Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

Новые инвестиционные институты России

В последние годы российские регионы осваивают новые инструменты активизации инвестиционных процессов. К их числу относятся такие новые явления, как инвестиционные форумы, ситуационные пузыри, деловые завтраки, ярмарки контактов, имиджевые пресс-туры, поликанальный брендинг, сказочная карта страны, институт омбудсмена по инвестициям. В статье даны характеристики данных инвестиционных инструментов.

За прошедшие два десятилетия в России медленно, но верно внедрялись разнообразные инвестиционные инструменты и институты. Государство всячески старалось расширить разнообразие институциональных форм поддержания инвестиционной активности регионов. Так как далеко не всегда можно заранее точно определить эффективность того или иного института, то на практике стихийно проводился в жизнь довольно простой принцип: чем богаче «институциональная фауна», тем больше шансов для выхода из институциональной ловушки [1, с.30]. В данном случае речь идет об инвестиционной ловушке, в которой оказалась Россия после 2000-го года: никакие меры государства по усилению инвестиционной активности долгое время не приводили к заметному результату.

Попытки преодоления инвестиционной ловушки делались как федеральными, так и региональными властями. И здесь накоплен довольно богатый и отчасти даже экзотический опыт, который нуждается в осмыслении и обобщении. Забегая вперед, укажем, что накопленный опыт содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. При этом новые каналы и инструменты инвестирования, как правило, выпадают из традиционных академических исследований. Данная статья представляет собой попытку восполнить образовавшийся аналитический пробел. При этом акцент будет сделан на инвестиционных рынках регионов России и тех подходах, которые предпринимались региональными регуляторами.

 

1. Инвестиционные форумы и их недостатки.

 

В литературе уже был дан обстоятельный обзор рынка региональных инвестиционных форумов (РИФ), где отмечалась роль этого нового инструмента «притяжения» капиталов в регионы страны [2-3]. Однако за последнее время в работе этого важного инструмента стали вскрываться различные недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

Синдром феодала. Почти на всех РИФ в качестве почетного гостя присутствует глава региона – губернатор или президент республики. Если форумы уже обрели особый, международный статус (например, Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), Сочинский форум), главным действующим лицом становится премьер-министр или президент страны. В этом случае действует алгоритм принятия высокого регионального «гостя», который достаточно унифицирован и даже отчасти комичен: организаторы форума водят главу региона по павильонам и показывают ему все, что там представлено. Они как бы информируют его, вводят в курс дела и одновременно хвалятся своими успехами, а главное – они ждут одобрения своей работы со стороны высшего руководства территории. И зачастую это пресловутое одобрение (или, наоборот, порицание) становится чуть ли не главным критерием и итогом деятельности организаторов форума; все остальное превращается во второстепенное приложение. Тем самым получается, что глава региона выступает в роли всесильного феодала, который дает оценку работе собственного форума.

Между тем такое положение дел в силу ряда причин представляется в корне неправильным.

Во-первых, глава региона инициирует форум и соответственно он должен знать обо всех деловых предложениях и проектах, которые приурочиваются к проведению форума. Если же он о них не знает, то это говорит о том, что он не владеет ситуацией и не заинтересован в притоке капитала и запуске бизнес-проектов. Следовательно, при помпезном прохождении по выставочным площадям он фактически расписывается в своем незначительном участии в организации форума и в своей некомпетентности. Более правильным было бы демонстрирование форума гостям в лице инвесторов, ради которых и проводятся подобные мероприятия.

Во-вторых, губернатор должен быть ориентирован не на осмотр стендов форума, а на непосредственный диалог с инвесторами и предпринимателями.

В-третьих, результативность форума должна определяться не субъективными факторами типа одобрения главы региона, а объективными – величиной привлеченных инвестиций, числом и масштабом запущенных проектов.

Таким образом, наличие «синдрома феодала» свидетельствует о смещении системы оценки РИФ в сторону субъективного восприятия со стороны власти. Тем самым можно констатировать начавшееся «разложение» института инвестиционных форумов. Нельзя сказать, что обозначенная тенденция стала всеобщей, однако само наличие искажения внутреннего содержания форумов является симптоматичным. На наш взгляд, в дальнейшем обозначенная тенденция должна быть нейтрализована.

Идеологический фильтр. Взятие федеральным правительством под контроль наиболее престижных РИФ (например, ПМЭФ и Сочинского) ослабляет обратную связь форумов с деловой средой. Например, повестка форума и тематика всех его секций должна быть сформирована или, по крайней мере, одобрена соответствующими министерствами, курирующими форумы. Все предложения по тематике дискуссионной площадки, идущие со стороны потенциальных участников форума, проходят некий идеологический фильтр со стороны федеральных структур власти. Такой подход позволяет отсекать слишком острые проблемы и ставит участников и инициаторов форума в подчиненное положение. Зачастую на региональных форумах начинают дискутироваться слишком глобальные, «вечные» проблемы, доминирует синдром бесконечного обсуждения теоретических вопросов. Тем не менее, региональные форумы, не попавшие под зависимость от федеральной власти, пока по-прежнему обладают полной свободой в выборе повестки дня и тематики. На наш взгляд, региональным властям следует концентрировать усилия на сугубо практических вопросах развития территории и не выпускать тематику форумов из зоны своего пристального влияния.

«Ситуационные пузыри» как источник форумов. Исторически сложилось, что некоторые РИФ России создаются и развиваются под вполне определенные значительные события, порождающие в обществе завышенные ожидания. Типичным примером такого процесса является форум в Сочи, который обрел свое непропорционально большое значение в основном благодаря ожидаемой зимней Олимпиаде-2014. Данное событие инициировало закачку огромных сумм федеральных средств в регион, разворачивание многих инфраструктурных проектов, запуск частно-государственных механизмов и т.п. Анализ международной практики капитализации олимпийских проектов говорит об их неоднозначном влиянии на экономику региона; в последние годы многие из них оказались нерентабельными и не оправдали возлагаемых на них надежд. Это означает, что после проведения Олимпиады, скорее всего, многие иллюзии рассеются и форум в Сочи «сдуется». Тем не менее, для запуска региональных инвестиционных площадок наличие какого-либо экономического «пузыря» в субъекте РФ является очень хорошим предлогом.

Иллюстрацией «пузыря» в Сочи может служить ситуация в сфере предоставления жилья в период проведения форума. Характерен следующий пример: ректор московского вуза, решив совершить незапланированный визит на форум в момент его открытия, столкнулся с тем, что в гостиницах города номеров уже не было, а на частном секторе в районе места проведения официальных мероприятий одна ночь стоила 45 тыс. руб. (1,5 тыс. долл.). Аналогичная ситуация наблюдалась в сфере обслуживания. Так, в отношении представителей общепита на набережной города в местном сленге появилось специальное выражение – «ориентация на рывок», т.е. нацеленность торговцев на выставление астрономических цен и получение сверхприбылей в короткий период проведения форума без подкрепления заоблачных цен соответствующим уровнем качества.

Еще более интересным феноменом можно считать развитие экзотических, но весьма рентабельных форм бизнеса в Сочи в связи с Олимпиадой и Форумом. Речь идет, прежде всего, об охранном бизнесе, представители которого специализируются на охране VIP-персон в течение короткого времени их пребывания в Сочи, например, на Форуме. Стоимость такой охраны, включая бронированный автомобиль с полным комплектом охранных услуг, доходит до 1 млн. руб. в день. И такие услуги оказываются востребованными! Разумеется, это возможно только благодаря вздутию гигантского «олимпийского пузыря». Можно предположить, что такой искусственный бизнес является неустойчивым и, скорее всего, после 2014 года он исчезнет.

Сказанное отнюдь не перечеркивает значения РИФ как нового и во многом уникального канала проникновения капиталов в регионы страны; речь идет скорее о необходимости корректировок в организации этого института.

 

2. Деловые завтраки.

 

Еще одним новым, если не сказать модным, направлением привлечения инвестиций в регионы выступают так называемые деловые завтраки. Для примера укажем, что 15.03.2013 в Доме правительства г.Красногорска исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Воробьев встретился с представителями бизнеса в формате делового завтрака. На встрече присутствовало около 200 человек. Во время завтрака глава региона выступил с презентацией инвестиционных возможностей Московской области; в пресс-центре для представителей СМИ была организована прямая трансляция мероприятия. В таких случаях пресс-службы губернаторов заранее распространяют объявления о подобных мероприятиях и на вполне демократической основе осуществляют оперативную аккредитацию желающих посетить деловой завтрак.

Подобный формат совмещения утреннего угощения с неформальным рассказом о нуждах и возможностях региона позволяет в неформальной и доверительной обстановке обсудить многие вопросы инвестирования. В ряде случаев устанавливаются прямые контакты между представителями бизнеса и власти, а порой достигаются предварительные деловые договоренности. При кажущейся нарочитости и помпезности деловых завтраков этот формат установления контакта между бизнесом и властью, не претендуя на ведущую роль, может считаться эффективным вспомогательным инструментом привлечения инвестиций в регион.

Примечательно то, что история данного института относительно небогатая и насчитывает примерно 5 лет. Это примерно в три раза меньше, чем история инвестиционных форумов, насчитывающая около 15 лет. Тем самым можно предположить, что институт форумов стихийно породил институт деловых завтраков. Действительно, эффективная модель деловых завтраков может сложиться только при ее разумной «вплетенности» в более стратегический инвестиционный инструмент – форумы. В этом смысле есть все основания полагать, что за деловыми завтраками большое будущее.

Деловые завтраки можно воспринимать как хорошее дополнение к региональным форумам. Так, если форумы проводятся примерно раз в год, то деловые завтраки могут проводиться гораздо чаще (например, раз в месяц), тем самым эффективно заполняя временные пустоты между форумами. За счет деловых завтраков достигается непрерывность диалога власти и бизнеса между форумами. Кроме того, этим обеспечивается преемственность между краткосрочной (деловые завтраки) и долгосрочной (форумы) формами диалога. Правильная логистика в проведении данных двух мероприятий является залогом инвестиционной привлекательности региона. Более того, можно констатировать, что встроенность института деловых завтраков в институт инвестиционных форумов свидетельствует о достижении определенной зрелости обоих институтов, т.к. в этом случае возникает эффект сопряжения: чем эффективнее деловые завтраки, тем эффективнее инвестиционные форумы, и наоборот.

 

3. Ярмарки контактов.

 

В последнее время получило распространение такое явление, как ярмарки контактов. Данное явление имеет множество отраслевых разновидностей. Бесспорным лидером в данном начинании является Калужская область. Например, в 2012 году была проведена первая Калужская «Ярмарке кредитов», на которой Региональный фонд поддержки предпринимателей и 21 банк предлагали льготные условия кредитования малого бизнеса [4]. Благодаря этому калужские предприниматели получили возможность взять кредиты под низкие проценты, что логичным образом вызвало у них живой интерес: за один день ярмарку посетило более 150 представителей малых и средних предприятий. Хотя точных данных о заключенных договорах нет (все конкретные договоренности являются коммерческой тайной), косвенные данные свидетельствуют о том, что кредитные организации и бизнесмены нашли друг друга. Так, только предложениями Фонда поддержки предпринимательства заинтересовалось 35 компаний – это примерно месячная норма клиентов, обращающихся в Фонд. «Ярмарка кредитов» организована государственным Фондом поддержки предпринимателей Калужской области и региональным Министерством развития информационного общества и инноваций. Помимо всего прочего бизнесмены получили на ярмарке многопрофильные консультации; в рамках деловой программы работала «Точка доступа» к руководителям органов власти, специалистам налоговой службы, бизнес-экспертам, а также «Территория коммуникаций», где можно было провести переговоры и найти новых деловых партнеров [5].

Другим подобным начинанием являются аграрные ярмарки. Так, в Калужской области реализуются меры по формированию системы сбыта сельскохозяйственной продукции. На системной основе проводится сельскохозяйственная ярмарочная торговля, которая пользуется высокой популярностью у населения. В течение 2012 года на территории Калужской области было проведено более 130 крупных аграрных ярмарок областного уровня. Число работающих аграрных рынков в Калужской области за год увеличилось на 12%, а их доля в общем числе действующих в области розничных рынков выросла с 10% до 17%; заготовительный оборот Калужского облпотребсоюза вырос на 18% [6].

Еще одно прогрессивное начинание по организации ярмарки контактов в Калужской области проходит в форме периодически проводимых круглых столов, где с одной стороны сидят держатели проектов (предприниматели, инвесторы, разработчики, инноваторы), а с другой – чиновники (представители администрации, городских служб и т.п.). Модератором мероприятия выступает либо вице-губернатор, либо его помощник. Предприниматели делают презентацию своих проектов, непосредственно адресуясь функциональным администраторам области. В ряде случаев, например, при презентации проекта в сфере ЖКХ, предпринимателя сразу отправляют на другой конец стола – к чиновнику, отвечающему за ЖКХ. В рамках такой ярмарки контактов многие предложения обсуждаются с заинтересованными чиновниками в режиме он-лайн. Иногда после завершения ярмарки предприниматель с чиновником тут же отправляются на объект (например, строительный) для обсуждения деталей проекта. Вся встреча протоколируется, чтобы впоследствии чиновников можно было проконтролировать в разрезе внедрения ими прогрессивных предложений. Подобный формат прямого контакта бизнеса и власти является чрезвычайно плодотворным и пока не до конца использованным инструментом.

В целом ярмарки контактов, также как и бизнес-завтраки, представляют собой дополнительный инвестиционный институт к региональным форумам. При этом ярмарки контактов имеют более жесткую привязку к конкретным рынкам. В связи с этим периодичность ярмарок контактов по сравнению с бизнес-завтраками может быть как более частой (в случае аграрных ярмарок), так и более редкой (в случае ярмарок кредитов).

 

4. Форумы регионов за рубежом.

 

Некоторые регионы перерастают свои собственные границы и устремляются вовне – на мировой рынок инвестиций. В некоторых случаях они проводят свои собственные инвестиционные форумы за пределами России. Например, в 2012 году в Лондоне состоялся инвестиционный форум «Investment Opportunities in Tatarstan» с участием президента Республики Татарстан Р.Минниханова. Организатором форума выступило Агентство инвестиционного развития РТ в партнерстве с британским телеканалом CNBC. Форум прошел в рамках крупномасштабной PR-кампании, направленной на продвижение республики как инвестиционной площадки на мировых рынках. В мероприятии приняло участие более 150 представителей мирового бизнес-сообщества, руководителей крупнейших международных компаний, банков и инвестиционных фондов, головные офисы которых располагаются в Лондоне. В ходе работы международного форума ответственные лица сделали ряд презентаций и дали массу комментариев. Наиболее интересные моменты бизнес-обсуждений форума транслировались на канале CNBC в прямом эфире по всему миру. Непосредственным итогом встречи явилось подписание соглашения о сотрудничестве между компанией «Siemens AG» и Республикой Татарстан и меморандума о взаимопонимании по вопросу реализации проекта создания Международного выставочного и конференц-центра в рамках проекта «СМАРТ Сити Казань» между Корпорацией развития Республики Татарстан и компанией «Strategic Marketing & Exhibitions» (ОАЭ) [7].

Другим инвестиционным каналом является участие региона в международных форумах, где он наводит необходимые связи. Так, например, на встрече президента Республики Татарстан Рустама Минниханова с генеральным директором Инвестиционного агентства Дубаи (FDI – Foreign Direct Investment) Фахадом аль Гергави, состоявшейся в рамках инвестиционного форума «Annual Investment Meeting 2011» (AIM-2011) в Дубаи, было принято решение об открытии представительства Республики Татарстан в эмирате Дубаи. Основная задача создаваемой структуры – представлять торгово-экономические интересы Республики Татарстан в ОАЭ и во всей зоне Персидского залива. На этом же форуме была достигнута договоренность о том, что бизнес-делегация представителей ОАЭ примет участие в саммите исламского бизнеса и финансов «Kazansummit-2011» в столице Татарстана. Кроме того, стороны обсудили вопрос открытия прямого воздушного сообщения между Дубаи и Казанью; глава FDI выразил готовность лоббировать этот вопрос [8].

Таким образом, РИФ выступают в качестве институционального ядра, вокруг которого выстраивается сеть дополнительных институтов, в которую входят «именные» форумы регионов в разных странах, а также участие в международных форумах за рубежом. Внутри страны к форумам «подвешиваются» деловые завтраки и ярмарки контактов.

 

5. Имиджевые пресс-туры в регионы.

 

В настоящее время стало уже совершенно очевидно, что непременным условием прихода инвестиций в регион является его позитивный имидж в глазах населения вообще и инвестора в частности. В связи с этим многие регионы России начали борьбу за свой имидж и за построение регионального бренда, который обладал бы качествами узнаваемости и позитивности. Первым шагом в этом направлении является организация пресс-туров, организуемых администрациями регионов. Для примера сошлемся на опыт Псковской области, где в 2012 году была организована серия пресс-туров, направленных на ознакомление группы из 9-12 журналистов из разных изданий с ключевыми достопримечательностями территории. В рамках этих туров журналисты смогли увидеть исторический Псков и его окрестности, южную столицу области Великие Луки, озерную столицу Себеж, базу отдыха «Волынь», окруженную Жижицким озером, Свято-Успенский Псковско-Печерский скальный монастырь. Непосредственная организация пресс-туров возложена на Информационный туристский центр (ИТЦ) Пскова, сотрудники которого не только сопровождают корреспондентов, но и отслеживают все их публикации в СМИ. Исходная задача ИТЦ и состояла в создании блока статей с фотографиями, разбросанных в разных российских газетах и журналах, включая Интернет-издания.

Разумеется, даже идеально организованный пресс-тур сам по себе не может дать региону инвестиций. Однако в долгосрочном периоде при регулярном проведении акции позитивный эффект неизбежен. Фактически для администрации региона затраты на пресс-туры представляют собой инвестиции в будущее, надежду на их возврат с приростом. Здесь нет никаких гарантий, но и без этих инвестиций не обойтись. Власти многих регионов это осознают, чем и обусловлено развитие самого института пресс-туров.

 

6. Комплексный брендинг.

 

Как уже было отмечено, в настоящее время все регионы заинтересованы в создании своего положительного имиджа и узнаваемого бренда. Это предполагает тесное сотрудничество со СМИ. Однако опыт показал, что моноканальный брендинг не дает положительных результатов, т.е. нужен поликанальный брендинг. Под таковым понимают покупку, как правило, у медиа-холдинга пакета услуг, который включает одновременное продвижение региона на теле- и радиоканалах, на Интернет-порталах и в бумажных изданиях (газетах, журналах). Только в этом случае можно «захватить» своего потенциального потребителя; в противном случае клиент, не использующий выбранный рекламодателем коммуникационный канал, будет потерян для региона, а аудитория информированных лиц будет постоянно не добирать до своего потенциала. Тем самым в качестве операторов эффективного регионального брендинга выступают только крупные медиа-объединения; отдельные узкопрофильные СМИ отсекаются от этого процесса. Реакцией на комплексный брендинг стало объединение СМИ в медиа-холдинги, которые могли бы эффективнее конкурировать на рынке информационных услуг.

Для иллюстрации данной мысли можно привести пример медиа-холдинга «Эксперт», который имеет множество информационных каналов (бумажные журналы, сайт, рейтинговое агентство, ТВ-канал и т.п.). Однако, по мнению аналитиков, весь холдинг может быстро закрыться, если он откажется от издания своих бумажных журналов. И наоборот, закрытие сайта «Эксперта» также способно привести к ликвидации других подразделений компании. Таким образом, диверсификация коммуникационных каналов превратилась в стандартный способ конкуренции как самих СМИ, так и предоставляемых ими продуктов. Регионы пользуются этой ситуацией и реализуют стратегию поликанального брендинга.

 

7. Инновации регионального брендинга.

 

В настоящее время многие российские регионы для привлечения инвестиций используют разные нестандартные подходы. К числу таковых относится относительно молодой, но очень любопытный проект, получивший название «Сказочной карты России». Автор этой идеи А.Козловский предложил составить карту страны, на которой были бы нанесены места рождения известных сказочных, былинных и даже литературных героев. Эта идея получила отклик у глав региональных администраций, после чего началась конкуренция регионов за достойное место на новой карте России. Сегодня на нее нанесено уже более 30 точек [9].

Не следует недооценивать данное «сказочное» событие. У него есть множество достаточно серьезных и зримых экономических последствий. Для примера возьмем Псковскую область, признанную родиной русалочки. Во-первых, это дало старт строительству символической резиденции русалочки, которая должна стать местом паломничества туристов, ищущих местную историческую и сказочную экзотику. Более того, опыт показывает, что инвестиции в строительство подобной резиденции могут быть довольно большими и неоднократными. Например, в Великом Устюге сначала была построена одна, скромная, резиденция Деда Мороза, а после «раскрутки» проекта началось строительство другой, более грандиозной резиденции. Во-вторых, наличие такого экзотического туристического центра в области действительно привлекает туристов. И если исторические и архитектурные достопримечательности города могут «зацепить» не слишком много людей, то сказочные персонажи с их колоритом и необычной атмосферой становятся серьезной приманкой для многих путешественников, особенно для семей с детьми. Характерным примером тому может служить Великий Устюг, который со своим Дедом Морозом превратился в популярное место паломничества и семейного отдыха, что в корне изменило сам город, его инфраструктуру и деловую атмосферу. В-третьих, наличие некоего культурного бренда у области и города делает их более открытыми и понятными для широкой общественности. Более того, для инвестора и потенциального посетителя это служит знаком того, что они имеют дело с цивилизованным местом, имеющим свои оригинальные культурные традиции. Все это развеивает возможные страхи со стороны потенциальных инвесторов и бизнесменов.

Нельзя не упомянуть пример Великого Устюга, администрация которого прошла большой путь. Сначала она заключала договора на доставку туристов с различными транспортными фирмами; по мере накопления средств она закупила свои собственные автобусы и взяла на себя все перевозки. Параллельно развернулось строительство гостиниц в городе, открывались рестораны и кафе, налаживались развлекательные программы и т.п. Все это изменило город, находящийся в стороне от всех экономических магистралей.

Проект «Сказочной карты России» явился первым шагом регионального брендирования, породив похожие начинания. Например, многие регионы собираются «застолбить» себя и на «вкусной карте России», идея которой также принадлежит А.Козловскому и предполагает нанесение на карту страны мест, которые признаются родиной разных исконно русских вкусных блюд. Это еще одна приманка для российских и иностранных туристов. Третий проект А.Козловского предполагает установление связей между сказочными городами-побратимами. Таковыми, например, являются Псков и Копенгаген – их символами выступает русалочка. Такой имиджевый ход направлен на укрепление туристических позиций Псковской области и привлечение иностранных туристов на постоянной основе.

 

8. Институт омбудсмена по инвестициям.

 

В 2011 году в России был введен институт омбудсмена по инвестициям – статус уполномоченных по инвестициям получили семь заместителей полпредов главы государства в федеральных органах и помощник полпреда президента в Центральном федеральном округе [10]. С этого момента в России появились правозащитники по инвестициям, которые призваны облегчить приход инвестиций в российские регионы и способствовать продвижению имеющихся инвестиционных проектов.

Работа инвестиционного омбудсмена ведется в трех направлениях. Во-первых, это работа с административными структурами федеральных, региональных и муниципальных образований. В этой части омбудсмен должен преодолевать административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности инвесторов, и заниматься упрощением системы регулирования. Во-вторых, это преодоление бюрократических препон в части умножающегося числа подзаконных актов и нормативных документов. С ними правозащитники разбираются при поддержке Минэкономразвития России, которому предоставлены дополнительные полномочия предлагать Минюсту страны отменять ведомственные акты. В-третьих, это налаживание коммуникации с инвесторами, включая быстрое рассмотрение поступаемых от них жалоб.

Новый институт является беспрецедентной для России мерой по соблюдению прав инвесторов в регионах, что снижает бизнес-риски и способствует формированию цивилизованного инвестиционного рынка в стране.

 

***

 

Все рассмотренные инструменты инвестирования являются во многом нестандартными, которые порождены острым дефицитом капитала в субъектах РФ. Тем не менее, без них уже трудно себе представить региональный инвестиционный рынок. Не исключено, что в дальнейшем внедрение новых каналов и инструментов инвестирования продолжится.

 

Литература

 

1. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы// «Экономика и математические методы», 1999, Т.35, №2.

2. Балацкий Е.В. Региональные инвестиционные форумы России: оценка привлекательности// «Мир измерений», №11(129), 2011.

3. Балацкий Е.В. Региональные инвестиционные форумы России: особенности нового рынка// «Капитал страны», 10.12.2011 (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/196878/).

4. Шулепова Е. В Калуге прошла «ярмарка кредитов» для малого бизнеса// «Российская газета», 07.12.2012 (http://www.rg.ru/2012/12/07/reg-cfo/yarmarka-anons.html).

5. Прохоров С. В Калуге пройдет первая «Ярмарка кредитов»// «Калужский бизнес-журнал», 03.12.2012 (http://business.kp40.ru/?cid=600&nid=28264).

6. В Калужской области открываются новые сельскохозяйственные ярмарки// Информационное агентство INFOLine, 15.10.2012 (http://advis.ru/php/view_news.php?id=3EE9FF0F-7CA0-224D-87EF-03E3020332B8).

7. В Лондоне состоялся инвестиционный форум «Investment Opportunities in Tatarstan» // «Капитал страны», 30.11.2012 (http://www.kapital-rus.ru/news/219838).

8. Представительство Республики Татарстан будет организовано в ОАЭ// Общероссийское информационное агентство мусульман «Info-Islam», 13.05.2011 (http://www.info-islam.ru/publ/novosti/tatarstan/predstavitelstvo_respubliki_tatarstan_budet_organizovano_v_oaeh/2-1-0-7556).

9. Балацкий Е.В. Псков «застолбил» место на сказочной карте России// «Капитал страны», 13.05.2012 (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/207161).

10. Мельников А.В. Кому пожалуется инвестор? // «Капитал страны», 04.08.2011 (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/188761).

 

 

Официальная ссылка на статью:

 

Балацкий Е.В. Новые инвестиционные институты России// «Terra Economicus» , Том 11, №3, 2013 С.12–19. 

 

4602
8
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В статье рассматривается институт ученых званий в России, который относится к разряду рудиментарных или реликтовых. Для подобных институтов характерно их номинальное оформление (например, регламентированные требования для получения ученого звания, юридическое подтверждение в виде сертификата и символическая ценность) при отсутствии экономического содержания в форме реальных привилегий (льгот, надбавок, должностных возможностей и т.п.). Показано, что такой провал в эффективности указанного института возникает на фоне надувающегося пузыря в отношении численности его обладателей. Раскрывается нежелательность существования рудиментарных институтов с юридической, институциональной, поведенческой, экономической и системной точек зрения. Показана опасность рудиментарного института из–за формирования симулякров и имитационных стратегий в научном сообществе. Предлагается три сценария корректировки института ученых званий: сохранение федеральной системы на основе введения прямых бонусов; сохранение федеральной системы на основе введения косвенных бонусов; ликвидация федеральной системы и введение локальных ученых званий. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого сценария.
The article considers the opportunities and limitations of the so-called “People’s capitalism model” (PCM). For this purpose, the authors systematize the historical practice of implementation of PCM in different countries and available empirical assessments of the effectiveness of such initiatives. In addition, the authors undertake a theoretical analysis of PCM features, for which the interests of the company and its employees are modeled. The analysis of the model allowed us to determine the conditions of effectiveness of the people’s capitalism model, based on description which we formulate proposals for the introduction of a new initiative for Russian strategic enterprises in order to ensure Russia’s technological sovereignty.
The paper assesses the effectiveness of the Russian pharmaceutical industry so as to determine the prospects for achieving self–sufficiency in drug provision and pharmaceutical leadership in the domestic market, more than half of which is occupied by foreign drugs. Effectiveness is considered in terms of achievements in import substitution (catching–up scenario), and in the development of domestic drugs (outstripping scenario). A comparison of the main economic indicators for leading foreign and Russian pharmaceutical companies reflects a disadvantaged position of the latter. The governmental target setting for domestic pharmaceutical production is compromised by interdepartmental inconsistency in the lists of essential drugs. A selective analysis of the implementation of the import substitution plan by the Ministry of Industry and Trade of Russia since 2015 has revealed that, even on formal grounds, Russia still has not established a full–fledged production of many drugs (in particular, the dependence on foreign active pharmaceutical substances still remains, and there are very few domestic manufacturing companies). The premise concerning fundamental impossibility to implement the outstripping scenario is substantiated by the fact that there is an insignificant number of original drugs for which Russian developers initiated clinical trials in 2020–2022. The results obtained show that the current situation in the Russian pharmaceutical industry does not promote the achievement of drug self–sufficiency. A proposal to consolidate assets, coordinate production programs and research agendas for accelerated and full–fledged import substitution was put forward. Prospects for research in the field of import substitution are related to deepening the analysis of production indicators, increasing sales, as well as enhancing clinical characteristics of reproduced drugs compared to foreign analogues. In the sphere of analyzing the innovativeness of pharmaceutical production, it seems advisable to methodologically elaborate on identifying original drugs and include this indicator in the industry management.
Яндекс.Метрика



Loading...