2016
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В брошюре дан обстоятельный обзор подходов к государственному регулированию рынка государственных закупок. Среди рассматриваемых стран США, Великобритания, Израиль, Италия, Венгрия, Эстония, Аргентина, Китай, ОАЭ и др. Раскрывается система защиты местного производителя на российском рынке государственных закупок и даются рекомендации по ее совершенствованию.
Экономическое развитие России чрезвычайно неравномерно. Это положение касается и развития системы высшего образования. Какова ситуация в регионах? В статье анализируется образовательный потенциал субъектов РФ на основе 11-летней практики составления образовательного рейтинга регионов России. Показатели рейтинга охватывают разных участников рынка высшего образования и позволяют делать выводы об их заинтересованности в развитии сферы образования в регионе. Показано наличие концентрической модели распределения образовательных услуг по регионам, а также активного процесса «схлопывания» образовательного пузыря, раздутого в России к 2008 году. Кроме того, результаты анализа образовательного рейтинга регионов России сопоставлены с выводами, сделанными по другому рейтинговому продукту, – Рейтингу академической активности регионов России. По ряду регионов отмечено недоиспользование имеющегося у них образовательного потенциала.
В статье рассматривается концепция инклюзивных институтов (КИИ), выдвинутая Д.Аджемоглу и Дж.Робинсоном. Показаны аналогии и параллели КИИ с более ранними экономическими теориями и доктринами, раскрыта их органическая связь и преемственность. Особый акцент сделан на более аккуратном определении инклюзивных и экстрактивных институтов, которое становится возможным благодаря введению понятий гарантий и свобод для двух социальных групп – элит и масс. Показано, что в отсутствие данных уточнений многие системные кризисы не поддаются адекватному объяснению. Внесены корректировки в интерпретацию институционального развития СССР, в котором инклюзивные и экстрактивные факторы развития сочетались гораздо более сложным образом, нежели в трактовке Д.Аджемоглу и Дж.Робинсона.
Яндекс.Метрика



Loading...