Алгоритм построения рейтинга выглядит следующим образом.
На первом этапе были отобраны количественные показатели, анализ которых позволил бы сделать некоторые качественные выводы об образовательном потенциале в регионе. Для этого были использованы следующие индикаторы: численность населения региона, численность студентов в регионе, отношение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, численность защитившихся аспирантов в регионе. Несмотря на существующие различия в оплате работников образования разных ступеней, предполагается, что соотношение среднего уровня в оплате по регионам сохраняется независимо от типа образовательных учреждений.
Второй этап представляет собой аналитическую обработку собранных данных. Образовательный потенциал регионов был оценен с точки зрения следующих показателей: обеспеченность образовательными услугами; финансовая обеспеченность; научная результативность.
Обеспеченность образовательными услугами – показатель, определяющий численность студентов вузов в регионе на 10000 человек населения. Этот показатель важен, во-первых, с точки зрения оценки доступности высшего образования в регионе (в смысле обеспеченности региона вузами), во-вторых, как показатель привлекательности этих вузов для молодежи страны и региона.
Показатель финансовой обеспеченности региона представляет собой отношение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации. В данном случае финансовая обеспеченность оценена с точки зрения кадровой заинтересованности работы в том или ином регионе. Очевидно, что финансовая заинтересованность преподавателей играет не самую последнюю роль в формировании качественного образования. Чем выше профессионализм преподавателя, тем более высокие требования к уровню оплаты своей работы им предъявляются. В свою очередь вузы, обеспечивающие более высокий уровень оплаты, имеют возможность приглашать и выбирать специалистов более высокого класса, повышая тем самым качество образования в своем вузе.
Показатель научной результативности определяется как численность защитившихся аспирантов на 100000 человек населения. Дело в том, что в последние годы экономика ориентирована на инновационное развитие. В числе же показателей инновационной активности в регионе (отрасли и т.д.) присутствуют и такие, которые оценивают долю научно-исследовательских подразделений и организаций, участвующих в создании инновационной продукции. Конечно, нельзя напрямую связать этот показатель с численностью защитившихся аспирантов в регионе, однако некая связь здесь присутствует, поскольку рассматриваемый нами показатель научной результативности косвенно может быть оценен как показатель научного потенциала инновационного развития региона.
На третьем этапе пронормированные в процентном выражении по максимальному значению показатели суммируются, после чего определяется И нормируется их среднеарифметическое значение. Регион с максимальным количеством баллов оказывается на первом месте.