Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке»

Прозаический шедевр А.С.Пушкина «Капитанская дочка» продолжает шествие по литературной программе российских школьников. Чем же сегодня может заинтересовать это произведение нынешнюю молодежь? Какие герои и образы романа переосмысливаются и переоцениваются? Как сегодня воспринимается легендарный бунтарь России Емельян Пугачев?

 

Вне всякого сомнения, самым интересным персонажем «Капитанской дочки» А.С.Пушкина является Емельян Пугачев – бунтарь и самозванец. Интересным этот образ делает его неоднозначность и противоречивость.

Особенность и неповторимость Пугачева состоит в его избыточной жизненной силе. Даже его внешний облик свидетельствует об этом. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. …живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Беглый взгляд Гринева на Пугачева выхватил из темноты «черную бороду и два сверкающих глаза». Именно эта природная сила не позволяет ему остаться в рядах обычных крестьян, которые удовлетворены своей жалкой судьбой и не протестуют против убогих условий своего существования. Пугачев не таков – он жаждет любой ценой вырваться из оков крестьянского быта, чего бы ему это ни стоило. И эту установку он сам раскрывает Гриневу в калмыцкой сказке-притче о вороне и орле: «…чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст». Таким образом, неуемная жизненная энергия Пугачева порождает в его душе протест, который обретает форму крестьянского бунта, каких в тот период было не мало.

Но куда и к чему стремился Пугачев в своем необузданном протесте?

Не имея выверенных, всесторонне осмысленных и устойчивых идеалов и высоких целей, он, прежде всего, сам хотел стать полноправным представителем высшего общества, знати. Однако его жизненная сила сыграла с ним злую шутку, сделав его амбиции непомерными и толкая его до самого конца выбранного пути: он возжелал стать не просто дворянином, а первым дворянином страны – царем, государем, императором. Достичь этой цели можно было только одним способом – силой овладеть троном. Объявив себя царем и став самозванцем, он встал во главе крестьянского восстания, которое и должно было вознести его на вожделенный императорский престол.

Но трагедия Пугачева состояла в принципиальной невозможности стать настоящим дворянином. Нехватка воспитания и образования не позволяла самозванцу превратиться в полноправного дворянина. По своим личным качествам он как бы одной ногой стоял в крестьянстве, из которого старался уйти, а другой – в дворянстве, в которое безуспешно стремился войти. Именно это обстоятельство и предопределило раздвоенность личности Емельяна Пугачева. Он искренне сочувствовал людям из народа и увлекал их за собой, но он был способен вызывать симпатию и уважение у дворян, так или иначе склоняя их на свою сторону.

В рекрутировании сторонников он использовал все качества своего характера – угрожая и обольщая, карая и милуя, проявляя свирепость и благородство, творя мародерство и восстанавливая справедливость, проявляя заносчивость и щедрость, он привлекал людей на свою сторону. Например, капитана Миронова, не подчинившегося его власти, он приказывает повесить, а через несколько минут он милует его сподвижника Гринева. Такие жесткие действия имели свои результаты – Швабрин, перепугавшись жестокости Пугачева, вступает в ряды его армии. Разбираясь в людях, он вырывает Марию из лап Швабрина и отдает ее Гриневу, выстраивая тем самым счастливое будущее молодой пары. Пугачев по доброй воле возмещает убыток, нанесенный Гриневу во время его ареста. Зачастую в своем рвении Пугачев доходит до нелепого самообмана, когда сам искренне верит в свое царское происхождение: «Как ты смел противиться мне, своему государю?». Отрицание такого статуса самозванца ведет к хладнокровному приказу казнить несогласного: «Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника».

И все же судьба Пугачева была предрешена изначально – против него была вся мощь Российской империи. И никакие личные качества самозванца не могли изменить ход истории. Этот очередной крестьянский бунт мог быть более или менее длительным, но рано или поздно он все равно был бы подавлен. Однако именно неординарная личность Пугачева превратила рядовой бунт черни в одно из самых ярких событий русской истории. А потому при всей своей неоднозначности этот человек был необходим России для обеспечения социального прогресса. Его личность и действия будоражили умы и крестьян, и дворян. Люди постепенно осознавали необходимость перемен, отмены крепостного права, построения цивилизованных отношений.

Отрубленная «мертвая и окровавленная» голова Пугачева, которая «показана была народу», явилась ценой за ту короткую и яркую жизнь, которую он прожил, а искрометный талант Пушкина-прозаика превратил противоречивую личность самозванца на российский престол бессмертным персонажем русской литературатуры.

 

Официальная ссылка на источник:

Балацкая Я.Е. Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке»// «Неэргодическая экономика», 18.04.2016.

 

 

2686
2
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В брошюре дан обстоятельный обзор подходов к государственному регулированию рынка государственных закупок. Среди рассматриваемых стран США, Великобритания, Израиль, Италия, Венгрия, Эстония, Аргентина, Китай, ОАЭ и др. Раскрывается система защиты местного производителя на российском рынке государственных закупок и даются рекомендации по ее совершенствованию.
Экономическое развитие России чрезвычайно неравномерно. Это положение касается и развития системы высшего образования. Какова ситуация в регионах? В статье анализируется образовательный потенциал субъектов РФ на основе 11-летней практики составления образовательного рейтинга регионов России. Показатели рейтинга охватывают разных участников рынка высшего образования и позволяют делать выводы об их заинтересованности в развитии сферы образования в регионе. Показано наличие концентрической модели распределения образовательных услуг по регионам, а также активного процесса «схлопывания» образовательного пузыря, раздутого в России к 2008 году. Кроме того, результаты анализа образовательного рейтинга регионов России сопоставлены с выводами, сделанными по другому рейтинговому продукту, – Рейтингу академической активности регионов России. По ряду регионов отмечено недоиспользование имеющегося у них образовательного потенциала.
В статье рассматривается концепция инклюзивных институтов (КИИ), выдвинутая Д.Аджемоглу и Дж.Робинсоном. Показаны аналогии и параллели КИИ с более ранними экономическими теориями и доктринами, раскрыта их органическая связь и преемственность. Особый акцент сделан на более аккуратном определении инклюзивных и экстрактивных институтов, которое становится возможным благодаря введению понятий гарантий и свобод для двух социальных групп – элит и масс. Показано, что в отсутствие данных уточнений многие системные кризисы не поддаются адекватному объяснению. Внесены корректировки в интерпретацию институционального развития СССР, в котором инклюзивные и экстрактивные факторы развития сочетались гораздо более сложным образом, нежели в трактовке Д.Аджемоглу и Дж.Робинсона.
Яндекс.Метрика



Loading...