Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Методология

Методология. Построение Рейтинга стран мира по уровню потенциала национальных университетских систем включает в себя 2 этапа. На первом этапе производится отбор и классификация университетов, претендующих на звание университетов мирового класса (УМК). Этап предполагает два последовательных шага.

На первом шаге проверяется критерий вхождения вуза в топ–100 одного из авторитетных ГРУ. В качестве учитываемых рейтинговых систем были выбраны следующие 5 ГРУ: The QS World University Rankings (QS), The Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU), The Center for World University Rankings (CWUR) и National Taiwan University Ranking (NTU). Если вуз входит в сотню лучших хотя бы по одному из указанных ГРУ, то он является претендентом на роль УМК. Иными словами, необходимо, чтобы хотя бы один глобальный ранкер (компания-разработчик рейтинга) признал заслуги вуза и включил его в топ–100 своего ГРУ. Преодоление данного «фильтра», на наш взгляд, знаменует собой качественный прорыв для университета и выводит его в разряд международных лидеров. Однако опыт показывает, что подобное вхождение в ГРУ является, как правило, необходимым, но не достаточным условием, ибо такое местоположение должно подкрепляться широтой научных исследований университета и стабильностью его научных результатов. В связи с этим в качестве достаточного условия мы на втором шаге используем критерий вхождения вуза в топ–50 не менее чем по 5 предметным рейтингам по какой-либо рейтинговой системе. Для определенности мы будем использовать данные предметных рейтингов компании QS. Имеющиеся данные показывают, что некоторые вузы могут добиться значительных результатов в узкой области знания, однако этого явно недостаточно для его признания в качестве УМК. Иными словами, предполагается, что вуз должен иметь первоклассные успехи по широкому фронту дисциплин. Данному принципу давно следуют не только классические университеты, но и технологические институты всех стран мира, которые максимально расширяют свои научные интересы и границы, по крайней мере, на широкий спектр социальных наук и наук о жизни. Фактически преодоление такого второго «фильтра» для университета знаменует своеобразный переход количества в качество, когда высокий научный уровень становится нормой для многих направлений деятельности вуза. Вузы, отвечающие данным требованиям, отнесены к категории университетов мирового класса (УМК).

Описанный алгоритм фильтрации вузов может привести к тому, что за пределами «красной линии» окажутся вузы, которым совсем немного не хватает для признания их в качестве УМК (например, они фигурируют в 3–4 предметных рейтингах вместо нормативных 5). Такие вузы мы будем классифицировать как вузы, претендующие на статус УМК (ПСУМК). Наряду с этими университетами мы будем рассматривать вузы, которые заняли, может быть, даже передовые позиции в предметных рейтингах, но по малому числу дисциплин, и не вошли в топ–100 основных ГРУ. Такие вузы являются глобальными по достигнутому научному уровню, но слишком специализированными, чтобы их можно было признать в качестве полноценных УМК, в связи с чем будем их классифицировать как узкопрофильные УМК (УПУМК).

Указанные две категории вузов – ПСУМК и УПУМК – представляют собой переходные формы от вузов, ставших национальными лидерами, к УМК, получившим широкое международное признание. Наличие у страны большого числа ПСУМК и УПУМК говорит о ее научно-образовательном потенциале, который при благоприятных обстоятельствах может быть актуализирован в дополнительное количество УМК.

Второй этап. Предложенная классификация направлена на изучение национальных систем высшего образования на качественном уровне. Вместе с тем она позволяет продолжить анализ и с целью получения количественной оценки потенциала университетских систем. В этих целях можно воспользоваться специальными индексами, оценивающими первый и второй критерии процедуры отбора вузов. Для оценки потенциала вуза при вхождении в общие ГРУ нами используется индекс I:

где xi – ранг (место) университета в i-ом ГРУ.

В соответствии с логикой (1) вуз получает тем больший балл, чем выше его место в рейтинге топ–100, причем берется минимальный номер среди всех рассматриваемых ГРУ. Тем самым учитывается самая высокая оценка вуза, которая имеется в наборе рейтинговых продуктов.

Для оценки потенциала вуза при вхождении в предметные рейтинги компании QS нами используется индекс J:

где y – число предметных рейтингов QS, в которых вуз вошел в топ–50.

В соответствии с логикой (2) вуз получает тем больший балл, чем в большее число предметных рейтингов он вошел по критерию топ–50, преодолев их минимальное число (5).

Тогда международный потенциал вуза исчисляется индексом H:

Отсюда легко оценить и международный потенциал университетской системы государства в целом с помощью индекса W:

где k – индекс вуза страны, вошедшего в одну из категорий – УМК, ПСУМК и УПУМК.

Следовательно, страновой потенциал представляет собой простую сумму потенциалов наиболее передовых университетов рассматриваемого государства.

С помощью индекса W можно построить иерархию страновых университетских систем.

Яндекс.Метрика



Loading...