Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Методология

Методология. Составление рейтинга университетов мирового класса (УМК) предполагает два этапа. Первый этап представляет собой непосредственный отбор вузов, претендующих на роль УМК, состоящий из двух шагов.

На первом шаге проверяется критерий вхождения вуза в топ–100 одного из авторитетных глобальных рейтингов университетов (ГРУ). В качестве учитываемых рейтинговых систем были выбраны следующие 5 ГРУ: The QS World University Rankings (QS), The Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU), The Center for World University Rankings (CWUR) и National Taiwan University Ranking (NTU). Если вуз входит в сотню лучших хотя бы по одному из указанных ГРУ, то он является претендентом на роль УМК. Иными словами, необходимо, чтобы хотя бы один глобальный рэнкер признал заслуги вуза и включил его в топ–100 своего ГРУ. Преодоление данного «фильтра» знаменует собой качественный прорыв для университета и выводит его в разряд международных лидеров. Однако опыт показывает, что подобное вхождение в ГРУ является, как правило, необходимым, но не достаточным условием, ибо такое местоположение должно подкрепляться широтой научных исследований университета и стабильностью его научных результатов. В связи с этим в качестве достаточного условия на втором шаге используется критерий вхождения вуза в топ–50 не менее чем по 5 предметным рейтингам по какой-либо рейтинговой системе. Для определенности использовались данные предметных рейтингов компании QS. Имеющиеся данные показывают, что некоторые вузы могут добиться значительных результатов в узкой области знания, однако этого явно недостаточно для его признания в качестве УМК. Иными словами, предполагается, что вуз должен иметь первоклассные успехи по широкому фронту дисциплин. Данному принципу давно следуют не только классические университеты, но и технологические институты всех стран мира, которые максимально расширяют свои научные интересы и границы, по крайней мере, на широкий спектр социальных наук и наук о жизни. Фактически преодоление такого второго «фильтра» для университета знаменует своеобразный переход количества в качество, когда высокий научный уровень становится нормой для многих направлений деятельности вуза.

На втором этапе отобранные вузы анализируются с целью получения количественной оценки потенциала университетских систем. Для этого можно использовались специальные индексы, оценивающие первый и второй критерии процедуры отбора УМК. Для оценки потенциала вуза при вхождении в общие ГРУ используется индекс I:

где xi – ранг (место) университета в i-ом ГРУ.

В соответствии с логикой (1) вуз получает тем больший балл, чем выше его место в рейтинге топ–100, причем берется минимальный номер среди всех рассматриваемых ГРУ. Тем самым учитывается самая высокая оценка вуза, которая имеется в наборе рейтинговых продуктов.

Для оценки потенциала вуза при вхождении в предметные рейтинги компании QS используется индекс J:

где y – число предметных рейтингов QS, в которых вуз вошел в топ–50.

В соответствии с логикой (2) вуз получает тем больший балл, чем в большее число предметных рейтингов он вошел по критерию топ–50, преодолев их минимальное число (5).

Тогда международный потенциал вуза исчисляется индексом H:

С помощью индекса H можно построить иерархию университетов мирового класса и сравнить между собой отобранные УМК.

Эмпирической базой данных для составления рейтинга выступают 46 предметных рейтингов компании QS по 5 укрупненным направлениям за 2017 год и ГРУ пяти рейтинговых систем – QS, THE, ARWU, CWUR и NTU – за 2016 год. В числе попавших в зону анализа оказалось 393 университета из 42 стран, из которых 107 вузов из 20 стран попали под критерий университета мирового класса.

Яндекс.Метрика



Loading...