Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

| Конференции и семинары |

Финансовый университет поднял дискуссию о роли Интернет-технологий в науке и образовании

В Москве в Финансовом университете (ФУ) при Правительстве Российской Федерации 22–24 марта 2017 года состоялась Международная научно-методическая конференция «Smart-технологии в образовании: портрет выпускника 2020». В рамках данного мероприятия Департаментом экономической теории ФУ была проведена Smart-дискуссия на тему «Интерактивные технологии и Smart-образование в преподавании экономической теории». На этой дискуссионной площадке 23 марта 2017 года выступили директор Центра макроэкономических исследований ФУ Е.В.Балацкий и ведущий научный сотрудник указанного центра Н.А.Екимова с докладом на тему: «Роль Интернет-технологий в преодолении научного неравенства российских регионов». Модераторами мероприятия выступили научный руководитель Департамента экономической теории ФУ Р.М.Нуреев, доцент Кафедры политической экономии Экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, депутат Совета депутатов в Муниципальном округе Гагаринского района города Москвы, председатель бюджетного комитета М.А.Чирков, профессор Института проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН Р.М.Нижегородцев.

 

В ожидании своей очереди для доклада

 

В докладе Е.В.Балацкого и Н.А.Екимовой были представлены результаты многолетнего рейтингования ФУ участников рынка экономических исследований, в частности, рейтинг академической активности регионов России (экономика). Так, докладчики показали, что в России сложилась концентрическая модель организации отечественной науки, когда все ресурсы и результаты в сфере экономических исследований сосредоточены на строго ограниченном участке территории; остальное пространство страны оголено и не может принять участия в борьбе за право быть полноценным участником данного рынка. Иными словами, в России реализована модель с узким передовым научным ядром и обширной научной периферией. Кроме того, в 2013–2015 гг. наблюдалось усиление процесса маргинализации российских регионов, когда все большее число региональных участников рынка оказывалось за бортом развернувшейся конкуренции и все большее число регионов «выдавливалось» с рынка передовых исследований на фоне сжимающегося регионального научного ядра.

 

 

Доклад в разгаре

 

Авторы доклада подчеркнули, что Интернет-технологии позволяют частично сократить указанное неравенство на рынке научных журналов за счет: во-первых, создания региональных научных Интернет-журналов (без бумажной версии), позволяющих снизить производственные издержки (пример – журнал Высшей школы экономики «Экономическая социология»); во-вторых, создания Интернет-сервисов для авторов (пример – «Журнал Новой экономической ассоциации», где с 1 сентября 2016 года статьи к публикации принимаются только в электронном виде через личный кабинет автора на сайте журнала); в-третьих, формирования общероссийской сети экспертов, осуществляющих рецензирование в журналах, что позволяет обеспечить квалифицированное рецензирование в нормативные сроки (1 месяц) (пример – «Журнал Новой экономической ассоциации», где действует общероссийская сеть из 150 экспертов, осуществляющих рецензирование в удаленном доступе); в-четвертых, повышения Интернет-культуры оформления сайтов научных журналов с целью улучшения имиджа журнала, повышения его репутации и привлечения большего числа авторов.

 

Сопереживая за коллегу

 

Однако, как отметили Е.В.Балацкий и Н.А.Екимова, новые технологии должны использовать не только научными журналами, но и вузами. Для этого необходимо: во-первых, внедрение принципа дистанционного работодателя в региональных вузах: прием на работу в вузы людей из других регионов на основе дистанционных коммуникаций (проведение вебинаров, on-line конференций, дистанционных курсов, дистанционное участие в исследовательских проектах и т.п.) (пример – Дальневосточный федеральный университет, проводящий общероссийские конкурсы на занятие вакантных должностей научных сотрудников); во-вторых, включение в образовательный процесс практики показа видеофильмов о новых научных тенденциях и разбора последних научных статей, опубликованных в научных западных журналах, на семинарских занятиях (пример Российская экономическая школа, где проведение спецсеминаров с разбором последних научных достижений и статей ведущих экономистов происходит регулярно в рамках магистерских программ).

После доклада состоялась дискуссия по поводу затрагиваемых в докладе вопросов. Было задано множество вопросов и высказаны многочисленные комментарии и дополнения.

Презентацию доклада Е.В.Балацкого и Н.А.Екимовой в PDF-формате можно посмотреть на нашем сайте.

375
23.03.2017
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
Данная брошюра является первым изданием серии «Доклады РИЭПП», представляющей собой тематические доклады Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере на наиболее острые темы относительно развития науки и образования в России. В докладе раскрываются основные элементы современной модели организации и функционирования университетских эндаументов в передовых странах мира. Раскрываются основные недостатки действующей в России модели эндаументов и формулируются рекомендации по ее совершенствованию с целью ускорения строительства в стране университетов, обладающих международной конкурентоспособностью.
«Ядерный» рейтинг экономистов России – список 500 экономистов России, имеющих наивысшие библиометрические показатели в ядре РИНЦ. Данный рейтинг является составной частью проекта «Академические рейтинги», осуществляемого сотрудниками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Разрабатывается с 2017 года инициативной группой исследователей.
В разделе представлен Рейтинг национальных университетских систем с подробным описанием методологии его составления и эмпирическими результатами за разные годы. Данный рейтинг является составной частью исследовательского проекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Академические рейтинги». Специфика рейтинга состоит в учете международного университетского потенциала России в контексте ведущих стран мира.
Яндекс.Метрика



Loading...