Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Методология

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ И ИХ РАНЖИРОВАНИЯ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП

В основе ранжирования российских экономических журналов лежит измерение общественного мнения посредством социологических опросов представителей научного сообщества экономистов и применения принципиально нового алгоритма определении рейтингов научных изданий.

Созданный алгоритм представляет собой взаимосвязанное решение трёх теоретических задач:

  1. определение с использованием метода главных компонент весовой функции агрегирования частных рейтингов, отражающей скрытые соотношения между измеряемыми характеристиками журналов;
  2. построение итеративной процедуры выделения внутри всей совокупности опрашиваемых специалистов подмножества экспертов, отвечающих заданным требованиям, и определение с помощью их оценок базового (агрегированного) рейтинга для каждого журнала;
  3. выделение на основе T-критерия для парных выборок статистически не отличающихся рейтингов изданий и последующего определения с использованием кластерного анализа однородных групп журналов с близкими значениями базового рейтинга внутри каждой из них и значимыми различиями между ними.

Информационной базой ранжирования журналов послужили социологические опросы экономистов – участников третьего Российского экономического конгресса «РЭК-2016» (декабрь 2016), Московского экономического форума «МЭФ-2017» (март 2017) и «XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества» (апрель 2017). Эти опросы проводились с использованием специального сервиса «Google Forms» на основе единой анкеты, содержащей 30 вопросов. В целом, на вопросы анкеты ответили 1059 респондентов, в том числе 675 участников «РЭК-2016», 252 участника «МЭФ-2017» и 132 участника «XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества».

Социологическая анкета. Основной блок вопросов связан с измерениями отношения респондентов к выбранным экономическим журналам. Речь идет о количественных характеристиках журналов и оценках частных рейтингов, которые можно вычислить на основе ответов респондентов на соответствующие вопросы анкеты.

I. Какие отечественные журналы публикуют наиболее интересные Вам статьи?

P. Какие российские журналы, на Ваш взгляд, считаются в экономическом сообществе наиболее престижными?

N. Оцените, пожалуйста, научный уровень российских журналов. Ответы на них позволяют вычислить частные рейтинги экономических журналов для каждого отдельного сегмента и в целом по всему массиву респондентов. Еще один блок анкеты содержит вопросы, ответы на которые дают возможность определить выборку респондентов–экспертов, удовлетворяющих исходно заданным требованиям. При этом статус экспертов присваивается «продвинутым специалистам», которые, отвечая на вопросы анкеты, указали, что:

А. Имеют ученую степень кандидата наук (Ph.D) или доктора наук,

B. Владеют иностранным языком,

С. Считают важным знание экономико-математического аппарата,

D. Читают отечественные и зарубежные журналы,

Е. Публикуют свои статьи в авторитетных российских журналах.

Расчет весовой функции агрегирования частных рейтингов. Ответы на вопросы I; P; N участниками социологических опросов позволяет выполнить стандартную операцию «снижения размерности» и статистически выявить главную компоненту G: G (α1; α2; α3), где α1; α2; α3 – факторные нагрузки для частных рейтингов I; P; N в главной компоненте, определяющие весовую функцию агрегирования (Табл.1).

Табл 1. Весовая функция агрегирования частных рейтингов (результаты факторного анализа)

Факторные нагрузки частных рейтингов Извлечение суммы квадратов нагрузок
I P N Всего Дисперсия % Суммарный %
Главная компонента 0,988 0,990 0,992 2,942 91,066 91,066
Вторая компонента 0,148 -0,106 0,061 0,035 8,168 99,234
Третья компонента -0,041 0,001 -0,119 0,023 0,766 100,000

Полученные факторные нагрузки можно представить в нормализованном виде: α1=0,330, α2=0,335, α3=0,337.

Выделение экспертной группы. Следует подчеркнуть, что в условие принадлежности респондентов к группе экспертов входит публикация статей в группе журналов-лидеров. Вследствие этого выделение указанной группы респондентов (из общего массива) и журналов (из их общего списка) рассматривается в качестве взаимообусловленного процесса, имеющего итеративный характер.

При этом в качестве начального приближения к группе журналов-лидеров может быть использована вся совокупность анализируемых изданий, что позволяет выделить согласно принятой дефиниции, и первое приближение к группе экспертов. На основе ответов респондентов данной группы на вопросы анкеты рассчитываются частные и агрегированный рейтинги, в соответствии с которыми в качестве следующего приближения выбираются издания с наибольшими значениями агрегированного рейтинга - группа журналов лидеров. Процесс продолжается до тех пор, пока результаты следующей итерации не становятся тождественными результатам предыдущей итерации.

Ранжирование журналов. Решение итоговой задачи ранжирования журналов обеспечивается посредством выделения на основе T-критерия для парных выборок, статистически не отличающихся значений вычисленных агрегированных рейтингов журналов и последующего определения с использованием кластерного анализа однородных групп изданий с близкими значениями интегрального критерия внутри каждой из них и статистически значимыми различиями между ними. Главным итогом выполненного исследования является обоснование ранжирования российских экономических журналов и выделение на его основе пяти категорий периодических изданий.

Яндекс.Метрика



Loading...