Неэргодическая экономика

Авторский аналитический Интернет-журнал

Изучение широкого спектра проблем экономики

| Конференции и семинары |

Сотрудники из Финансового университета оживили Леонтьевские чтения в Санкт-Петербурге

Уже в 15-ый раз состоялись ежегодные «Леонтьевские чтения», традиционно проходящие в Санкт-Петербурге в Леонтьевском центре. В этот раз конференция проходила 12–13 февраля 2016 года, а ее тема была обозначена весьма интригующим образом: «Экономическая теория и политология: игнорирование, конкуренция или сотрудничество?». Под стать теме конференции были и доклады – все несли в себе определенную изюминку и интригу. Увы, большинство выступлений участников не оправдали громких названий своих докладов. Скорее всего, это связано с тем, что сами выступления были изначально задуманы не как сообщение о проделанном исследовании и конкретных результатах на стыке наук, а как некие рассуждения о возникающих наложениях и переплетениях тематики двух наук – экономики и политологии.

Однако если не предъявлять слишком высокие требования к докладам, то можно смело утверждать, что выбранный дискурс задал хороший тон дискуссии. В ряде случаев задаваемые докладчикам вопросы и высказываемые контраргументы были действительно острыми и интересными. Можно надеяться, что эти хитрые контрпримеры диспутантов дадут свои результаты в последующих разработках и публикациях участников конференции.

В целом же конференция проходила в ровном и политкорректном режиме. Слушатели очень спокойно выслуживали докладчиков, спокойно задавали вопросы и даже как-то несколько вяло вступали с ними в некую условную дискуссию. На этом фоне доклад, сделанный представителями Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Евгением Балацким и Натальей Екимовой на тему «Эффективность институционального развития России: альтернативная оценка», вышел за рамки «спокойного» формата конференции. Наличие в сообщении новой методологии оценки эффективности институтов, сравнительные цифры по разным странам и выводы политического характера вызвали бурную реакцию. Слушатели практически сразу разделились на два лагеря – приверженцев и противников выступающих. Ведущий Андрей Заостровцев был даже вынужден не только ограничить поток вопросов, но и вмешаться в дискуссию, так как в определенный момент среди участников разгорелись нешуточные споры, которые заглушили все ответы докладчика и грозили перейти в автономную интермедию. Тем не менее, обмен конструктивными мнениями состоялся. Более того, имел место даже забавный факт: докладчики познакомились с Михаилом Ильиным, одним из основных исполнителей «Политического атласа современности», проекта, на который они ссылались в ходе своего исследования и который ими оценивался как наиболее передовой в рамках тематики, связанной с составлением международных институциональных рейтингов.

Ели говорить об организации конференции, то надо отдать дань ее устроителям – все было выше всяческих похвал. Пожалуй, только мест в зале было впритык – надо было искать, куда можно приземлиться.

Презентация доклада Е.В.Балацкого и Н.А.Екимовой находится в данном разделе в свободном доступе: «Эффективность институционального развития России: альтернативная оценка».

1785
15.02.2016
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Отправить комментарий
Публикации
В брошюре дан обстоятельный обзор подходов к государственному регулированию рынка государственных закупок. Среди рассматриваемых стран США, Великобритания, Израиль, Италия, Венгрия, Эстония, Аргентина, Китай, ОАЭ и др. Раскрывается система защиты местного производителя на российском рынке государственных закупок и даются рекомендации по ее совершенствованию.
Экономическое развитие России чрезвычайно неравномерно. Это положение касается и развития системы высшего образования. Какова ситуация в регионах? В статье анализируется образовательный потенциал субъектов РФ на основе 11-летней практики составления образовательного рейтинга регионов России. Показатели рейтинга охватывают разных участников рынка высшего образования и позволяют делать выводы об их заинтересованности в развитии сферы образования в регионе. Показано наличие концентрической модели распределения образовательных услуг по регионам, а также активного процесса «схлопывания» образовательного пузыря, раздутого в России к 2008 году. Кроме того, результаты анализа образовательного рейтинга регионов России сопоставлены с выводами, сделанными по другому рейтинговому продукту, – Рейтингу академической активности регионов России. По ряду регионов отмечено недоиспользование имеющегося у них образовательного потенциала.
В статье рассматривается концепция инклюзивных институтов (КИИ), выдвинутая Д.Аджемоглу и Дж.Робинсоном. Показаны аналогии и параллели КИИ с более ранними экономическими теориями и доктринами, раскрыта их органическая связь и преемственность. Особый акцент сделан на более аккуратном определении инклюзивных и экстрактивных институтов, которое становится возможным благодаря введению понятий гарантий и свобод для двух социальных групп – элит и масс. Показано, что в отсутствие данных уточнений многие системные кризисы не поддаются адекватному объяснению. Внесены корректировки в интерпретацию институционального развития СССР, в котором инклюзивные и экстрактивные факторы развития сочетались гораздо более сложным образом, нежели в трактовке Д.Аджемоглу и Дж.Робинсона.
Яндекс.Метрика



Loading...